Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2017 (2-5604/2016;) от 13.12.2016

Дело № 2-123/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2017 года                                                                 город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Киреевой Е.В.,

при секретаре Полторацкой О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньшовой Л.К. к обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

    Меньшова Л.К. обратилась в суд с иском, к обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» (далее по тексту ООО «СМУ») о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, указав следующее. Она является собственником квартиры <адрес>, расположенной по адресу: город <адрес>. Указанный дом находится в управлении ООО «СМУ» и оборудован общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения, а также электроэнергии. Начиная с 1 июля 2014 года по 31 января 2015 года, а также с 23 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года ООО «СМУ» выставляло ей плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии, предоставленные на общедомовые нужды. Считает данные действия незаконными в силу абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011. В многоквартирном доме № <адрес> решение собственников о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения не принималось, а значит, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, ООО «СМУ» должно оплачивать за счет собственных средств. Решением Верховного Суда РФ от 4 июня 2014 года Приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27 июня 2013 года №06-243 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области» (с изменениями) признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу (первоначально был признан недействующим решением Ульяновского областного суда от 13 февраля 2014 года). Определением Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 №80-АПП4-4 оставлено без изменения решение Ульяновского областного суда от       6 февраля 2014 по делу № 3-3/2014, которым удовлетворено заявление о признании недействующим приложения №2 к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012г. №06-265 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области». Определением Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 года Приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. N 06-21 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области» признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу (первоначально был признан недействующим решением Ульяновского областного суда от 29 мая 2015 года). Соответственно, в настоящее время весь объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды и определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в названном многоквартирном доме, должен оплачиваться ООО «СМУ» за счет собственных средств, а не за счет жителей. Тем не менее ООО «СМУ» при расчете размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужны, весь определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета объем холодной воды и электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, распределяет между всеми помещениями многоквартирного дома № <адрес> пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения. Таким образом, жители данного дома, в том числе и она, полностью оплачивают холодную воду и электроэнергию, предоставленные на общедомовые нужны, что противоречит п.44 Правил № 354. Она обратилась в ООО «СМУ» с заявлением, в котором просила произвести ей перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии, предоставленные на общедомовые нужды за период с 1 июля 2014 года по 31 января 2015 года и с 23 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года. Однако ее обращения в ООО «СМУ» с требованием произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, оставлены без внимания. В связи с этим она обратилась в Главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области, по итогам проверки которой ООО «СМУ» было выдано предписание об устранении выявленного нарушения. В связи с чем ООО «СМУ» должно ей произвести перерасчет. Кроме того, действиями ответчика ей причинен моральный вред.

Просит признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» по начислению ей за период с 01 июля 2014 года по 31 января 2015 года размера платы по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями данного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения. Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» по начислению за период с 23 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года размера платы по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» произвести ей перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, за период с 01 июля 2014 года по 31 января 2015 года путем зачисления излишне оплаченных денежных средств в счет будущих платежей за коммунальные услуги. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, за период с 23 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года путем зачисления излишне оплаченных денежных средств в счет будущих платежей за коммунальные услуги. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

    В судебное заседание истица Меньшова Л.К. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленных суду пояснениях исковые требования Меньшова Л.К. поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнила, что Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области ООО «СМУ» было выдано предписание № М-526 об устранении выявленных нарушений до 15 июля 2016 года. По истечении срока будет проведена проверка исполнения предписания. ООО «СМУ» отчиталось о перерасчете за период с мая 2014 года по январь 2015 года в размере 510,07 руб. Тем самым ООО СМУ также признает незаконность своих действий.

Представитель ответчика ООО «СМУ» Уткина Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ответчик, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным жилым домом № <адрес>, при расчете платы за коммунальные услуги применил ранее действующие нормативы потребления коммунальных услуг по ХВС ОДН, утвержденные приказом Министерства экономики Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-266 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета населением на территории Ульяновской области», тем самым исполнив требование абзаца 2 пункта 44 Правил № 354. Данный перерасчет за период с мая 2014 года по январь 2015 года был произведен в июле 2016 года. Первоначально в период с мая 2014 года по январь 2015 года размер платы по жилому помещению, расположенному по адресу:                                                    <адрес>, за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, производился исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями данного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения. При этом, при расчете с февраля 2015 года не используется весь объем, определенный, исходя из показаний общедомовых приборов учета, предоставляемых за расчетный период на общедомовые нужды между всеми помещениями дома, пропорционально размеру общей площади каждого помещения. По услуге «электроэнергия ОДН» расчет размера платы произведен в пределах действующего норматива, установленного приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.01.2015 № 06-26, что в свою очередь не ухудшает положение истца. Судебная практика других регионов подтверждает правильность их позиции. Истец, используя подзаконные правовые акты, пытается уклониться от оплаты коммунальных услуг ХВС ОДН и электроэнергии, переложив эту обязанность на управляющую компанию, что противоречит ст.ст. 153, 154, 157 ЖК РФ. Истцу по распоряжению ООО «СМУ» был произведен перерасчет платы, размер которого указан в справке о начислениях и оплате по лицевому счету. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица ОАО «Ульяновскэнерго» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица УМУП «Ульяновскводоканал» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен. Ранее данные пояснения в отзыве на иск поддержала. Из отзыва следует, что дом <адрес> не осуществлял прямых расчетов по услугам холодного водоснабжения и водоотведения непосредственно с УМУП «Ульяновскводоканал» и находится в управлении ООО «СМУ». Начисление услуги ХВС ОДН по многоквартирным домам, осуществляющим прямые расчеты с УМУП «Ульяновскводоканал», производит УФ ООО «РИЦ» по заключенному агентскому договору. Многоквартирный дом № <адрес> оборудован общедомовым прибором учета и фактический объем потребления холодной воды и сбрасываемых сточных вод, который был предъявлен для оплаты услуг ООО «СМУ» по вышеуказанному дому, в том числе, в заявленные истцом периоды, был определен на основании показаний общедомового прибора учета. Решение оставляют на усмотрение суда. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, ООО «РИЦ», Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Ульяновска, Министерства строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, ОАО «Ульяновский патронный завод», Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, третье лицо Меньшов В.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.

          Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Меньшова Л.К. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АС                    от 18.10.2001.

Квартира истца индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения не оборудована, установлен прибор учета электроэнергии, в доме имеются коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов.

Как следует из материалов дела, ООО «СМУ» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> на основании договора от 01.05.2007 на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).

Пунктами 44-48 вышеуказанных Правил закреплен порядок определения объемов таким услуг, их распределения и начисления за них платы потребителям.

Абзац второй п. 44 Правил № 354 (в редакции от 29.06.2016) закрепляет в качестве общего правила положение, что потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Пунктом 2 тех же Правил предусмотрено, что "норматив потребления коммунальной услуги" – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Такие нормативы были утверждены приказами Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-265, от 17.08.2016 № 06-266, от 26.01.2015 № 06-26, от 27.06.2013 № 06-243, от 26.01.2015 № 06-21.

Решением Ульяновского областного суда от 06.02.2014, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 № 80-АПГ14-4, признано приложение № 2 к приказу Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-265 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области» (с изменениями) не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Решением Ульяновского областного суда от 13.02.2014, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2014 № 80-АПГ14-5, признан недействующим приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27.06.2013 № 06-243 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области» (с изменениями) со дня вступления решения в законную силу.

Решением Ульяновского областного суда от 28.05.2015, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2015 № 80-АПГ15-7, признан недействующим приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.01.2015 № 06-21 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области» со дня вступления решения в законную силу.

Вновь нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории муниципального образования «город Ульяновск» утверждены Министерством экономического развития Ульяновской области приказом от 25.01.2015 № 06-26. Введены в действие с 01.02.2015.

Таким образом, в период с 4 июня 2014 года по январь 2015 года включительно, с 23 сентября 2015 года по настоящее время (после признания незаконными ранее действующих нормативов) на территории муниципального образования «город Ульяновск» нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды Министерством экономического развития Ульяновской области не утверждались.

В период с 04.06.2014 по январь 2015 года включительно не действовали нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.

        Вместе с тем, ответчик при расчете платы за коммунальные услуги ХВС ОДН применил ранее действующие нормативы потребления соответствующих коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства экономики Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-266, а по электроэнергии ОДН нормативы, принятые по истечении периода, во исполнение требований абзаца 2 пункта 44 Правил № 354.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №63 от 27 декабря 2016 года «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений, разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, также подлежат применению при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги или нормативы потребления коммунальных услуг.

Так, в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.

Споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.

Признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.

Доводы истца основаны на том, что в период, когда нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды признаны недействующими, у управляющей компании отсутствовали основания для начисления платы на общедомовые нужды, поскольку отсутствовал установленный норматив, ограничивающий сверхнормативное потребление. Следовательно, как считает истец, любое начисление на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомовых приборов учета, является начисление платы в полном объеме, чем нарушаются положения абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из коллективного (общедомового) прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая компания должна оплачивать за счет собственных средств.

В силу положений пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения объема коммунальных услуг в спорный период установлен Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 данных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг

    В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества и обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункты 33,34 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и полученные коммунальные услуги.

Действующее законодательство не предусматривает полного освобождения собственника жилого помещения в многоквартирном доме от оплаты полученного коммунального ресурса.

В целях стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе качественному предоставлению коммунальных услуг пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает начисление платы за объем указанных услуг с учетом установленного органом государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления.

По настоящему делу, в спорные периоды на территории Ульяновской области норматив потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения на общедомовые нужды компетентным органом не установлен.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды взималась исключительно на основании приборов учета.

В связи с отсутствием установленных нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению в период с 01.07.2014 по 31.01.2015 и в период с 23.09.2015 по 31.05.2016 управляющая компания исходила из возможности применения нормативов на общедомовые нужды исходя из ранее действующего приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-266 в редакции от 31.01.2013.

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что применение управляющей компанией при расчете платы коммунальной услуги на общедомовые нужды ранее установленного приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-266 в редакции от 31.01.2013 норматива на общедомовые нужды по холодному водоснабжению в период с 01.07.2014 по 31.01.2015 и в период с 23.09.2015 по 31.05.2016 не нарушает права истицы. Данный приказ не отменен и его применение не противоречит разъяснениям, содержащимся в Постановлении Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №63 от 27 декабря 2016 года «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена».

    Что же касается начисления управляющей компанией платы за ОДН-Электроэнергия, то в связи с тем, что установленные в период с 01.07.2014 по 31.01.2015 нормативы потребления коммунальных услуг по энергоснабжению решением Ульяновского областного суда от 06.02.2014, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 № 80-АПГ14-4, (приложение № 2 к приказу Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-265 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области» признано недействующим) были отменены, то управляющая компания производила расчет платы коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению в пределах действующего норматива, установленного приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.01.2015 № 06-26, что в свою очередь, как следует из материалов дела так же не ухудшает положение истицы.

Доводы истицы о том, что управляющая компания должна производить начисление платы на общедомовые нужды за счет собственных средств, являются несостоятельными, так как такое начисление в силу положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг допускается только в случае превышения коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанное в случае превышения над нормативом потребления коммунальной услуги, поэтому неприменимо в данном конкретном случае. В данном же случае превышение над нормативом потребления коммунальной услуги по электроснабжению установлено не было.

С учетом изложенного, требование истицы произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, которое фактически сводится к освобождению истицы от оплаты данных платежей в связи с отсутствием установленных на территории Ульяновской области нормативов, удовлетворению не подлежит, так как в данном случае будут нарушаться права управляющей компании, имеющей право получать плату за предоставленные услуги.

Вместе с тем в период с 01.07.2014 по 31.01.2015 ответчик по лицевому счету истца изначально производил начисления платы за услуги ХВС ОДН и электроэнергия ОДН расчетным путем в соответствии с Правилами № 354 без учета норматива потребления соответствующих коммунальных услуг.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком, собственники помещений многоквартирного дома <адрес> не принимали решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещения пропорционально размеру общей площади каждого.

Согласно сведениям из платежных документов истца и представленным ответчиком ООО «СМУ» и третьим лицом ООО «РИЦ» расчетам оплаты ОДН за период с 01.07.2014 по 31.01.2015 и с 01.09.2015 по 31.05.2016 истцу было начислено в следующем размере:

- ОДН ХВС – 1029 руб. 07 коп. (2014 июль 81,24, август 206,66, сентябрь 49,10, октябрь 69,15, ноябрь 128,64, декабрь 90,42; 2015 январь 105,67, сентябрь 142,25, октябрь 150,27, ноябрь – 111,27, декабрь 19,49; 2016 январь-май – 19,49)

За период с 01.07.2014 по 31.01.2015:

- электроэнергия ОДН – 131 руб. 45 коп. (2014 июль 2,72, август 39,35, сентябрь 5,1, октябрь 17,93, ноябрь 27,75, декабрь 25,13; 2015 год январь 13,47).

           Задолженности по оплате указанных услуг истец не имеет.

           Согласно письму ООО «СМУ» от 22.07.2016, ООО «РИЦ» поручено произвести перерасчет платы за данные коммунальные услуги по жилому помещению истца в период с июня 2014 по январь 2015 года – ХВС ОДН и электроснабжение ОДН, за период с октября 2015 год по апрель 2016 года – ХВС ОДН. Согласно предоставленной ООО «РИЦ» справке о начислениях и оплате по лицевому счету жилья (<адрес>), в августе 2016 года произведен перерасчет начислений платы за коммунальные услуги ХВС ОДН в размере 503 руб. 77 коп., электроэнергия ночь ОДН – 6 руб. 30 коп.

    Истец просит признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» по начислению ей за период с 01 июля 2014 года по 31 января 2015 года размера платы по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями данного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения.

С учетом того, что в период с 01.07.2014 по 31.01.2015 начисление ОДН по ХВС, ОДН по электроснабжению производилось без какого-либо решения собственников жилых помещений, исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями данного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, что в данном случае противоречит п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в указанной части, признав действия ответчика по начислению платы ОДН за период с 01.07.2014 по 31.01.2015 исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями данного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения незаконными.

Доводы ответчика о том, что в августе 2016 года управляющая компания произвела истице перерасчет начислений платы за коммунальные услуги ХВС ОДН в размере 503 руб. 77 коп. за период с 04.06.2014 по 31.01.2015 в соответствии с установленными приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-266 в редакции от 31.01.2013 нормативами, по электроэнергии ночь ОДН – 6 руб. 30 коп. в соответствии с установленными приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.01.2015 № 06-26 нормативами и соответственно их действия законны и обоснованы, суд находит несостоятельными, поскольку в спорный период начисления производились с нарушением норм действующего законодательства, а перерасчет был произведен только в августе 2016 года. Произведя перерасчет управляющая компания признала неправомерность начислений в указанный период времени, тем самым нарушив права Меньшовой Л.К. как потребителя в части расчета размера платы за коммунальные услуги по ХВС и электроснабжению на общедомовые нужды.

           В остальной части исковые требования Меньшовой Л.К., а именно признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» по начислению за период с 23 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года размера платы по жилому помещению, расположенному по адресу:       <адрес>, за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, обязании произвести ей перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, за период с 01 июля 2014 года по 31 января 2015 года путем зачисления излишне оплаченных денежных средств в счет будущих платежей за коммунальные услуги, обязании произвести ей перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, за период с 23 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года путем зачисления излишне оплаченных денежных средств в счет будущих платежей за коммунальные услуги, удовлетворению не подлежат по вышеизложенным обстоятельствам.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией и пр.) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт нарушения прав потребителя Меньшовой Л.К., суд полагает, что требования истца о компенсации ответчиком морального вреда также подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования Меньшовой Л.К. о взыскании с ООО «СМУ» морального вреда в размере 10 000 руб. суд считает завышенными, а с учетом требований разумности и справедливости полагает возможным взыскать моральный вред в сумме 500 руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Сумма штрафа, подлежащего взысканию в пользу истца, составит 50% от суммы 500 руб. = 250 руб.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ООО «СМУ» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

По вышеизложенным основаниям в удовлетворении остальной части иска Меньшовой Л.К. следует отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Меньшовой Л.К. к обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» по начислению Меньшовой Л.К. за период с 01 июля 2014 года по 31 января 2015 года размера платы по жилому помещению, расположенному по адресу:                 <адрес>, за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями данного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» в пользу Меньшовой Л.К. компенсацию морального вреда в размере 500 руб. 00 коп., штраф в размере 250 руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Меньшовой Л.К. отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 300 руб.

    Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

           Судья                                                                                           Е.В. Киреева.

2-123/2017 (2-5604/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Меньшова Л.К.
Ответчики
ООО "Строительно-монтажное управление"
Другие
ОАО "Ульяновскэнерго"
УМУП "Ульяновскводоканал"
ООО "РИЦ"
ОАО УПЗ
Меньшов В.В.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Ульяновска
Ильина Н.В.
Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области
Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области
Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Киреева Е. В.
Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
13.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.12.2016Передача материалов судье
13.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2017Судебное заседание
27.01.2017Судебное заседание
01.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее