Осинский районный суд Пермского края под председательством судьи Полыгалова В.С., при секретаре К.,
с участием истца М., представителя ответчика администрации Осинского городского поселения О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску М., В., Е., Р. о признании незаконным отказа администрации Осинского городского поселения в предоставлении жилья по договору социального найма во внеочередном порядке, обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления таких помещений в пределах Осинского городского поселения,
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением к Администрации Осинского городского поселения о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления таких помещений в пределах Осинского городского поселения и признании незаконным отказа администрации Осинского городского поселения в предоставлении жилья по договору социального найма во внеочередном порядке обратились М., В., Е. и Р.
В обоснование своих исковых требований истцы указали, что они являются семьей, состоящей из четырех человек: М., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, В. - муж, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Е. - дочь, ДД.ММ.ГГГГ.рождения и Р. - сын, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. Проживали они в жилом <адрес>, который сгорел еще 18 августа 2007 г. Дом и земля принадлежали Л. на праве собственности. В этом доме она не проживала и не зарегистрирована. Она прописала истцов по указанному адресу: <адрес>, а сама прописана и проживает по адресу: <адрес>. Она ведет отдельное хозяйство и членом семьи истцов не является (ст.31 ЖК РФ).
31.10.2007 г. истца М. поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Осинском городском поселении, Постановление №153. После этого истец М. и члены ее семьи неоднократно обращались к главе Осинского городского поселения с просьбой о предоставлении жилья из маневренного фонда и по коммерческому найму. Но получали отказ.
15.08.2011 г.истец В. получил тяжелую травму, в результате которой частично утратил трудоспособность и получил инвалидность З группы. Денег на съем жилья, а тем более на его покупку нет. Истцы вновь были вынуждены обратиться к главе Осинского городского поселения с просьбой о предоставлении жилья из маневренного фонда или по коммерческому найму. Но вновь получили отказ. Оказалось, что все документы, сданные ими в 2007 г. были утеряны и администрации Осинского городского поселения отсутствуют.
Для урегулирования жилищного вопроса истцы обращались в приемную Президента Российской Федерации, а так же к уполномоченному по правам человека в Пермском крае. В результате долгой переписки их вновь поставили на учет.
Постановлением администрации Осинского городского поселения № 282 от 23.05.2013 г. истец М. и члены ее семьи были признаны малоимущими.
Постановлением администрации Осинского городского поселения от 16.08.2013 г. они приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На основании протеста Прокуратуры Осинского района от 11.11.2013 г. Постановлением администрации Осинского городского поселения №743 от 22. 11.2013 г. они приняты на учет в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С 18.08.2007 г. по настоящее время истцам не было предоставлено никакого жилья. В течение всего этого времени они вынуждены снимать жилье.
В администрации Осинского городского поселения в предоставлении жилья было отказано.
В связи с указанными обстоятельствами истцы считают отказ ответчика незаконным и нарушающим жилищные права и законные интересы граждан, по следующим основаниям.
Как указывает Конституционный суд, провозглашенные Конституцией РФ цели социальной политики государства, предопределяют заботиться о благополучии своих граждан их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 г.№2 ОП., Определение от 15.02.2005 г. №17 - в свою очередь, человек, если он в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства. Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула ст.2, 21 ч.1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических и культурных правах) вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар и, не имеющих возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Пунктом 1 частью второй статьи 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из определения Верховного Суда РФ от 27октября 2009 г. N 44-В09-41 следует, что не имеют правового значения причины каким образом и по чьей вине жилье пришло в состояние непригодное для проживания (естественные причины износа, природные условия, аварийность, бесхозяйственное отношение к жилью т.д.). Не имеет правового значения на каком праве гражданин пользовался жильем, пришедшим в негодность (на праве собственности либо на основании договора социального найма). Отсутствие решения о непригодности жилого помещения в результате незаконного бездействия органа местного самоуправления не препятствует осуществлению гражданами прав, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, истцы как относящиеся к категории граждан, утративших свое единственное жилье в результате пожара, не имеющие закрепленного жилого помещения должны быть обеспечены вне очереди отдельным благоустроенным жилым помещением, соответствующим строительным и санитарно-техническим нормам, по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в муниципальном образовании Осинское городское поселение, с учетом состояния здоровья, состава семьи и других установленных законом обстоятельств.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие совокупности юридических фактов, имеющих отношение к субъекту права: подтверждение права пользования гражданином жилым помещением, пришедшим в негодность; признание гражданина нуждающимся в жилом помещении (отсутствие иного жилого помещения); признание гражданина малоимущим (т.е. неспособным приобрести жилое помещение).
В соответствии со статьями 17, 18, 40, 55 Конституции Российской Федерации право на жилище является безусловным, не имеет срока давности, неотчуждаемо и является непосредственно действующим.
Прокуратура Осинского района направила представление в адрес Осинского городского поселения с требованием предоставления истцам жилого помещения от 17.07.2012 г.№ 191 -ж2012/2628. В результате обращения в администрацию Осинского городского поселения для урегулирования жилищного вопроса был получен отказ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 131, 132 ГПК РФ истцы просят признать отказ администрации муниципального образ Осинское городское поселение в предоставлении им жилья социального найма вне очереди незаконным, нарушающим их конституционные, жилищные права и законные интересы; обязать администрацию Осинского городского поселения предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее строительным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не ниже установленных социальных норм предоставления в муниципальном образовании Осинское городское поселение с учетом состояния здоровья, состава семьи и других остановленных законом обстоятельств.
В судебное заседание истцы В., Е. и Р. не явились. В суд от указанных истцов поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях изложенных в исковом заявлении они настаивают в полном объеме (л.д.27-29).
В судебном заседании истец М. на своих исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении. Дополнительно истец указала, что она и члены ее семьи, а именно муж В., дочь Е. и сын Р. проживали до августа 2007 г. в доме по адресу: <адрес>. Все были зарегистрированы в указанном доме по месту постоянного жительства, иного жилья у них не было и нет до настоящего времени. Дом принадлежал на праве собственности матери мужа Л., но с ними она не жила и не проживает в настоящее время, фактически членом их семьи не является. Она проживает отдельно по адресу: <адрес> и ведет самостоятельное хозяйство. 18 августа 2007 г. их дом сгорел, она и члены ее семьи остались без крова. В связи с чем, она обратилась с заявлением и соответствующими документами в администрацию Осинского городского поселения. После этого на основании постановления главы администрации Осинского городского поселения от 31.10.2007 г. ее поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении маневренного фонда Осинского городского поселения. Однако фактически жилье ей и ее семье в последующем и до настоящего времени не предоставили, ни из маневренного фонда, ни по договору социального найма и вообще никакого. Хотя она неоднократно обращалась в Осинское городское поселение и просила, чтобы ей предоставили жилье хотя бы и по договору коммерческого найма, так как жить им было негде. Она с семьей скиталась по съемным квартирам, что и происходит до настоящего времени. Ее муж с 2011 года является инвалидом 3 группы. После этого она вновь обращалась в администрацию Осинского городского поселения, но там отказали в предоставлении жилья, сославшись на то, что никаких документов о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении у них не сохранилось, они утеряны. В связи с чем, она была вынуждена обратиться с жалобой к прокурору Осинского района на действия муниципальных служащих Осинского городского поселения. Также обращалась в приемную президента РФ, к уполномоченному по правам человека в Пермском крае. После этого она вновь на основании постановления главы администрации Осинского городского поселения от 23 мая 2013 г. была признана малоимущей и постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Постановлением главы администрации Осинского городского поселения от 16 августа 2013 г. она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В ноябре 2013 г. прокурором Осинского района на данное постановление главы администрации Осинского городского поселения был внесен протест, по результатам его рассмотрения было вынесено постановление №743 от 22.11.2013 г. О внесении изменений в постановление администрации Осинского городского поселения от 16.08.2013 г. №509, согласно которого она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма и включена в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма. Однако и после этого никакого жилья ей и членам ее семьи представлено не было, не предоставлено его и до настоящего момента.
Представитель ответчика, Администрации Осинского городского поселения по доверенности О. указала, что с исковыми требования М. и членов ее семьи она согласна частично по следующим основаниям. М. никто не отказывал в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке. Она признана таковой и поставлена на соответствующий учет в специальный список вне очередников, что и подтверждается постановлением главы №743 от 22.11.2013 г. В администрацию Осинского городского поселения с официальным письменным обращением о предоставлении ей жилого помещения на основании постановлений главы города №509 от 16.08.2013 г. и №743 от 22.11.2013 г., она не обращалась, поэтому никаких официальных письменных отказов ей не было. Жилое помещение по договору социального найма вне очереди ей не может быть сейчас предоставлено ввиду отсутствия у городского поселения свободного данного жилищного фонда, также кроме М. в списке лиц, которым жилые помещения предоставляются по договору социального найма вне очереди имеются и другие люди, которым нужно вначале предоставить жилье. Также считает, что постановление главы администрации Осинского городского поселения №743 от 22.11.2013 г. было вынесено не обоснованно, М. не должна была признаваться лицом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди, так как сгоревший в 2007 г. дом ей не принадлежал, собственником его она не являлась. Однако данное постановление принято и не отменено.
Суд изучив исковое заявление, выслушав доводы истца М., возражения представителя ответчика, изучив материалы дела считает, что исковых требований М. и членов ее семьи подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Установлено, что истец М. проживает совместно с членами своей семьи, истцами В., Е. и Р. (л.д.8-11). Все истцы зарегистрированы по месту жительства - <адрес> (л.д.49). Дом по указанному адресу был уничтожен в результате пожара произошедшего 18 августа 2007 г. (л.д.23,42). Дом принадлежал на праве собственности Л. (л.д.31-43).
Между тем, членом семьи М., Л. не являлась и не является, зарегистрирована по месту жительству и фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д.12,50).
Фактически истцы после пожара проживали в съемных квартирах, в настоящее время проживают в съемной квартире по адресу: <адрес> - 2 (л.д.3-7).
На основании заключения о техническом состоянии дома по адресу: <адрес> (л.д.19-21) установлено, что дом уничтожен в результате пожара, является не пригодным для проживания.
Согласно постановления главы администрации Осинского городского поселения №341 от 31.10.2007 г. М. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении маневренного фонда Осинского городского поселения (л.д.52).
При этом фактически жилое помещение ни ей, ни членам ее семье, предоставлено на основании этого постановления не было.
2 сентября 2011 г. было вынесено постановление главы Осинского городского поселения №80, согласно которого в п.1 постановления главы администрации Осинского городского поселения №341 от 31.10.2007 г. «О постановке на учет П., Ш., М., в качестве нуждающихся в жилых помещениях маневренного жилищного фонда», были внесены изменении - позицию «Н.» изложить в следующей редакции «М.» (л.д.51).
В соответствии с постановлением главы администрации Осинского городского поселения №282 от 23.05.2013 г. М. была признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.15).
Постановлением главы администрации Осинского городского поселения №509 от 16.08.2013 г. М. была принята на учет и включена в списки общей очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.16).
22 ноября 2013 г. главой администрации Осинского городского поселения было вынесено постановление №743 от 22.11.2013 г. «О внесении изменений в постановление администрации Осинского городского поселения от 16.08.2013 г. №509», согласно которого М. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
После этого никакого жилья М. и членам ее семьи предоставлено не было, чего не сделано ответчиком и до момента вынесения решения судом.
Иных доказательств подтверждающих обратное суде не представлено.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, а именно наличием принятых органом местного самоуправления постановлений №282 от 23.05.2013 г., №509 от 16.08.2013 г. и №743 от 22.11.2013 г., которые по убеждению суда, являются законными и обоснованными, приняты в том числе во исполнение протеста прокурора, соответствуют положениям ст.49-52,57 ЖК РФ, доводы представителя ответчика о том, что истец М. не обоснованно признана лицом нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во вне очередном порядке, являются не обоснованными, поэтому не могут быть приняты судом во внимание, в частности как основание для отказа в удовлетворении требований истцов.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Подпадает под данную категорию, соответственно по п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ и истец М.
При этом, указанная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Очевидно, что такое право у истца М. возникло с 16 августа 2013 г. и должно было быть реализовано, согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ не позднее 20 августа 2013 г.
В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Однако, спустя восемь месяцев жилое помещение М. и членам ее семьи не предоставлено.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат и лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Исковые требования истцов В., Е. и Р., на ряду с требованиями М. об обязании администрации Осинского городского поселения предоставить им вне очереди жилое помещение по договору социального найма по месту их жительства - в границах Осинского городского поселения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, также являются обоснованными в соответствии с требованиями ст.69 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Между тем, суд считает не обоснованными требования истцов к ответчику об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, так как фактически администрация Осинского городского поселения не отказывала истцам в предоставлении такого жилья, были приняты соответствующие постановления о признании М. малоимущей, признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во вне очередном порядке, включения ее в соответствующий список. Однако, в последующем, свою обязанность, предусмотренную ч.3 и ч.4 ст.57 ЖК РФ администрация Осинского городского поселения не исполнила.
В соответствии с ч.4 - 9 ст.57 ЖК РФ, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, бездействие администрации Осинского городского поселения по отношению к М. и членам ее семьи, выражающееся в не предоставлении им жилого помещения по договору социального найма вне очереди и заключению с ними договора социального найма жилого помещения, является не законным и не обоснованным.
На основании вышеизложенного требования истцов - обязать администрацию Осинского городского поселения предоставить им вне очереди жилое помещение по договору социального найма по месту их жительства - в границах Осинского городского поселения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, является обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования М., В., Е. и Р. к администрации Осинского городского поселения удовлетворить частично.
Признать не обоснованным требование М., В., Е. и Р. к администрации Осинского городского поселения об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке.
Обязать администрацию Осинского городского поселения предоставить М. и совместно проживающим с ней членам семьи: В., Е. и Р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма по месту их жительства - в границах Осинского городского поселения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления; заключить с М. и совместно проживающими с ней членами семьи договор социального найма жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца с даты его вынесения.
Судья - В.С. Полыгалов