Решение
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
с участием административного истца и его представителя по доверенности Богородниковой О.А.,
представителя административного ответчика УМВД по г. Самаре Коба Е.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-397/2020 по административному исковому заявлению Паниной Н.А. к начальнику ОВМ ОП №6 УМВД по г. Самаре, УМВД по г. Самаре о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Панина Н.А. обратилась в суд с учетом уточнений с административным иском к начальнику ОВМ ОП №6 УМВД по г. Самаре Огородникову В.В., УМВД по г. Самаре о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она обратилась в ОП № 6 Управления МВД России по г.Самаре по вопросу регистрации по месту жительства по адресу <адрес>, предоставив необходимый комплект документов. Однако, начальником ОВМ ОП № 6 Управления МВД России по г.Самаре В.В. Огородниковым в регистрации по месту жительства отказано в связи с не представлением согласия наймодателя - Департамента управления имуществом г.о. Самара на ее вселение. С данным решением Панина Н.А. не согласна. Считает, что административный ответчик необоснованно не регистрирует ее по месту жительства, поскольку имеется решение суда о признании ее членом семьи нанимателя, кроме того, согласия наймодателя не требуется при вселении матери по месту жительства несовершеннолетнего ребенка. Полагая свои права нарушенными, административный истец просила признать незаконным отказ начальника ОВМ ОП №6 УМВД по г. Самаре Огородникову В.В., содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/б/н, возложить обязанность по регистрации Паниной Н.А. по месту жительства, установив, что решение суда является основанием для внесения Департаментом управления г.о. Самара изменений в договор социального найма жилого помещения в части указания нового члена семьи.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика УМВД по г. Самаре, действующая по доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Начальник ОВМ ОП № 6 Управления МВД России по г.Самаре В.В. Огородников в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на административный иск, в которых просил в его удовлетворении отказать.
Заинтересованные лица Панина Л.В., Панин И.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы явившихся сторон, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Панина Н.А. признана членом семьи Паниной Л.В., являющейся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>1, по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного с Администрацией Самарского района г. Самары.
Панина Н.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ через МАУ городского округа Самара «МФЦ» к начальнику ОВМ ОП № 6 Управления МВД России по г.Самаре с заявлением о снятии ее с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, и регистрации по месту фактического проживания по адресу: <адрес>., предоставив в качестве основания указанное выше судебное решение, договор социального найма, справку с места жительства.
Начальник ОВМ ОП № 6 Управления МВД России по г.Самаре ДД.ММ.ГГГГ направил письмо №/б/н о необходимости предоставления заявления по форме №, паспорт, документ, являющийся основанием для вселение, согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие самого наймодателя.
Не оспаривается и подтверждается сторонами, что Паниной Н.А. дополнительно представлено заявление и согласие остальных членов семьи нанимателя.
Не согласившись с ответом начальника ОВМ ОП № Управления МВД России по г.Самаре, Панина Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, обосновывая свою позицию тем, что она должна быть зарегистрирована по месту жительства в силу закона и на основании решения суда без предоставления договора найма с внесенными изменения в части указания члена семьи нанимателя истца и без предоставления согласия наймодателя.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Жилищные права и обязанности согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу ч.1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ч.2 ст. 70 ЖК РФ).В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации» гражданин в случае прибытия на новое место жительства обязан предоставить документы, являющиеся в соответствии Жилищным кодексом основаниями для вселения в жилое помещение.
Аналогичная норма содержится в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.
Так, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 90 Административного регламента МВД России предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в предел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 984, основанием для начала административной процедуры является поданное заявителем заявления о регистрации и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Согласно п. 49 того же нормативного правового акта одновременно заявлением о регистрации по месту жительства заявитель предоставляет: документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение; письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Из материалов административного дела следует и не оспаривается административным истцом, договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, с ней не заключен. В представленном на регистрацию по месту жительства договоре социального найма, заключенного с Паниной Л.В., отсутствуют сведения о том, что Панина Н.А. является членом семьи нанимателя Паниной Л.В.
Нанимателем жилого помещения - Паниной Л.В. - согласие наймодателя Департамента управления имуществом г.о. Самара на вселение истца в вышеуказанное жилое помещение также не получено.
В материалах административного дела имеется ответ руководителя Управления по жилищным вопросам Департамента управления имущества городского округа Самара по жилищным вопросам в адрес Паниной Л.В. о том, что Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, при обращении Паниной Н.А. за оказанием государственной услуги по регистрационному учету, ею не были предоставлены документы, установленные ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, следовательно предложение начальника ОВМ ОП № 6 Управления МВД России по г.Самаре о предоставлении необходимых для оказания государственной услуги документов, направленное в адрес Паниной Н.А. (исх. ДД.ММ.ГГГГ № №/б/н), является законным и обоснованным. Каких-либо не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований представления заявителем документов для предоставления государственной услуги в ответе не содержится.
Вступившее в законную силу решение Самарского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не является основанием для регистрации по месту жительства, поскольку в силу закона не входит в перечень документов, на основании которых происходит регистрация по месту жительства. Как, например, при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного решением суда безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением (что прямо определено в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №).
Судебный акт в данном случае не является основанием для внесения изменений в договор социального найма, поскольку решение затрагивает иные правоотношения, судом не рассматривался вопрос о правомерности изменения (отказа в изменении) наймодателем договора найма жилого помещения с учетом вселения Паниной Н.А.
Кроме того, из решения суда следует, что удовлетворение требований истца о признании членом семьи нанимателя не предполагает безусловного изменения в связи с этим договора социального найма.
Утверждения административного истца о достаточности представленных документов: согласие нанимателя Паниной Л.В., решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения, заключенного с Паниной Л.В., для регистрации Паниной Н.А. по месту жительства и регистрации ее несовершеннолетнего ребенка, не основаны на нормах закона.
При таких обстоятельствах, оспариваемый ответ является обоснованным, в связи с чем, совокупности условий, необходимых в силу 227 КАС РФ для признания его незаконным и возложения на начальника ОВМ ОП №6 УМВД по г. Самаре обязанности по регистрации административного истца по месту жительства, не имеется.
Требование административного истца о необходимости установить, что вступившее в законную силу решение Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ является основанием для внесения изменений в договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Паниной Л.В. и администрацией Самарского района г. Самары, в части указания в договоре нового члена семьи - Паниной Н.А., также не подлежит удовлетворению, поскольку не соответствует закону и не является ни требованием материально-правового характера, подлежащего разрешению в порядке гражданского судопроизводства, ни требованием, подлежащего разрешению в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Паниной Н.А. к начальнику ОВМ ОП №6 УМВД по г. Самаре, УМВД по г. Самаре о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья О.П. Коваленко
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2020.