Дело № 3а-611/2021
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Санниковой С.А.,
при секретаре Пикавцовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ООО «Приазовье» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№...> в размере их рыночной стоимости 180 213 руб., 198 187 руб., 1 050 060 руб.,
55 810 315 руб., 182 650,48 руб., 1 277 933,92 руб., 2 164 062 руб., 360 426 руб., 396 374 руб., 198 187 руб. соответственно, определенной по состоянию на 01.01.2019 года на основании отчета об оценке от 03.12.2020 года №120320.06-НИ, выполненного ООО «Бюро Оценки».
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является собственником вышеуказанных земельных участков и считает, что результаты государственной кадастровой оценки их стоимости в размере
267 481,50 руб.; 330 390,5 руб.; 1 519 512,50 руб.; 82 520 542,18 руб.;
280 078,60 руб.; 1 935 766,40 руб.; 3 205 812 руб.; 516 989 руб.; 607 805 руб.; 303 902,5 руб. соответственно, являются неверными и нарушают его права, так как ведут к необоснованному увеличению размера земельного налога.
От представителя административного истца ООО «Приазовье» по доверенности Дьяченко А.С. поступило ходатайство, в котором представитель просит рассмотреть административное дело в свое отсутствие, установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Лаврентьева И.А. в своем отзыве просит вынести законное и обоснованное решение, считает, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков допущено не было. Полагает недоказанным нарушение прав административного истца установлением и размером кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Юртаева С.А. указала, что Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства, просит рассмотреть дело по существу с учетом изложенной позиции в отсутствие представителя Управления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В силу статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
На основании определения суда от 21.05.2021 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 настоящего Кодекса.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец
ООО «Приазовье» является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 23 650 кв.м., расположенного по адресу<Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 23 650 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 118 250 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 7 029 007 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 21 796 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>
- земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 164 048 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 277 800 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 47 300 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 47 300 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 23 650 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость вышепоименованных земельных участков определена уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2019 года в размере
267 481,50 руб.; 330 390,5 руб.; 1 519 512,50 руб.; 82 520 542,18 руб.;
280 078,60 руб.; 1 935 766,40 руб.; 3 205 812 руб.; 516 989 руб.; 607 805 руб.; 303 902,5 руб. соответственно.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает
01.01.2019 года верной датой определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов.
Согласно данным отчета от 03.12.2020 года №120320.06-НИ, выполненного ООО «Бюро Оценки», рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату оценки (01.01.2019 года) составляет 180 213 руб., 198 187 руб., 1 050 060 руб.,55 810 315,58 руб., 182 650,48 руб., 1 277 933,92 руб., 2 164 062 руб., 360 426 руб., 396 374 руб., 198 187 руб. соответственно.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от
10.02.2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено
ООО «Центр судебных экспертиз «АПЕКС».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы №К8-2378 от 11.03.2021 года, выполненной экспертом ООО «Центр судебных экспертиз «АПЕКС» Романовым Д.В., рыночная стоимость спорных объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2019 года) составляет 192 000 руб., 218 000 руб., 1 089 000 руб., 58 903 000 руб.,
201 000 руб., 1 406 000 руб., 2 381 000 руб., 384 000 руб., 436 000 руб.,
218 000 руб., соответственно.
По мнению суда, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибок при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Эксперт имеет высшее образование, диплом о профессиональной переподготовке, документы, свидетельствующие о членстве в СРО Региональная ассоциация оценщиков, а также об обязательном страховании гражданской ответственности.
Экспертом при оценке объектов недвижимости был применен только один возможный сравнительный подход к оценке рыночной стоимости, так как он наиболее полно и точно отражает действительную рыночную стоимость объектов экспертизы, информация об аналогичных объектах получена из достоверных источников. Сравнительный подход основывается на предпосылке, что субъекты на рынке осуществляют сделки по аналогии, то есть основывается на информации о сходных сделках или предложениях. Обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов экспертом приведено.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов, экспертом принята поправка на торг, корректировки на наличие инженерного обеспечения, на местоположение, на зависимость от размера площади и др.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленные судебным экспертом размеры рыночной стоимости объектов недвижимости являются достоверными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд
25.12.2020 года, в связи с чем датой подачи заявления следует считать
25.12.2020 года.
На основании изложенного суд считает уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 - 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск ООО «Приазовье» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 23 650 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>», кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января
2019 года, в размере 192 000 (сто девяносто две тысячи) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью 23 650 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января
2019 года, в размере 218 000 (двести восемнадцать тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 118 250 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января
2019 года, в размере 1 089 000 (один миллион восемьдесят девять тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 7 029 007 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>», кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января
2019 года, в размере 58 903 000 (пятьдесят восемь миллионов девятьсот три тысячи) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 21 796 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>», кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января
2019 года, в размере 201 000 (двести одна тысяча) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 164 048 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 406 000 (один миллион четыреста шесть тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 277 800 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2 381 000 (два миллиона триста восемьдесят одна тысяча) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 47 300 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 384 000 (триста восемьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 47 300 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января
2019 года, в размере 436 000 (четыреста тридцать шесть тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 23 650 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января
2019 года, в размере 218 000 (двести восемнадцать тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...> считать 25 декабря 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...>.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.А. Санникова