63RS0039-01-2019-004387-44
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 января 2021г.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Гафиятуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 66/2021 по административному исковому заявлению Домбровского А. В., Домбровской А. В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании распоряжения незаконным,
Руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Признать незаконными и нарушающим права Домбровского А. В., Домбровской А. В. распоряжения Департамента градостроительства г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать Департамент градостроительства г. о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Домбровского А. В., Домбровской А. В., возобновив рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ. № №. В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
63RS0039-01-2019-004387-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГг.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Гафиятуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 66/2021 по административному исковому заявлению Домбровского А. В., Домбровской А. В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Домбровский А.В., Домбровская А.В. обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании распоряжения незаконным, указав, что административные истцы являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СДТ «Здоровье», участок №, имеющий кадастровый №, относящийся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, по 1/2 доле каждый.
К участку с кадастровым номером №, прилегает земельный участок площадью 477 кв.м., собственность на который не разграничена.
Истцы, в целях заключения договора аренды земельного участка, истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с приложением необходимых документов, в том числе – схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № № административный ответчик отказал административным истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку в соответствии со сведениями содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, картой функциональных зон г.о. Самара, Генерального плана городского округа Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, испрашиваемый земельный участок частично расположен в функциональной зоне планируемой зоны отдыха, объектов здравоохранения и туризма, и частично на территории участков существующих садоводческих и дачных кооперативов.
Ссылаясь на то, что права истцов и законные интересы являются нарушенными, истцы просили суд признать незаконным и нарушающим права истцов распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административных истцов и возобновить рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, имеющего следующие характеристики: площадь - 477 кв.м., адрес: <адрес>, СДТ «Здоровье», прилегающий к участку №.
В судебном заседании представитель административного истца Ушаков А.О., действующий на основании доверенности, поддержал административное исковое заявление по основаниям, в нем изложенным.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Арчхоев А.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в пояснениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что в общей долевой собственности административных истцов имеется земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СДТ «Здоровье», участок №, имеющий кадастровый №, относящийся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства.
К участку с кадастровым номером №, прилегает земельный участок площадью 477 кв.м., собственность на который не разграничена.
Административные истцы ДД.ММ.ГГГГ. обратились в Департамент градостроительства г.о.Самара в целях заключения договора аренды земельного участка, с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для садоводства, с приложением необходимых документов, в том числе – схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (СП – 9/2562).
Распоряжением №№ от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о.Самара отказал истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку в соответствии со сведениями содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, картой функциональных зон г.о. Самара, Генерального плана городского округа Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, испрашиваемый земельный участок частично расположен в функциональной зоне планируемой зоны отдыха, объектов здравоохранения и туризма, и частично на территории участков существующих садоводческих и дачных кооперативов.
ДД.ММ.ГГГГ. административные истцы вновь обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства (№).
Распоряжением №№ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №№, поскольку использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне и требует разрешения на условно разрешенный вид использования Комиссии по застройке и землепользованию по Главе <адрес>.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о.Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, Департамент градостроительства г.о.Самара был компетентен в рассмотрении данного вопроса.
Отказывая в удовлетворении заявления административных истцов Департамент градостроительства г.о. Самары указывает на разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. В оспариваемых решениях указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.
Департамент указывает, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в <адрес>, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемый земельный участок и расположен в пределах территориальной зоны Р-5 – зоны жилой садово-дачных участков и коллективных садов, но законом установлен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне «планируемые зоны отдыха, объекты здравоохранения и туризма», и частично на территории участков существующих садоводческих и дачных кооперативов.
Утверждение схемы расположения земельного участка в рамках предварительного согласования предоставления земельного участка приведет к нарушению требований ст.11.9 ЗК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с градостроительным и земельным законодательством, принципом правового регулирования отношений, связанных с землепользованием в населённых пунктах, является принцип градостроительного зонирования. Согласно ст.1 ГрК РФ градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно п.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. При этом указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Градостроительные регламенты для различных территориальных зон г.о.Самара установлены ст.30 Правил застройки и землепользования в <адрес>. В содержащейся в этой статье таблице к основным видам разрешённого использования земельных участков в зоне Р-5 отнесены ведение дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Следовательно, использование испрашиваемого земельного участка для разведения сада соответствует установленному для него градостроительному регламенту.
Согласно сведений из ИСОГД г.о.Самара испрашиваемые земельные участки не относятся к территории общего пользования, следовательно, на них распространяется действие градостроительного регламента.
В соответствии с Генеральным планом г. о. Самара, утверждённым решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемая истцом территория относится к функциональной зоне «планируемые зоны отдыха, объекты здравоохранения и туризма».
В соответствии с п.1 ст.18 ГрК РФ генеральный план городского округа является единственным документом территориального планирования для городского округа. В соответствии с п.3, 4, 7, 8 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:
1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
4) утверждённые документами территориального планирования РФ, документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, документами территориального планирования субъекта РФ сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
5) утверждённые документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
8) сведения об утверждённых предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
1) границы поселения, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном ст.59 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»;
7) зоны с особыми условиями использования территорий;
8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8.1) границы лесничеств, лесопарков;
9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
Под функциональной зоной в соответствии со ст.1 ГрК РФ понимается зона, для которой документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Таким образом, генеральный план является проектным документом, который определяет назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, тогда как устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты определяют виды разрешённого использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, т.е. действующий правовой режим земельных участков.
Принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки означает, что разработка правил землепользования и застройки, в том числе, установление границ территориальных зон и градостроительных регламентов, осуществляется в соответствии с параметрами, определёнными в генеральном плане. Это напрямую следует из положений п.3 ст.9, п.9, 10 ст.31, пп.1 п.2 ст.33, пп.2 п.1 ст.34, п.15 ст.35 ГрК РФ, на которые ссылается ответчик, как на нормы закона, раскрывающие содержание данного принципа, а также из судебных решений, которые ответчик упоминает в оспариваемом решении.
Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования, но не основанием для неприменения установленных ими градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки являются муниципальным правовым актом того же ранга, что и генеральный план (принимаются одним и тем же органом в одной и той же форме). Законом не предусмотрена утрата градостроительными регламентами юридической силы в случае, если они не приведены в соответствие с положениями, содержащимися в генеральном плане. Иными словами, принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки не может пониматься как коллизионное правило, придающее одному из документов более высокую юридическую силу.
Действующая редакция ст.30 Правил застройки и землепользования в <адрес> (т.е. действующие градостроительные регламенты), принята решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, т.е. значительно позднее, чем Генеральный план г.о.Самара.
Положения генерального плана не могут заменить градостроительные регламенты, поскольку не содержат детального описания параметров землепользования для установленных функциональных зон, в том числе, не определяют (и не должны определять) виды разрешённого использования.
Таким образом, при принятии решения о предоставлении или перераспределении земельных участков орган местного самоуправления городского округа должен руководствоваться действующими градостроительными регламентами как сводом правил прямого действия, а не положениями генерального плана как документа проектного, не регулирующего непосредственно отношения в сфере землепользования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов о признании незаконным и нарушающим права истцов распоряжения Департамента градостроительства г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1144 и обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Признать незаконными и нарушающим права Домбровского А. В., Домбровской А. В. распоряжения Департамента градостроительства г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1144 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать Департамент градостроительства г. о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Домбровского А. В., Домбровской А. В., возобновив рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 20.07.2020г. № СП-9/2562. В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2020г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья