Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1145/2021 ~ М-835/2021 от 03.03.2021

Дело № 2-1145/2021

УИД 50RS0044-01-2020-006032-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2021 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Ткачевой В.С.,

с участием представителя ответчика Поповой Л.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1145/2021 по исковому заявлению Егоровой Светланы Ивановны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №11 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Егорова С.И. обратилась в суд и просит обязать ответчика произвести и предоставить ей письменно перерасчет ее пенсии с 04.07.2020 с учетом службы в Вооруженных Силах Российской Федерации за период с 01.01.2002 по 16.07.2008, взыскать с ответчика в пользу истца недоплаченную пенсии с 04.07.2020 по 04.12.2020 за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 01.01.2002 по 16.07.2008 в размере 7155 руб., взыскивать с ответчика в пользу истца ежемесячно выплату за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 01.01.2002 по 16.07.2008 в размере 1431 руб. с последующей индексацией в соответствии с Российским законодательством, взыскать почтовые расходы в размере 200 руб.

Исковые требования основаны на том, что истец с 2017г. является получателем пенсии от ответчика. В расчет размера пенсии не вошел период с 01.01.2002 по 16.07.2008, время службы Егоровой С.И. в ВС РФ по контракту, так как Министерство обороны РФ не входит в перечень страхователей по обязательному пенсионному страхованию, начисление страховых взносов и перечисление их в Пенсионный фонд Российской Федерации не производит, что не соответствует принципам справедливости. С внесением поправок в Конституцию РФ 04.07.2020 на основании ч. 6 ст. 75 Конституции РФ истец приобрела, как гражданка Российской Федерации, конституционное право на справедливость. 09.12.2020 Егорова С.И. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в сторону увеличения за годы службы в ВС РФ, однако перерасчет ответчик не произвел. До 20.07.2017 истец получала военную пенсию в размере 8852,69 руб., что ниже прожиточного минимума для пенсионеров Московской области в 2017г. С наступлением 55-летного возраста она перешла на социальную пенсию по старости, которая в настоящий момент составляет 12462,81 руб., неоплаченный стаж службы в Вооруженных силах РФ составляет 6 лет 6 мес. 15 дней. Каждый день работы (службы) истца на благо Российской Федерации должен быть отражен в сумме, получаемой ею пенсии, так как право на труд за указанный период она реализовала посредством прохождения военной службы. Имеются основания для перерасчета пенсии за период службы в Вооруженных Силах РФ с 01.01.2002 по 16.07.2008. Ответчик засчитал истцу службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.01.2002 по 16.07.2008 в общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, но ответчик не произвел перерасчет пенсии в сторону увеличения начиная с 14.07.2020 (дата вступления в силу Конституции РФ). Так как Министерство обороны РФ не производило начисление страховых взносов и отчисление их в Пенсионный фонд РФ и в связи с тем, что Министерство обороны финансируется Министерством финансов РФ, истец считает, что ответчик должен при взаимодействии с указанными министерствами истребовать ежемесячные денежные отчисления за период службы истца в ВС РФ с 01.01.2002 по 16.07.2008 на лицевой счет истца в Управлении Пенсионного Фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области. В соответствии с расчетом истца, сумма недоплаты к ее пенсии составляет 1431 руб. в месяц. С 04.07.2020 по 04.12.2020 Егоровой С.И. ответчиком не выплачена доплата к пенсии за службу в ВС РФ в сумме 7155 руб. (1431 руб. * 5 мес.).

Истец в судебное заседание не явилась, извещена, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Попова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец получала пенсию за выслугу лет, достигнув возраста, перешла на страховую пенсию по старости. Период службы истца в Вооруженных силах РФ после 01.01.2002 не учитывался при расчете размера пенсии, поскольку Министерство обороны РФ не является плательщиком страховых взносов. В отношении Егоровой С.И. страховые взносы начали поступать в 2012г. Весь период службы в Вооруженных силах РФ был засчитан истцу для назначения пенсии за выслугу лет.

Представлены письменные объяснения на иск (л.д. 40-41).

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлено, что 20.07.2017 истец Егорова С.И. обратилась в ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости (л.д. 49).

Согласно справкам Военного комиссариата Московской области Егорова С.И. являлась получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны с 16.07.2008 по 30.06.2017 за выслугу 28 лет (л.д. 46-47,52). С 01.07.2017г. выплата пенсии Егоровой С.И. прекращена ввиду перехода на пенсию по старости (л.д. 52).

Решением ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области от 25.07.2017 Егоровой С.И. назначена страховая пенсия по старости с 20.07.2017, ее размер установлен – 12082,25 руб. (л.д. 48).

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 12.10.2017, вступившим в законную силу 25.12.2017, исковые требования Егоровой Светланы Ивановны об обязании Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области засчитать ей службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.01.2002г. по 16.07.2008г. в общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы и произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения начиная с 20.07.2017г., взыскании с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, оставлены без удовлетворения (л.д. 17-19).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 № 1912-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Егоровой Светланы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями части 1 статьи 11, части 12 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», статьей 1 и 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой (л.д. 35-36).

09.12.2020 Егорова С.И. обратилась в УПФР № 11 по г. Москве и Московской области с заявлением о перерасчете ее пенсии в сторону увеличения, ежемесячно добавляя к сумме ее пенсии оплату, положенную за 6 лет 6 месяцев 15 дней службы в ВС РФ (л.д. 11,69-70).

Решением ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области от 09.12.2020 № 200000123627/2163012/20 Егоровой С.И. отказано в перерасчете пенсии (л.д. 68).

Согласно ответу ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области от 14.12.2020 на обращение истца, периоды работы Егоровой С.И., в том числе и иной период, к которому согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» относится служба в армии, учтены в календарном исчислении по 31.12.2001 (ст. 30 ФЗ № 173). С 01.01.2002 для расчета размера страховой пенсии учтены страховые взносы, отчисленные работодателем и зачисленные на индивидуальный лицевой счет. Министерство обороны не производит отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, следовательно, и периоды службы Егоровой С.И. после 01.01.2002 не отражены в ее индивидуальном лицевом счете. Какие-либо изменения в пенсионном законодательстве по учету в страховой стаж службы в армии после 01.01.2002 г. отсутствуют (л.д. 71-72).

Истцом представлена выписка о состоянии вклада за период с 01.06.2020 по 09.12.2020 (л.д. 12-13).

Ответчиком в материалы дела представлены выписка из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 53-58), выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 64-67), из которых усматривается, что в системе обязательного пенсионного страхования Егорова С.И. зарегистрирована 19.06.2007.

Согласно ч. 1ст. 1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

В соответствии с частями 2 и 6 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Пенсионное обеспечение лиц, проходившим военную службы, в том числе, исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей".

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I военнослужащим, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и страховой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 г., в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 01 января 2007 г., так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 01 января 2015 г. - страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 01 января 2015 г. - страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01 января 2015 г. - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы военнослужащим как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.

Кроме того, выплата страховой пенсии по старости осуществляется гражданам, которые относятся к субъектам системы обязательного пенсионного страхования, финансирование которой осуществляется за счет бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации, основным источником формирования которого выступают страховые взносы страхователей. Министерство обороны РФ не входит в перечень страхователей по обязательному пенсионному страхованию, начисление страховых взносов и перечисление их в Пенсионный фонд Российской Федерации не производит.

При рассмотрении дела судом установлено, что истец являлась получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. По достижении возраста 55 лет выплата пенсии за выслугу лет Егоровой С.И. прекращена в связи с переходом на получение страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, период ее службы в Вооруженных Силах РФ с 01.01.2002 по 16.07.2008 был засчитан в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с чем, оснований для включения данного периода в страховой стаж истца для расчета размера пенсии не имеется.

В связи с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации изменений в пенсионное законодательство по учету в страховой стаж военной службы после 01.01.2002 не принималось.

При таких обстоятельствах, анализируя представленные доказательства, применяя нормы действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете размера ее пенсии с учетом службы в Вооруженных Силах РФ за период с 01.01.2002 по 16.07.2008, а также производных от данного требования требований о взыскании с ответчика недополученной пенсии за период с 04.07.2020 по 04.12.2020, взыскании с ответчика ежемесячной выплаты за указанный период военной службы в размере 1431 руб. с последующей индексацией.

На основании изложенного, исковые требования Егоровой С.И. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Понесенные истцом судебные расходы в силу ст. 98 ГПК РФ не подлежит отнесению на ответчика в связи с отказом в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Егоровой Светланы Ивановны об обязании Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №11 по г. Москве и Московской области произвести и предоставить ей письменно перерасчет пенсии Егоровой Светланы Ивановны с 04.07.2020 с учетом службы в Вооруженных Силах Российской Федерации за период с 01.01.2002 по 16.07.2008, взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №11 по г. Москве и Московской области в пользу Егоровой Светланы Ивановны недоплаченной пенсии с 04.07.2020 по 04.12.2020 за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 01.01.2002 по 16.07.2008 в размере 7155 руб., взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №11 по г. Москве и Московской области в пользу Егоровой Светланы Ивановны ежемесячной выплаты за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 01.01.2002 по 16.07.2008 в размере 1431 руб. с последующей индексацией в соответствии с Российским законодательством, взыскании почтовых расходов в размере 200 руб., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 07 апреля 2021 года

2-1145/2021 ~ М-835/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егорова Светлана Ивановна
Ответчики
ГУ - Управление ПФР № 11 по г.Москве и Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Калашникова Юлия Андреевна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
03.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2021Передача материалов судье
10.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Подготовка дела (собеседование)
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
07.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее