Дело № 2- 4444/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Смоленск 30 ноября 2015 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи) Космачевой О.В.,
при секретаре Аксенцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Г.И. к Администрации г. Смоленска о признании результатов конкурса на выбор управляющей организации недействительным,
установил:
Собственник жилого помещения – <адрес> Андреева Г.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании результатов конкурса, проведенного Администрацией г. Смоленска, о выборе управляющей организации многоквартирного жилого <адрес> - ООО «Спецжилуправление» недействительным.
В обоснование требований указала, что в связи с отзывом лицензии у управляющей организации названного домовладения ООО «ОТСЖ «Сервис» Администрацией г. Смоленска была определена временная управляющая компания ОАО «Жилищник», а впоследствии был проведен конкурс по выбору управляющей организации, победителем которого признана ООО «Спецжилуправление». Администрацией г. Смоленска при проведении конкурса допущены многочисленные нарушения, что свидетельствует о наличии установленных законодательством оснований для признания результатов указанного конкурса недействительными.
Истица Андреева Г.И. и его представитель Полякова Е.С. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске и письменных пояснениях по делу.
Представитель Администрации г. Смоленска Гырлина Е.В., возражая против удовлетворения иска, указала на то, что, несмотря на наличие технические ошибок при оформлении конкурсной документации, отсутствуют установленные законом основания для признания результатов проведенного конкурса недействительными. Указала, что данные обстоятельства были предметом проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, по результатам которой был дан ответ истице.
Третье лицо ООО «Спецжилуправление» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. Ранее участвовавший представитель Суржикова О.Н. указывала на необоснованность требований ввиду соблюдения предусмотренной законодательством процедуры проведения органом местного самоуправления названного конкурса.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 2 ст.161 ЖК РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из предусмотренных этой нормой способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией).
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. (ч.4 ст. 161 ЖК РФ).
Исходя из положений ч.1.3 ст.161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч.3 ст.200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном ст.197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с ч.4 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». (далее Правил…).
В силу п.3 Правил… конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст.164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст.162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса. (п. 5 Правил…).
По делу установлено, что Андреева Г.И. является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес> (л.д. 41).
С ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным жилом домом <адрес> осуществляло ООО «ОТСЖ «Сервис», в связи с чем с собственниками квартир были заключены договора управления многоквартирным домом, включая Андрееву Г.И. (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ОТСЖ «Сервис» было отказано в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Администрации г. Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ временной организацией по управлению и обслуживанию многоквартирным домом было определено ОАО «Жилищник»; а также определено обеспечить в течении 15 дней созыв собрания собственников помещений многоквартирного дома для решения вопроса о выборе способа управления, а при невозможности его проведения объявлении конкурса в соответствии с ЖК РФ (л.д. 12-15).
Согласно пояснениям представителя Администрации г. Смоленска, органом местного самоуправления было инициировано проведение ДД.ММ.ГГГГ в 19-00 час. внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу выбора способа управления домом и выбора управляющей домовладением, которое не состоялось ввиду отсутствия кворума. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Смоленска на официальном сайте «www.torgi.gov.ru» разместила извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ открытого конкурса на право заключения договора управления указанным многоквартирным домом – лот № (дата начала подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 30 мин. - рассмотрения заявок; подведение итогов – ДД.ММ.ГГГГ). л.д. 65-71.
В подтверждение обстоятельств созыва собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома и невозможности проведения общего собрания собственников многоквартирного дома Администрацией г. Смоленска представлены уведомление о созыве собрания и акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксировано то, что собрание не состоялось.(л.д. 124-125).
Однако, доказательств того, что собственники были извещены о проведении общего собрания в соответствии с требованиями ст. 45 ЖК РФ ответчиком суду по правилам ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Как установлено по делу, на участие в указанном конкурсе в отношении <адрес> поступила только одна заявка, поданная ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецжилуправление», которое по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ конкурса признано победителем последнего. (л.д.18-21, 73-75,76-78).
Актами приёма-передачи документов техническая документация на многоквартирный <адрес> была передана в ООО «Спецжилцправление» (л.д. 63-64).
Как следует из пояснений представителя «Спецжилцправление» за июнь, июль, август 2015 года Обществом были выставлены квитанции собственникам помещений об оплате работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, однако в связи с тем, что организации собственниками были оказаны препятствия для выполнение работ по обслуживанию дома, фактически обслуживание жилого дома Обществом не производилось, квитанции были отозваны.
Согласно п. 38 Правил.. в извещении о проведении конкурса указывается следующее:
характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (подп.3);
наименование дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, перечень которых устанавливается в соответствии с подпунктом 4(1) пункта 41 настоящих Правил (подп. 4.1);
размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг (подп. 5);
место, дата и время проведения конкурса (подп.10).
Пунктом 41 Правил… установлено, что конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя:
акт по форме согласно приложению N 1 (подп. 1);
перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги. Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги (подп. 4.1);
срок действия договоров управления многоквартирным домом, составляющий не менее чем 1 год и не более чем 3 года, а также условия продления срока действия указанных договоров на 3 месяца, если: большинство собственников помещений на основании решения общего собрания о выборе способа непосредственного управления многоквартирным домом не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности; товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив не зарегистрированы на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом; другая управляющая организация, выбранная на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, созываемого не позднее чем через 1 год после заключения договоров управления многоквартирным домом, в течение 30 дней с даты подписания договоров управления многоквартирным домом или с иного установленного такими договорами срока не приступила к их выполнению; другая управляющая организация, отобранная органом местного самоуправления для управления многоквартирным домом в соответствии с настоящими Правилами, не приступила к выполнению договора управления многоквартирным домом (подп. 15).
Организатор конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления этим домом путем размещения проекта договора в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Правил (п. 89 Правил…).
В случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный пунктом 90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом (п. 91 Правил…).
В случае если единственный участник конкурса признан уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора (п. 92 Правил…).
В обоснование заявленных требований истица указывает, что Администрацией г. Смоленска при проведении конкурса допущены следующие нарушения процедуры его проведения:
- порядка извещения о проведении конкурса: в извещении о проведении конкурса не указаны основания для его проведения в отношении многоквартирного <адрес>; указание в извещении несоответствующих данных в части технической характеристики объекта, что привело к неправильному определению размера платы за содержание и ремонт, что, свою очередь по мнению истца, сказалось на определении размера обеспечения заявки участником конкурса; не указана площадь нежилых помещений; в извещении произвольно указан размер платы за содержание и ремонт (тариф), отсутствует её расчет; наличие неточности в указание дат проведения конкурса;
- нарушение требований к конкурсной документации: отсутствие даты в акте о состоянии общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, что ставит под сомнение факт осмотра данного объекта; отсутствие в конкурсной документации перечня дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; в конкурсной документации не установлен срок действия договора управления (разница в сроке действия по данным официального сайта – 1 год, в информационной карте – 3 года).
Как следует из материалов дела, информация о проведении конкурса в соответствии с п.32 названных Правил была размещена организатором конкурса на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Размещенное на адресе www.torgi.gov.ru. извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации содержит информацию по 22-м лотам, в отношении многоквартирного жилого <адрес> – лот №. (л.д. 65-66).
Указание на основание проведения конкурса в отношении данного жилого дома извещение не содержит.
В качестве характеристик объекта указано, что дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, 10-ти этажный, количество квартир 117, площадь жилых помещений – 6664,8 кв.м., площадь нежилых помещений не указана, указаны вид и тип постройки. Размер платы за содержание и ремонт определен в 17,51 руб. Исходя из указанных параметров размер обеспечения заявки на участие в конкурсе (составляющий 5 % размера платы за содержание и ремонт, умноженной на общую площадь жилых и нежилых помещений) по лоту № определен в сумме 5 835,03 коп.
Как следует из технического паспорта: год постройки в отношении 1-го и 2-го подъездов - 2005 год, в отношении 3-го и 4-го подъездов - 2006 год; количество этажей -10-11; количество квартир в доме – 226; площадь жилых помещений – 12 832,9 кв.м.- (6168,1 + 6664,8); площадь нежилых помещений -60,6 кв.м. (л.д. 48-62).
Таким образом, конкурсная документация содержит указание на несоответствующие действительности технические характеристики предмета конкурса. Доказательств того, что расчет указанного в конкурсной документации размера платы за содержание и ремонт произведен, исходя из действительных характеристик жилого дома, ответчиком суду по правилам ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса конкурсная документация в отношении данного дома не содержит.
Представленный ответчиком имеющийся в составе конкурсной документации акт о состоянии общего имущества многоквартирного жилого дома, составленный по форме №, даты составления его не имеет, при этом содержит указание на несоответствующие действительности технические характеристики. (л.д. 68-69).
В нарушение требований подп. 15 п.41 Правил в конкурсной документаций срок действия договора не установлен. На информационном поле по лоту № на адресе www.torgi.gov.ru срок договора указан -1 года, по информационной карте -3 года, при этом проект договора отсутствует.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от ДД.ММ.ГГГГ заявка по лоту № поступила только от ООО «Спецжилуправления». Протоколом № конкурса по отбору управляющей организации от ДД.ММ.ГГГГ победителем конкурса по лоту № признан единственный участник, подавший заявку, ООО «Спецжилуправление» (л.д. 73-78). Как следует же из информации на электронном адресе www.torgi.gov.ru конкурс признан несостоявшимся с единственным участником.
Следовательно, на официальном сайте и конкурсной документации – протоколе конкурса - имеются расхождения в данных о статусе проведенных торгов.
Истица оспаривает факт исполнения Администрацией г. Смоленска обязанности по уведомлению собственников помещений многоквартирного жилого дома о проведении конкурса и результатах проведенного конкурса, ссылаясь на то, что объявления о дате проведения конкурса и его результатах на доске объявлений у каждого подъезда не вывешивались, как не вывешивались они и в пределах земельного участка, на котором расположен дом, в результате чего права собственников были грубо нарушены.
Ответчиком представлены тексты уведомлений собственников помещений жилого дома (л.д. 71-72), однако достоверных и убедительных доказательств того, что ответчик, как организатор конкурса, исполнил установленную п. 40, 89 Правил обязанность и уведомил о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах), а также о результатах конкурса путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, последний в материалы дела суду по правилам ст. 56 ГПК РФ не представил.
Приведенные выше нарушения порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, установленные в ходе судебного разбирательства, в силу положений п. 5 Правил является основанием для признания судом недействительными результатов данного конкурса.
Результаты проверки, проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области не являются доказательствами невозможности признания недействительными результатов проведенного Администрацией г. Смоленска конкурса в связи с тем, что процедура конкурса проверялась только на соответствие антимонопольного законодательства.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленные Андреевой Г.И. исковые требования.
По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу Андреевой Г.И. подлежит взысканию <данные изъяты> в возврат госпошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Андреевой Г.И. удовлетворить.
Признать недействительными результаты конкурса, проведенного Администрацией г. Смоленска, по отбору управляющей организации ООО «Спецжилуправление» для управления многоквартирным домом <адрес>, закрепленные в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Андреевой Г.И. в возврат госпошлины <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.
Председательствующий О.В. Космачева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.