Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-972/2019 ~ М-777/2019 от 10.06.2019

                    Дело № 2-972/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга Удмуртской Республики                08 августа 2019 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,

при секретаре Кулачинской К.С.,

с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Котышевой А.А.,

представителя ответчика главы муниципального образования «Можгинское» Пономарева С.И., действующего на основании Устава муниципального образования «Можгинское» -сельское поселение,

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» Носковой Е.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг, сроком по дд.мм.гггг,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Можгинское» о понуждении к оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов,

у с т а н о в и л:

Можгинский межрайонный прокурор, действующих в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Можгинское» о понуждении в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Можгинское», оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с п. 8.2.5. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64.

В обоснование иска указано, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории МО «Можгинское». В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления МО «Можгинское», в нарушение изложенных норм действующего законодательства, решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования не принято, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

По указанным нарушениям закона Можгинской межрайонной прокуратурой 09.04.2019 г. в совет депутатов МО «Можгинское» внесено представление. Однако, по результатам рассмотрения представления, выявленные нарушения закона не устранены.

Вследствие ненадлежащего исполнения администрацией МО «Можгинское» своих обязанностей по организации сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом путем их накопления на специально оборудованных контейнерных площадках, создается реальная угроза причинения вреда здоровью жителей поселения, негативного воздействия на природную среду, загрязнения прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду.

Предписания закона в данной сфере общественных отношений направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО «Можгинское» Пономарев С.И. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по содержанию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, по их оборудованию, то есть несению расходов. Данные расходы включены в тарифы регионального оператора. Исковые требования признал только в части обязанности разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Можгинское».

Представитель ООО «Спецавтохозяйство» Носкова Е.В. пояснила, что исковые требования Можгинского межрайонного прокурора поддерживает в полном объеме. Дополнительно пояснила, что твердые коммунальные отходы забирают только с мест накопления и не вправе осуществлять благоустройство. ООО «Спецавтохозяйство» является единственным региональным оператором с 01.01.2019 года, в соответствии с ФЗ-89 осуществляют транспортирование твердых бытовых отходов, а не оборудование контейнерных площадок, их обустройство-обязанность органов местного самоуправления.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

На основании ст. 8 указанного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" указано, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статья 22 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" гласит, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, подлежащие соблюдению также и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

На основании пункта 8.2.5 вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения администрацией сельского поселения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «Можгинское» решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования не принято, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, контейнерные площадки для сбора тертых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования «Можгинское» от 03 июня 2019 года.

Главой муниципального образования «Можгинское» Пономаревым С.И. при рассмотрении дела не отрицалось отсутствие схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также отсутствия на территории сельского поселения контейнерных площадок, оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Вследствие этого нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Положениями ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.

В силу п. 18 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 №42-РЗ О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, на территории Удмуртской Республики полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляют органы местного самоуправления сельских поселений.

Кроме того, Полномочия администрации МО «Можгинское» в области обращения с отходами потребления и производства также закреплены Уставом. Согласно п. 19 ч.1 ст. 7 Устава МО «Можгинское», принятого решением Совета депутатов МО «Можгинское» от 27.09.2016 №1.11, к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в    организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

К тому же в силу положений ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ответчиком не представлено доказательств надлежащего выполнения предусмотренной законом обязанности. Таким образом, Администрация муниципального образования «Можгинское» не в полной мере осуществляет благоустройство территории сельского поселения по созданию контейнерных площадок, их оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, тем самым не выполняет требования природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц на бездействие органа местного самоуправления.

Суд приходит к выводу, что из-за нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, существенно нарушаются права жителей, проживающих на территории муниципального образования «Можгинское» на благоприятную окружающую среду, которые впоследствии могут проявляться в угрозе жизни и здоровью человека, что может привести к негативным последствиям.

На основании изложенного исковое заявление Можгинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению, поскольку указанные нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере охраны окружающей среды, затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, установленные в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.8.2.5 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░ 2.1.2.2645-10, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10.06.2010 № 64.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░               ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░

2-972/2019 ~ М-777/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Можгинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Можгинское"
Другие
ООО «Спецавтохозяйство»
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Ходырева Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
10.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Судебное заседание
08.08.2019Судебное заседание
12.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2019Дело оформлено
13.09.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее