Гр. <адрес>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции труда в <адрес> к Акционерному обществу «Корпорация развития Северного Кавказа» о возложении обязанности исполнить предписание,
у с т а н о в и л:
Государственная инспекция труда в <адрес>обратилась в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Корпорация развития Северного Кавказа» о возложении обязанности исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Государственной инспекции труда в <адрес> - ФИО5, выступающий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Он пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Государственной инспекции труда в <адрес> было издано распоряжение № о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица АО «Корпорация развития Северного Кавказа», в связи с обращением ФИО6 о нарушении его трудовых прав при увольнении.
07.09.2015г. главным государственным инспектором труда ФИО5 по результатам проведенной проверки составлен акт и выдано предписание № на имя генерального директора АО «Корпорация развития Северного Кавказа», которым работодатель обязан устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
1. отменить приказ №-пр от 12.05.2015г. в части касающейся изменений условий трудового договора ФИО6, отменить приказ (распоряжение) № от 04.08.2015г. о прекращении трудового договора с ФИО6 как изданные в нарушение требований ст. 74, ст. 132 Трудового кодекса РФ;
2. на основании требований ст. 72, ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ оформить дополнительное соглашение с ФИО6 установив дни выплаты заработной платы.
О выполнении предписания АО «Корпорация развития Северного Кавказа» обязано сообщить в инспекцию в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня получения предписания с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение. Ответчиком предписание государственного инспектора труда получено ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с полученным предписанием, АО «Корпорация развития Северного Кавказа» обжаловало его в суд. Решением Ессентукского городского суда от 30 10.2015 г. по делу № в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Корпорация развития Северного Кавказа» о признании незаконным предписания государственной инспекции труда в <адрес> № от 07.09.2015г. отказано. Апелляционным определением от 15.03.2016г. решение Ессентукского городского суда оставлено в силе.
Постановлением о назначении административного наказания мирового судьи судебного участка N4 <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор АО «Корпорация развития Северного Кавказа» признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере №
Административным законодательством РФ не предусмотрен порядок понуждения к исполнению предписания органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
Требования предписания № от 07.09.2015г. ответчиком в полном объеме не исполнены до настоящего времени.
Предусмотренные законом меры воздействия, направленные на понуждение АО «Корпорация развития Северного Кавказа», допустившего нарушения трудового законодательства, исполнить требования предписания Государственной инспекцией труда исчерпаны.
Обращаясь в суд с иском о понуждении исполнить предписание, Государственная инспекция труда осуществляет реализацию своего права требовать от работодателя устранения содержащихся в предписании нарушений трудового законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований орган государственного контроля (надзора), проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан не только выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, но и принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, что не исключает и гражданско- правовую ответственность.
Действующее законодательство не содержит запрета к принудительному исполнению предписания государственной инспекции труда в судебном порядке путем понуждения юридического лица к выполнению предписания.
Просит суд:
Обязать АО «Корпорация развития Северного Кавказа» исполнить предписание Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Корпорация развития Северного Кавказа» - ФИО3, выступающая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных истцом требований. Она пояснила, что АО «КРСК», не согласно с предъявленными исковыми требованиями, поскольку считает, что исковое заявление об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда в <адрес> № от 07.09.2015г. не подлежит рассмотрению Ессентукским городским судом по следующим основаниям.
Административным законодательством РФ не предусмотрен порядок понуждения к исполнению предписания органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
В силу ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей физических лиц:
- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и другие.
По смыслу статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания инспектора труда (ст. 19.5 КоАП РФ).
Таким образом, механизм реализации полномочий государственного инспектора труда применительно к понуждению юридического лица к выполнению предписания определен законодателем.
Действующее трудовое законодательство, законодательство об административных правонарушениях не предусматривает такой возможности как принудительное исполнение предписания государственного инспектора труда в судебном порядке путем подачи самостоятельного искового заявления.
Следует отметить, что осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не решает правовые споры, поскольку не вправе подменять собой судебные органы.
Государственный инспектор труда не наделен полномочиями обращения в суд в интересах конкретного лица.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен такой способ реализации государственным инспектором своих полномочий, как обращение в суд с иском о принудительном исполнении предписания, поскольку в данном случае, при выявлении нарушений трудовых прав конкретных работников, данные права могут быть защищены и восстановлены только по искам самих работников в судебном порядке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 354 ТК РФ государственная инспекция труда уполномочена на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Статьей 356 ТК РФ предусмотрено право государственной инспекции труда на реализацию таких полномочий, как осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.
В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности работодателей:
- физических лиц;
- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и другие.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Государственной инспекции труда в <адрес> было издано распоряжение № о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица АО «Корпорация развития Северного Кавказа», в связи с обращением ФИО6 о нарушении его трудовых прав при увольнении.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда ФИО5 по результатам проведенной проверки составлен акт и выдано предписание № на имя генерального директора АО «Корпорация развития Северного Кавказа», которым работодатель обязан устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
1. отменить приказ №-пр от 12.05.2015г. в части касающейся изменений условий трудового договора ФИО6, отменить приказ (распоряжение) № от 04.08.2015г. о прекращении трудового договора с ФИО6 как изданные в нарушение требований ст. 74, ст. 132 Трудового кодекса РФ;
2. на основании требований ст. 72, ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ оформить дополнительное соглашение с ФИО6 установив дни выплаты заработной платы.
О выполнении предписания АО «Корпорация развития Северного Кавказа» обязано сообщить в инспекцию в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня получения предписания с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение. Ответчиком предписание государственного инспектора труда получено ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с полученным предписанием, АО «Корпорация развития Северного Кавказа» обжаловало его в суд. Решением Ессентукского городского суда от 30 10.2015 г. по делу № в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Корпорация развития Северного Кавказа» о признании незаконным предписания государственной инспекции труда в <адрес> № от 07.09.2015г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от 15.03.2016г. решение Ессентукского городского суда оставлено без изменения.
Постановлением о назначении административного наказания мирового судьи судебного участка N4 <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор АО «Корпорация развития Северного Кавказа» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере №.
Административным законодательством РФ не предусмотрен порядок понуждения к исполнению предписания органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
Требования предписания Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в полном объеме не исполнены до настоящего времени. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Предусмотренные законом меры воздействия, направленные на понуждение АО «Корпорация развития Северного Кавказа», допустившего нарушения трудового законодательства, исполнить требования предписания Государственной инспекцией труда исчерпаны.
Доводы представителя ответчика о том, что действующее трудовое законодательство, законодательство об административных правонарушениях не предусматривает такой возможности как принудительное исполнение предписания государственного инспектора труда в судебном порядке путем подачи самостоятельного искового заявления, суд находит не состоятельными, поскольку обязанность исполнить предписание государственного органа не является мерой гражданско-правовой ответственности, а право Государственной инспекции труда обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконными бездействия работодателя по выполнению предписания согласуется с ч. 2 п. 10 ст. 22 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан своевременно исполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При таком положении, предписание истца Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно, до настоящего времени работодателем не исполнено, т.е. незаконное бездействие АО «Корпорация развития Северного Кавказа» по выполнению предписания установлено, в связи с чем, ответчик обязан выполнить законное предписание Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных Государственной инспекцией труда в <адрес> исковых требований к АО «Корпорация развития Северного Кавказа» о возложении обязанности исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░8