Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-363/2023 ~ М-1-332/2023 от 01.08.2023

                                                                                                                  73RS0021-01-2023-000373-34

                  дело № 2-1-363/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2023 года                                                      г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбачевой Т.Ю., при секретаре Мартьяновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Сенгилеевского района проведена проверка исполнения администрацией МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены обстоятельства для прокурорского вмешательства.

Прокурор просит возложить на администрацию МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области обязанность произвести источники наружного противопожарного водоснабжения (гидранты), расположенные по адресам: <адрес>, ул. <адрес> (у рынка), <адрес> (детский сад <адрес> <адрес> (у церкви), <адрес> ад. 4 (во дворе), <адрес> (на углу начальной школы), <адрес>а; в п. <адрес> (около старой бани), <адрес> (около остановки) в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено: ОГКП «Ульяновский областной водоканал».

В судебном заседании помощник прокурора Сенгилеевского района Низамова Ф.Ф. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, доводы привела в целом аналогичные тем, что изложены в иске.

В судебном заседании представитель администрации МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области Анисимова А.А. исковые требования признала частично, полагает, что обязанности по приведению источников наружного противопожарного водоснабжения должны быть возложены на ОГКП «Ульяновский областной водоканал», как на арендатора.

Представитель ответчика ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель 33 ПСЧ 1 ПСО ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области *** в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Согласно понятиям, установленным в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (абзац 1 статьи 3 указанного Федерального закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности выявлены существенные нарушения закона в деятельности администрации МО Силикатненское городское поселение.

Согласно справки начальника Сенгилеевского местного пожарно – спасательного гарнизона – начальника 33 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> о состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО «<адрес>» в <адрес>, в п. <адрес> имеются неисправные пожарные гидранты, а именно: <адрес> (у рынка), <адрес> (детский сад «<адрес> <адрес> (у церкви), <адрес> (во дворе), <адрес> (на углу начальной школы), <адрес>, в п. <адрес> (около старой бани), <адрес> (около остановки) (л.д. 5-12, 24-26).

ДД.ММ.ГГГГ между МУ администрация МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» заключен договор аренды имущества (л.д. 35-36).

Согласно п. 1.1 договора, арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору: объект водопроводные сети протяженностью 6447,6 м, инв., лит. I-XI, BPK-I, ВК-13,ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-4, ВК-13, ВК-14, ВК-15, ВК-33, ВК-34, ВК-37, ПГ-1, ПГ-5, ПГ-6, ПГ-10, ПГ-12, находящиеся по адресу: <адрес>, а также: водопроводные сети <адрес>, литеры I – IХ, ПГ: ПГ-1, ВК:ВК-3, ВК-5: ВК-7, ВК-10, ВК-13: ВК-14, ВК-4, ВК-8, ВК-11, ВК-12, ВК-9, ВК-15, ВК-16, ВРК-1: ВРК-4, ВРК-5, ВРК-6: ВРК-7.

На момент заключения договора, указанные в п. 1.1 договора объекты, принадлежат арендодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 73-АТ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 73-АТ (п. 1.2 договора) (л.д. 70-71).

Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.1 договора).

Факт наличия нарушения требований пожарной безопасности в п. Силикатный и п. Кучуры нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Так, из справки о состоянии источников противопожарного снабжения на территории МО Силикатненское городское поселение следует, что в <адрес> - не имеется штатных указателей, не работает слив; на <адрес> – не имеется штатных указателей, подъезду АЦ мешает забор, гидрант смещен, колонка не наворачивается; на <адрес> (у рынка) – не имеется штатных указателей, гидрант занижен; на <адрес> (детский сад «<адрес> - не имеется штатных указателей, гидрант занижен; на <адрес> (у церкви) - не имеется штатных указателей, заклинил шток; на <адрес> (во дворе) – не имеется штатных указателей, подъезду АЦ мешают вкопанные автомобильные покрышки; на <адрес> - не имеется штатных указателей, не имеется подъезда для АЦ; на <адрес> (на углу начальной школы) - не имеется штатных указателей, не работает слив; на <адрес> - не имеется штатных указателей, в летнее время подъезд затруднителен, в зимнее время подъезд будет невозможен; в п. <адрес> – нет штатных указателей, не работает слив, на <адрес> (около старой бани) – сорван шток, <адрес> (около остановки) – ПГ отсутствует (л.д. 24-26).

По адресам: <адрес>, п. <адрес>, также указывалось нарушение – отсутствие крышки на колодце.

В судебное заседание представителем администрации МО Силикатненское городское поселение представлены фотокопии, согласно которых данное нарушение устранено. Истцом, третьим лицом данный факт в судебном заседании не оспаривался.

Доказательств, подтверждающих устранение нарушений требований пожарной безопасности в полном объеме, суду ответчиком не представлены.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац 17).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , далее - Правила противопожарного режима).

Пунктом 48 Правил противопожарного режима установлено, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ «Свода правил. СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 4.13130.2013), установлено, что тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.

В силу пункта 4.2 «Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 8.13130), для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.

Согласно пунктам 8.9, 10.4 СП 8.13130 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием; пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Пунктом 1 статьи 69 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Пункт 4.15 СП 4.13130.2013 устанавливает, что противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м.

В силу пункта 71 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , также предусматривает, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Статьей 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (ч. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 68 приведенного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2 указанной статьи).

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3 указанной статьи).

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06. 10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Учитывая приведенное выше нормативное регулирование, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления - администрации МО Силикатненское городское поселение.

Отклоняя доводы ответчика администрации МО Силикатненское городское поселение о том, что обязанности по приведению гидрантов в соответствии с требования пожарной безопасности должны быть возложены на арендатора (ОГКП «Ульяновский областной водоканал»), суд исходит из того, что обеспечение территории поселений средствами пожаротушения и поддержание их в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, при этом учитывает положения статьи 19 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Доводы ответчика администрации МО Силикатненское городское поселение о том, что гидрант по адресу: <адрес> (около остановки) никогда не находился в их ведомственном владении, суд считает несостоятельными. Данные доводы опровергаются письменными материалами дела, а именно: реестром водоисточников наружного противопожарного водоснабжения МО Силикатненское городское поселение, а также сводными актами (л.д. 112-124).

Представитель администрации в судебном заседании пояснила, что причиной неисправности пожарных гидрантов является также отсутствие денежных средств и администрация обращалась в ОГКП «Ульяновский областной водоканал» с вопросом об оказании содействия для устранения указанных нарушений. Однако, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» никаких мер не предпринято, полагают, что устранение нарушений находится в ведении ОГКП «Ульяновский областной водоканал», как арендатора.

Вместе с тем данные доводы судом также отклоняются. Администрация МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области как субъект, являющийся собственником водопроводных сетей, обязана содержать в надлежащем состоянии муниципальное имущество, поскольку пожарный гидрант является неотъемлемой частью водопроводной сети, не может использоваться отдельно от нее. Исходя из целей и задач, которые предполагают осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, первичные меры пожарной безопасности входят в компетенцию органов местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора к администрации МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области о возложении обязанности привести источники наружного противопожарного водоснабжения (гидранты) в соответствии с нормами противопожарной безопасности.

Оснований для возложения обязанностей на ОГКП «Ульяновский областной водоканал» суд не усматривает, признает его ненадлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать администрацию МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области привести источники наружного противопожарного водоснабжения (гидранты), расположенные по адресам: <адрес> (у рынка), <адрес> (детский сад «<адрес> <адрес> (у церкви), <адрес> ад. 4 (во дворе), <адрес> (на углу начальной школы), <адрес>, в п. <адрес> (около старой бани), <адрес> (около остановки) в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , требованиями п. 8.9 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области к ОГКП «Ульяновский областной водоканал», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                 Горбачева Т.Ю.

    Мотивированное решение изготовлено 27.09.2023.

2-1-363/2023 ~ М-1-332/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области
Ответчики
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Силикатненское городское поселение"
ОГКП "Ульяновский областной водоканал"
Другие
33 ПСЧ 1 ПСО ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Судья
Горбачёва Т. Ю.
Дело на странице суда
sengileevskiy--uln.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Подготовка дела (собеседование)
18.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее