Дело №2-536/2021(2-2735/2020)
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года г.Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе: председательствующего судьи Малышевой О.В., при секретаре Гусевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Управления Росгвардии по Рязанской области к Антонову Д.С. о прекращении права собственности на имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Росгвардии по Рязанской области обратилось к Антонову Д.С. с иском о прекращении права собственности на имущество‚ указав‚ что должностными лицами ГЛРР ОП №4 (по обслуживанию Московского района) УМВД России по г.Рязани ДД.ММ.ГГГГ были изъяты охотничьи гладкоствольные ружья: <данные изъяты> № и <данные изъяты> № у Антонова Д.С. в связи с нарушением требований ФЗ ”Об оружии” и аннулировании разрешений серии № № и №. Указанное оружие было помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по обслуживанию Московского района г.Рязани‚ где и хранится по настоящее время. До настоящего времени ответчиком каких-либо действий‚ направленных на возврат указанного оружия не предпринималось. При этом‚ для хранения оружия необходимо создавать и поддерживать специальные условия среды‚ оно требует регулярного технического ухода‚ что влечет несение затрат. Отделением лицензионно-разрешительной работы по г.Рязань и Спасскому‚ Рыбновскому‚ Рязанскому району в ДД.ММ.ГГГГ году ответчику было вручено уведомление о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия‚ либо принять решение об отчуждении оружия в установленном законом порядке)‚ однако никаких действий Антоновым Д.С. до настоящего времени совершено не было. Истец полагает‚ что оружие является брошенным. Наличие изъятого из оборота оружия‚ в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса‚ может привести к утрате контроля за таким оружием‚ что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам‚ обществу и государству. Истец просит прекратить право собственности Антонова Д.С. на охотничьи гладкоствольные ружья <данные изъяты> № и <данные изъяты> №; разрешить Управлению Росгвардии по Рязанской области уничтожение охотничьих гладкоствольных ружей <данные изъяты> № и <данные изъяты> №.
В судебное заседание представитель истца Управления Росгвардии по Рязанской области‚ надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела‚ не явился‚ о причинах неявки не сообщил‚ в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Антонов Д.С.‚ надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела‚ в судебное заседание не явился‚ о причинах неявки не сообщил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела‚ суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено‚ что ДД.ММ.ГГГГ заключением инспектора ГЛРР ОП №4 (по обслуживанию Московского района) УМВД России по г.Рязани ФИО1‚ утвержденным начальником ОП №4 (по обслуживанию Московского района) УМВД России по г.Рязани ФИО2‚ аннулированы‚ в том числе‚ разрешения серии № № от ДД.ММ.ГГГГ‚ № № от ДД.ММ.ГГГГ‚ выданные ОП №4 (по обслуживанию Московского района) УМВД России по г.Рязани на гладкоствольное оружие <данные изъяты> калибр 20 мм № и <данные изъяты> калибр 12 мм №‚ выданное ответчику‚ на основании п.5 ч.20 ст.13 ФЗ ”Об оружии”. Указанное заключение также содержит распоряжение об изъятии оружия и хранения его в комнате хранения оружия ОП №4 (по обслуживанию Московского района) УМВД России по г.Рязани‚ до решения вопроса о его дальнейшем обороте. Как следует из протокола изъятия оружия‚ боеприпасов и патронов к оружию от ДД.ММ.ГГГГ‚ указанное оружие было изъято у Антонова Д.С.
Антонов Д.С. был поставлен в известность об аннулировании названного разрешения и изъятии оружия ДД.ММ.ГГГГ‚ о чем свидетельствует его расписка и подпись в протоколе изъятия.
ДД.ММ.ГГГГ Антонову Д.С. было вручено уведомление о необходимости распоряжения изъятым оружием‚ однако‚ до настоящего времени никаких действий в отношении оружия ответчиком не совершено.
Из преамбулы Федерального закона "Об оружии" следует, что он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на шесть самостоятельных групп, в том числе на оружие самообороны и охотничье оружие (ч.1, п.п.1 и 3 ч.2 ст.3 поименованного закона).
Федеральный законодатель в каждой из групп гражданского оружия указал конкретные виды оружия.
Так, в отношении оружия самообороны названо 4 вида оружия, в отношении охотничьего оружия - 6 видов.
При этом в обе названные группы гражданского оружия включено огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (абз.2 п.1, абз.3 п.3 ч.2 ст.3 Закона об оружии).
Согласно ч.14 ст.13 вышеназванного Закона, гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации, в частности, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 данного Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 20 ст. 13 указанного Закона лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п.54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 (далее - Правила).
В соответствии с п.3 абз.1 ст.26 ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
Согласно абз.4 п.1 ст.27 ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
В соответствии с ч.ч.1‚ 2 ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование‚ реорганизация юридического лица) либо иным способом‚ если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав‚ в частности‚ могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав‚ которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота‚ либо совершение сделок с которыми допускается по специальном разрешению.
В соответствии с ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам‚ при отказе собственника от права собственности‚ гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях‚ предусмотренных законом.
В силу п.2 ч.2 указанной статьи принудительное изъятие у собственника имущества не допускается‚ кроме случаев‚ когда по основаниям‚ предусмотренным законом‚ производятся отчуждение имущества‚ которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ).
На основании п.п.1‚ 2 ст.238 ГК РФ‚ если по основаниям‚ допускаемым законом‚ в собственности лица оказалось имущество‚ которое в силу закона не может ему принадлежать‚ это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество‚ если законом не установлен иной срок. В случаях‚ когда имущество не отчуждено собственником в сроки‚ указанные в п.1 настоящей статьи‚ такое имущество‚ с учетом его характера и назначения‚ по решению суда‚ вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления‚ подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества‚ определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Как указано в п.3 ст.238 ГК РФ‚ если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям‚ допускаемым законом‚ окажется вещь‚ на приобретение которой необходимо особое разрешение‚ а в его выдаче собственнику отказано‚ эта вещь подлежит отчуждению в порядке‚ установленном для имущества‚ которое не может принадлежать данному собственнику.
В соответствии с п.п.82‚ 83 ФЗ Правил‚ изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему‚ а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной или искусствоведческой экспертизе‚ по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Изъятые оружие и патроны‚ технически непригодные для эксплуатации‚ самодельные или переделанные‚ а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке‚ установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Хранение и бремя содержания оружия в казенном учреждении требует определенных материальных затрат‚ в частности‚ регулярного технического ухода‚ трудовых затрат‚ что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.
В соответствии с положениями ст.2 ФЗ ”О противодействии терроризму” одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
В силу приведенных положений гражданского законодательства собственником либо уполномоченным органом должны быть приняты меры к реализации имущества или его уничтожению. В настоящее время фактически оружие хранится в специализированном учреждении МВД в отсутствие законных оснований. Наличие изъятого из оборота оружия‚ в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса‚ может привести к утере контроля за таким оружием‚ что создает угрозу его использования для совершения преступлений‚ причинения вреда гражданам‚ обществу и государству.
В соответствии со ст.12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий‚ нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.12 ст.9 ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ определен Приказом Росгвардии от 15 января 2018 №9 "Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Из указанных правовых норм следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии. Иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению оружия не наделены.
Каких-либо доказательств наличия в настоящее время у ответчика соответствующих разрешений на владение‚ хранение и ношение оружия‚ а также о совершении им действий по распоряжению изъятым оружием суду не представлено.
Суд учитывает‚ что ответчику более 6 лет известно об изъятии у него оружия‚ хранении его в специализированном учреждении и отсутствии права на владение указанным оружием‚ в связи с чем у него было достаточно времени для совершения действий по распоряжению указанным имуществом. Ответчик интереса к изъятому имуществу не проявлял‚ расходов на его сохранение и обслуживание не нес.
При таких обстоятельствах‚ суд признает требования Управления Росгвардии по Рязанской области подлежащими удовлетворению.
В связи с тем‚ что Управление Росгвардии по Рязанской области‚ в силу ст.333.36 ГПК РФ‚ освобождено от уплаты госпошлины‚ с ответчика‚ с учетом положений ст.ст.98‚ 103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ‚ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> № ░ <░░░░░░ ░░░░░░> №.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> № ░ <░░░░░░ ░░░░░░> № ░░ ░░░░░░░░░ ░.12 ░.1 ░░.9 ░░ ░░ 03 ░░░░ 2016 ░░░░ №226-░░ ”░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░”.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░