Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-117/2021 (2-3222/2020;) ~ М-2274/2020 от 02.07.2020

Дело <номер>

УИД 18RS0<номер>-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года                         <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 (далее истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее ГУ МЧС России по УР, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 14519400 руб.

Исковые требования мотивировал тем, что <дата> между ООО ПКФ «Спецстрой» и ГУ МЧС России по УР заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений, создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Удмуртской Республике, <адрес>» <номер> (ИГК 16 17 177 1 0061 2 00 00 00 00 00 00).

В период действия указанного контракта ООО ПКФ «Спецстрой» выполнило дополнительные работы, которые не входили в объем государственного контракта, но которые необходимо было выполнить для завершения строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию на сумму 14519400 руб. <дата> в адрес ГУ МЧС России по УР была направлена претензия № ИС-55/2019 об оплате суммы неосновательного обогащения в размере 14519400 руб., однако ответа в ООО ПКФ «Спецстрой» не поступило.

<дата> ООО ПКФ «Спецстрой» заключило с ФИО1 договор уступки права требования неосновательного обогащения в сумме 14519400 руб.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске и возражениям на отзыв, приобщенным к материалам дела.

В судебном заседании представители ответчика ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела.

В судебном заседании представитель ООО ПКФ «Спецстрой» полагал иск подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в заявлении о приобщении доказательств от ООО ПКФ «Спецстрой», приобщенным к материалам дела.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Удмуртской Республики ФИО9 полагал иск не обоснованным.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив полномочия представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<дата> между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (Государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Спецстрой» (ООО ПКФ «Спецстрой», генподрядчик) заключен государственный контракт <номер> на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений, создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Удмуртской Республике, <адрес>» в целях выполнения государственного оборонного заказа.

В целях выполнения государственного оборонного заказа Государственный заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя обязательства выполнить строительно-монтажные работы по объекту: «Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений, создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Удмуртской Республике, <адрес>» в соответствии с Техническим заданием (приложение <номер>) и проектно-сметной документацией (пункт 2.1 контракта).

Общая стоимость работ по Контракту установлена в сумме 145194280,50 руб. (пункт 3.1 контракта).

<дата> между ГУ МЧС России по УР и ООО ПКФ «Спецстрой» заключено дополнительное соглашение <номер> к Государственному контракту <номер> от <дата>, которым установлена цена контракта 145194280,50 руб.

<дата> между Государственный заказчик) и ООО ПКФ «Спецстрой» заключено дополнительное соглашение <номер> к Государственному контракту <номер> от <дата>, которым установлено, что расчеты по контракту осуществляются только посредством казначейского сопровождения.

<дата> между ГУ МЧС России по УР и ООО ПКФ «Спецстрой» заключено дополнительное соглашение <номер> к Государственному контракту <номер> от <дата>, которым установлена общая стоимость работ по контракту 145194280,50 руб.

<дата> между ГУ МЧС России по УР и ООО ПКФ «Спецстрой» заключено дополнительное соглашение <номер> к Государственному контракту <номер> от <дата>, которым установлена общая стоимость работ по контракту 159713680,50 руб.

<дата> между ГУ МЧС России по УР и ООО ПКФ «Спецстрой» заключено дополнительное соглашение <номер> к Государственному контракту <номер> от <дата>, которым установлена общая стоимость работ по контракту 145194280,50 руб.

<дата> между ГУ МЧС России по УР и ООО ПКФ «Спецстрой» подписан Акт приемки-передачи строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений, создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Удмуртской Республике, <адрес>». Сторонами указана также стоимость работ 145194280,50 руб.

В ходе выполнения работ по государственному контракту <номер> от <дата> проектно-сметная документация претерпела изменения, что согласовано сторонами.

Стоимость контракта при этом сторонами не изменена.

Актом о приемке выполненных работ за июль 2018 года от <дата> <номер> в связи с изменениями в проектно-сметной документации и признанием сторонами того обстоятельства, что работы выполнены в соответствии с измененной проектно-сметной документацией, исключены ранее учтенные объемы (кс2<номер> - кс21617177<номер>/62). Сметная (договорная) стоимость осталась не измененной.

<дата> между ООО ПКФ «Спецстрой» (цедент) и ФИО1 (цессионарий) заключен договор уступки права требования, в силу которого цедент уступил, а цессионарий принял на себя право требования суммы неосновательного обогащения с ГУ МЧС России по УР в размере 14519400 руб., возникшего на основании следующего документа: Акт о приемке выполненных работ за декабрь 2017 года на сумму 14519400 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 1109 Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, представленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу статьи 766 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

В силу статьи 767 ГК РФ, при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

В силу статьи 768 ГК РФ, к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 1 Федерального закона от <дата> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон № 44-ФЗ, здесь и далее в редакции, действовавшей на дату заключения государственного контракта), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В силу пункта 8 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от <дата> N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

По общему правилу (часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (пункт «б» части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, по смыслу пункта «б» части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате.

Выводы суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <номер> (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от <дата>.

Истец основывает требования лишь на Акте о приемке выполненных работ за декабрь 2017 года на сумму 14519400 руб. Вместе с тем каких-либо доказательств действительного выполнения ООО ПКФ «Спецстрой» работ сверх объема, предусмотренного государственным контрактом <номер> от <дата>, которое привело бы к неосновательному обогащению ответчика, суду не представлено.

Так, ни истцом, ни третьим лицом не представлена в суд смета <номер> доп, конструктивные решения, положенная в основу указанного акта.

Истец также не принял во внимание, что Актом о приемке выполненных работ за июль 2018 года от <дата> <номер> исключены ранее учтенные объемы (кс2<номер> - кс21617177<номер>/62). Указанный акт составлен в связи с изменениями в проектно-сметной документации и фактическим выполнением работ в соответствии с измененной проектно-сметной документацией.

Таким образом, составляя Акт о приемке выполненных работ за июль 2018 года от <дата> <номер>, стороны признали то обстоятельство, что фактически ООО ПКФ «Спецстрой» выполнило работы в измененном виде и объеме без изменения общей стоимости произведенных работ. Исходя из свободы договора (ст. 421 ГК РФ), при наличии такой договоренности между ООО ПКФ «Спецстрой» и ГУ МЧС России по УР, которая состоялась позже, чем составлен акт о приемке выполненных работ за декабрь 2017 года <номер>, на котором истец основывает свои требования, делать вывод о неосновательном обогащении ГУ МЧС России по УР не приходится.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ и положениями контракта (пункт 3.7 контракта), изменение объема работ (их уменьшение или увеличение) требовало внесение сторонами изменений в контракт.

Однако стороны, напротив, согласовали, что стоимость работ остается неизменной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

В силу пункта 1 статьи 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

Государственный контракт от <дата> <номер> на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений, создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Удмуртской Республике, <адрес>» заключен между ГУ МЧС России по УР и ООО ПКФ «Спецстрой» во исполнение Закона о государственном оборонном заказе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе государственный заказчик использует для расчетов по государственному контракту только отдельный счет, открытый в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе отдельным счетом является счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.

Согласно пункту 12 статьи 8.4 Закона о государственном оборонном заказе по отдельному счету не допускается совершение операций по исполнению договора об уступке (переуступке) права требования.

Как указано в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" уступка права, совершенная в нарушение законодательного запрета, является ничтожной (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, пункт 1 статьи 388 ГК РФ).

Поскольку действующее законодательство о государственном оборонном заказе, содержит императивный запрет на совершение операций по исполнению договора об уступке (переуступке) права требования по отдельному счету, открытому исполнителю, договор уступки права требования от <дата>, заключенный между ООО ПКФ «Спецстрой» и ФИО1, в силу которого цедент уступил, а цессионарий принял на себя право требования суммы неосновательного обогащения с ГУ МЧС России по УР в размере 14519400 руб., возникшего на основании акта о приемке выполненных работ по государственному контракту от <дата> <номер> за декабрь 2017 года на сумму 14519400 руб., ничтожен.

Исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о взыскании неосновательного обогащения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере <дата>.

Председательствующий судья        Стех Н.Э.

2-117/2021 (2-3222/2020;) ~ М-2274/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Марков Константин Вячеславович
Ответчики
Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике
Другие
Прокуратура УР
ООО ПКФ "Спецстрой"
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
_Стех Наталья Эдуардовна
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.08.2020Предварительное судебное заседание
22.09.2020Предварительное судебное заседание
27.10.2020Предварительное судебное заседание
25.11.2020Предварительное судебное заседание
17.12.2020Предварительное судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Судебное заседание
07.04.2021Предварительное судебное заседание
27.05.2021Предварительное судебное заседание
08.07.2021Предварительное судебное заседание
14.07.2021Предварительное судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2022Дело оформлено
04.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее