№ 2-854/2019
24RS0013-01-2018-003831-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Оголихиной О.М.,
при секретаре Беляевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Криковцевой Ольги Андреевны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Мининский детский сад «Родничок» о взыскании заработной платы
УСТАНОВИЛ:
Криковцева О.А. обратилась с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Мининский детский сад «Родничок» о взыскании заработной платы.
В обоснование заявленных исковых требований указала на то, что была принята в МБДОУ на 1 ставку повара приказом № от ДД.ММ.ГГГГг. с окла<адрес> рублей.
Размер заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ. и с января по ДД.ММ.ГГГГ., с учетом нормы рабочего времени, составил менее минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, с учетом районного и северного коэффициентов.
В связи с чем, просит: взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Мининский детский сад «Родничок» – не доначисленную и не выплаченную заработную плату – за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – 56861 рубль; а также за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – 7604 рубля, а всего – 64465 рублей.
В судебное заседание истец Криковцева О.А. не явилась, согласно заявлению, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Мининский детский сад «Родничок» не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц – МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету» в судебное заседание не явились, были уведомлены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер районного коэффициента, применяемого на территории Красноярского края, установлен постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» и с 01.09.1992 года составляет 1,30, и размер северной надбавки также составляет 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Из материалов дела следует: Криковцева О.А. в 2017-2018г.г. работала в Мининский детский сад «Родничок» на 1 ставке повара и 0,5 ставки кухонным работником.
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составил 7500 рублей и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки- 12000 рублей, таким образом, заработная плата истца за указанный период не могла быть менее – 12000 рублей (за 1 ставку), а на 1,5 ставки- 18000 рублей (12000+ 12000:2);
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составил 7800 рублей и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки- 12480 рублей, таким образом, заработная плата истца за указанный период не могла быть менее – 12480 рублей, а на 1,5 ставки- 18720 рублей (12480+ 12480:2);
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составил 9489 рублей и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки, заработная плата Криковцевой О.А. по 1 ставке не могла быть менее 15182,40 руб., а на 1,5 - 22773,80руб. (15182,40:2);
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. составил 11163 рубля и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки, заработная плата Криковцевой О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. (требуемый период), при полной выработке нормы рабочего времени, не могла быть менее по 1 ставке – 17860,80 руб., за 1,5 ставки – 26791,20 руб. (17860,80:2).
Исходя из материалов дела следует, что заработная плата Криковцевой О.А. менее положенной, с учетом вышеуказанных положений закона, и подлежит взысканию с ответчика, исходя из расчета:
ДД.ММ.ГГГГ.:
ДД.ММ.ГГГГ (норма-17дн.) – выплачено 15853,35, итого: 18000 минус 15853,35руб. = 2146,65 рублей;
ДД.ММ.ГГГГ (норма -18дн.) –выплачено 15053,35, итого: 18000 минус 15053,35=2946,65 рублей;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 22 дн.) – выплачено 15888 руб., итого: 18000 минус 15888= 2112 рублей;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 20дн.) – выплачено 15888руб., итого: 18000 минус 15888= 2112 рублей;
ДД.ММ.ГГГГ (норма 20 дн.) – выплачено 15888 руб., итого:18000 минус 15888 = 2112 рублей;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 21 день) – выплачено 37862,82 (не менее 18000 руб.);
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 23 дня, отработано -14 дней); выплачено 9670,96 руб., с учетом нормы отработанного времени заработная плата должна была составить: 18720:23 х 14 = 11394,78, итого: 11394,78 минус 9670,96 = 1723,82 руб.;
ДД.ММ.ГГГГ (норма – 21 день) – выплачено -15888 руб., итого: 18720 минус 15888 = 2832 рубля;
ДД.ММ.ГГГГ (норма 22 дня)- выплачено 15888 руб., итого: 18720 минус 15888=2832 рубля;
ДД.ММ.ГГГГ (норма 21 день) – выплачено 15888 руб., итого: 18720 минус 15888 = 2832 рубля;
ДД.ММ.ГГГГ (норма 21 день) –выплачено 15888 руб., итого: 18720 минус 15888 = 2832 рубля,
Итого, за 2017г. – 24481 рубль 12 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ.:
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 17дн.) –выплачено 16524 руб., итого: 22773,80 минус 16524=6249,80 руб.;
ДД.ММ.ГГГГ (норма 19дн.) –выплачено 16524 руб., итого: 22773,80 минус 16524=6249,80 руб.;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 20дн.) –выплачено 16524 руб., итого: 22773,80 минус 16524=6249,80 руб.;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 21дн.) –выплачено 22759,68 руб., итого: 22773,80 минус 22759,68=14,12 руб.;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 20 дн.) –выплачено 16744,50 руб., итого: 26791,20 минус 16744,50=10046,70 руб.;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 20 дн.) –выплачено 16744,50 руб., итого: 26791,20 минус 16744,50=10046,70 руб.;
ДД.ММ.ГГГГ (норма 22 дн.) –выплачено 16744,50 руб., итого: 26791,20 минус 16744,50=10046,70 руб.;
-ДД.ММ.ГГГГ (норма 23 дн., отработано – 9дн.) –выплачено 29559,54 руб. (не менее – 10483,51 (26791,20:23х9)
Итого: 48903,62 рубля.
А всего: 24481 рубль 12 копеек +48903,62 рубля = 73384,74 руб.
Доводы истца о том, что заработная плата должна начисляться исходя из МРОТ, установленного Региональным соглашением, не основаны на положениях закона и разъяснений, содержащихся в Постановлениях Конституционного Суда.
С учетом положений ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина -2401,54 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Криковцевой Ольги Андреевны – удовлетворить. Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Мининский детский сад «Родничок» в пользу Криковцевой Ольги Андреевны заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ. – 73384 рубля 74 копейки.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Мининский детский сад «Родничок» в доход местного бюджета государственную пошлину – 2401 рубль 54 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (21 марта 2019г.), путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Судья О.М. Оголихина