Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 16 мая 2018 года
Промышленный районный суд г. Самара в составе:
Председательствующего Дешевых А.С.,
при секретаре Парахиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №а№ по иску прокурора Промышленного района г. Самара в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Лазареву А.С. о прекращении права управления транспортным средством,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор Промышленного района г. Самара обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Лазареву А.С. о прекращении права управления транспортным средством.
В обоснование своих требований ссылается на то, что в результате проверки соблюдения требований ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами выявлен факт наличия права на управление транспортным средством у Лазарева А.С., который состоит на учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер». Согласно сведениям ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» ответчик состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «Синдром зависимости от опиоидов», что является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Вместе с тем, у ответчика Лазарева А.С. имеется действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серии № выданное ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2.7 ПДД РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 20 от 21.01.2013г., водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
На основании изложенного, административный истец просил суд прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Лазарева А.С., обязать Лазарева А.С. сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области действующее водительское удостоверение 3219893438, выданное ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Промышленного района г.Самара Ефименко В.А. административные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные описательной части решения, просила административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Лазарев А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, административный иск не оспорил, отзыв не представил, о причинах не явки не сообщил.
Представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд
Частью 2 ст. 55 Конституции РФ провозглашает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно п.2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 20 от 21.10.2013г., водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Согласно ст. 24 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируется государством, и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.1 указанного закона, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1,2, ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортным средством являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управления транспортным средствами в зависимости от их категории, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 28.4.1993г. № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических показаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № 704 от 12.09.1988г. «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» для больных наркоманией и токсикоманией установлен пятилетний срок диспансерного учета при условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологическое учреждение не реже 1 раза в месяц, и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Снятие с такого учета возможно при наличии стойкой ремиссии (выздоровления) и производится на основании заключения ВКК учреждения, в котором наблюдается больной.
Аналогичные положения содержит приказ Министерства здравоохранения РФ № 1034н от 30.12.2015г. об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД УМВД РФ по Брянской области административному ответчику Лазареву А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано водительское удостоверение серии и №, что подтверждается карточкой операции с ВУ.
Судом установлено, что согласно ответу ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» административный ответчик Лазарев А.С. состоит на динамическом учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости от сочетанною употребления наркотических веществ 2 стадия». От регулярного наблюдения уклоняется, данных о подтвержденной ремиссии не имеется. Решением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ снят с диспансерного наблюдения в связи с отсутствием сведений более года. Таким образом, для прекращения наблюдения по основанию «Наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» требуется регулярное наблюдение у врача-психиатра-нарколога по месту жительства и объективно подтвержденная ремиссия не менее 3-х лет Ввиду непродолжительного срока диспансерного наблюдения Лазарева А. С отсутствует объективно подтвержденная ремиссия не менее 3-х лет. Нет законных оснований для прекращения диспансерного наблюдения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие права управления транспортными средствами и водительского удостоверения у лица, состоящего на учете в наркологическом диспансере, создает опасность для других людей и ущемляет законные интересы граждан, которыми они наделены Конституцией РФ.
На основании изложенного, административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Самары является обоснованным и подлежащим удовлетворению, право Лазарева А.С. на управление транспортными средствами подлежит прекращению, а ранее выданное водительское удостоверение – подлежит изъятию.
Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Промышленного района г. Самары в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Лазареву А.С. о прекращении права управления транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить право управления транспортным средством Лазарева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>.
Обязать Лазарева А.С. предоставить в РЭО ГИБДД УМВД РФ по г.Самаре действующее водительское удостоверение серия и №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Лазарева А.С. государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 22.05.2018 года.
Председательствующий А.С. Дешевых