Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-145/2017 от 13.01.2017

Дело №12-145/2017

Р Е Ш Е Н И Е

28 марта 2017 года г. Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Шешуков Д.А., с участием представителя Администрации муниципального образования «город Ижевск» Стрелковой К.В., представителя отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Галимуллина Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования «Город Ижевск» на постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску К.А.М. <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску К.А.М. <номер> от <дата> Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «город Ижевск» (далее Администрация г. Ижевска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно постановлению Администрация г. Ижевска, находясь по адресу: <адрес>, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, имея возможность по обеспечению выполнения требований государственного стандарта на дорогах, не предприняла все зависящие от нее меры по обеспечению его выполнения, а именно <дата> выявлено, что Администрацией г. Ижевска допускается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в ненадлежащем зимнем содержании улично-дорожной сети г. Ижевска, что создает угрозу безопасности дорожного движения.

Администрацией г. Ижевска подана жалоба, в которой заявитель просит отменить вышеуказанное постановление, поскольку Администрацией г. Ижевска приняты меры для обеспечения выполнения требований ГОСТ Р 50597-93 путем заключения муниципальных контрактов с подрядными организациями на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск», в связи с чем ответственность за содержание дорог несут подрядчики, принявшие на себя такую обязанность по муниципальным контрактам.

В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «город Ижевск» Стрелкова К.В. событие правонарушения не оспаривала. Просила снизить административное наказание, иные доводы жалобы поддержала.

В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался, в связи с чем на основании ст. 30.6 КоАП РФ препятствий для рассмотрения жалобы не имеется, жалоба рассмотрена в отсутствие лица, вынесшего постановление.

Представитель административного органа – Управления МВД России по г. Ижевску старший государственный инспектор ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Галимуллин Ф.А., действующий на основании доверенности, пояснил, что с доводами жалобы Администрации г. Ижевска не согласен, вина подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не освобождает от административной ответственности. Заключение Администрацией г. Ижевска муниципальных контрактов с подрядными организациями не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения. Не возражал против снижения назначенного Администрации г. Ижевска административного наказания в порядке ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив жалобу, будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 № 26-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 4 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Исходя из п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №221 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93).

На основании Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 1 ГОСТ Р 50597-93 все требования Государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.п. 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах. Исходя из п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Из материалов дела следует, что <дата> должностным лицом административного органа на улично-дорожной сети г. Ижевска выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения и зимнему содержанию дорог, перечисленные в обжалуемом постановлении и протоколе об административном правонарушении.

Данные обстоятельства и вина Администрации г. Ижевска в совершении административного правонарушения подтверждаются актом выявленных недостатков, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении.

Лицо, обжалующее постановление административного органа, ссылается на отсутствие вины во вменяемом правонарушении, указывая на заключение муниципальных контрактов с подрядными организациями, которые несут ответственность за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск».

Суд считает данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.

Составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 № 26-ФЗ).

Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Ижевск», в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация г. Ижевска.

Заключение муниципальных контрактов на осуществление содержания улично-дорожной сети в зимний период является лишь способом исполнения Администрацией г. Ижевска своих функций по содержанию дорог. В связи с этим заключение указанных муниципальных контрактов не освобождает Администрацию г. Ижевска от исполнения возложенной на нее обязанности по содержанию дорог местного значения в безопасном для движения состоянии.

Ненадлежащее исполнение подрядчиками условий муниципального контракта не свидетельствует об отсутствии вины Администрации г. Ижевска в совершении административного правонарушения.

Доказательств, подтверждающих принятие Администрацией г. Ижевска всех зависящих от нее достаточных и своевременных мер для предотвращения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, соблюдения требований законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей, подателем жалобы не представлено.

С учетом изложенного Администрация г. Ижевска является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация г. Ижевска имела возможность для исполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, но ею не были приняты все необходимые и зависящие от нее меры по их соблюдению, иного из материалов дела не следует.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и виновность Администрации г. Ижевска подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для привлечения Администрации г. Ижевска к административной ответственности ст. 12.34 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения Администрации г. Ижевска к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкция ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц исключительно в виде административного штрафа в размере от 200000 до 300 000 рублей.

Как следует из представленных материалов, административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. назначено Администрации г. Ижевска в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции санкции статьи на момент совершения административного правонарушения).

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 07.03.2017 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 12.34 КоАП РФ изложена в новой редакции, при сохранении объективной стороны, вменяемой Администрации г. Ижевска, санкция ч. 1 ст. 12.34 изменена в сторону смягчения административной ответственности.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 №4-П, снижение размера штрафа ниже низшего предела возможно в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.

Согласно п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая, что Администрация г. Ижевска является органом местного самоуправления, осуществляющим деятельность, не связанную с извлечением прибыли, и финансируемым за счет средств местного бюджета, наложение на указанное юридическое лицо административного штрафа в размере 300000 рублей не отвечает целям административной ответственности, влечет избыточное ограничение прав подателя жалобы, существенные обременения для него, которые могут привести к негативным последствиям.

С учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, изменения закона, которым установлена административная ответственность, снижение административного штрафа до 100000 рублей будет соответствовать тяжести совершенного Администрацией г. Ижевска правонарушения, принципам справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению, а также отвечать принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску К.А.М. <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск», подлежит изменению путем снижения назначенного Администрации г. Ижевска наказания в виде административного штрафа до 100000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск» удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску К.А.М. <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск», изменить, назначенное Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Город Ижевск» административное наказание в виде административного штрафа снизить с 300 000 рублей до 100 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

Судья Д.А. Шешуков

12-145/2017

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Ижевск"
Другие
Стрелкова К.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Шешуков Дмитрий Андреевич
Статьи

КоАП: ст. 12.34

Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
16.01.2017Материалы переданы в производство судье
18.01.2017Истребованы материалы
22.02.2017Поступили истребованные материалы
28.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2017Вступило в законную силу
17.05.2017Дело оформлено
17.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее