Дело № 2-3379/2021
УИД 35RS0010-01-2021-002624-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 07 июня 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Чурбановой И.В.,
с участием истца Пчелинцева А.М.,
представителя ответчика Котовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пчелинцева А. М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
установил:
Истец Пчелинцев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Вологде Вологодской области (межрайонное)), мотивируя тем, что решением ГУ УПФ РФ в Грязовецком районе Вологодской области № от 05.08.2020 истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости, в специальный стаж истца необходимый для установления страховой пенсии не засчитан период работы с 01.01.2004 по 31.01.2005 в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района, так как Управление не находилось в непосредственном подчинении МЧС России, что не позволяет засчитать данный период работы в специальный стаж.
Ссылаясь на необоснованность отказа ответчика, просит суд признать решение № от 05.08.2020 незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж указанные периоды работы, назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на нее.
В дальнейшем исковые требования изменил, просил признать оспариваемое решение незаконным в части исключения оспариваемого периода из специального стажа, включить спорный период в специальный стаж, обязать назначить пенсию с момента возникновения права на нее, а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Истец Пчелинцев А.М. и его представитель Сысоев А.А. в судебном заседании измененные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) по доверенности Котова Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, пришёл к следующему.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Вологодской области (межрайонное) № от 05.08.2020 Пчелинцеву А.М. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В специальный стаж истца не засчитан период работы с 01.01.2004 по 31.01.2005 в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района, так как в указанный период работа протекала в Государственной противопожарной службе Вологодской области, являющейся структурным подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области. Управление не находилось в непосредственном подчинении МЧС России, что не позволяет засчитать данный период работы в специальный стаж.
Специальный стаж на дату обращения (20.04.2020) составляет 23 года 4 месяца 25 дней.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы пожарный, а также начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Как следует из представленной трудовой книжки №, Пчелинцев А.М. 05.10.1995 принят на работу инструктором пожарной профилактики в ОПО-22 в Управление государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Вологодской области; 21.06.1999 переведен пожарным 43 пожарной части по охране Междуреченского района; 01.01.2002 Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 01.01.2004 22 отряд по охране Междуреченского района реорганизован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района; 01.02.2005 Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района реорганизовано в 22 отряд ГПС по охране Междуреченского района Главного Управления МЧС России по Вологодской области; 31.12.2008 Пчелинцев А.М. уволен в порядке перевода в 1 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области.
Как указано в справке Главного управления МЧС России по Вологодской области № от 14.10.2020, Пчелинцев А.М. работал пожарным 43 пожарной части по охране с. Шуйское Междуреченского района с 21.06.199 по 31.12.2008 (приказы № от 21.06.1999, № от 20.11.2008).
Согласно ответу Главного управления МЧС России по Вологодской области № от 04.06.2021, постановлением Правительства Вологодской области от 17.11.2003 № 1067 утверждено согласованное с МЧС России по Вологодской области «Положение о ГУ ГОЧС по Вологодской области». Созданное ГУ ГОЧС по Вологодской области действовало при Правительстве Вологодской области, являлось органом двойного подчинения, осуществляло руководство дислоцированными на территории Вологодской области подразделениями ГПС и наряду с ними входило в состав и структуру МЧС России.
Руководство деятельностью Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района в период с 01.04.2004 по 09.02.2005 по вопросам пожарной безопасности осуществляло МЧС России по через ГУ ГОЧС по Вологодской области.
Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района в указанный период осуществляло функции, возложенные на ГПС Федеральным законом от 21.01.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Противопожарная служба Вологодской области была создана Постановлением Правительства Вологодской области от 15.04.2008 №737 только с 01.08.2008.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Пчелинцев А.М. в период с 01.01.2004 по 31.01.2005 осуществлял свою деятельность в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района в должности пожарного пожарной части, в связи с чем этот период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», что составит 1 год 1 месяц.
С учетом включенных судом периодов, сведений, содержащихся в справке ГУ МЧС России по Вологодской области от 28.04.2021 № ИВ-128-6405 (об отсутствии в период с 01.01.2020 по дату выдачи справки периодов, исключаемых из специального стажа истца) дата установления специального стажа, требуемого для назначения пенсии – 25 лет, должна быть установлена на 26.10.2020.
Таким образом, исковые требования Пчелинцева А.М. подлежат удовлетворению.
Как следует из положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 №454-О и Определении от 20.10.2005 №355-О, применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Из материалов дела следует, что 20.12.2020 между Сысоевым А.А. (Исполнитель) и Пчелинцевым А.М. (Заказчик) заключен договор на оказание юридических услуг, а именно: представление интересов Заказчика в суде по иску о признании незаконным решения ГУ УПФ в Грязовецком районе Вологодской области, подготовка необходимых документов.
Общая стоимость услуг по договору составила 10 000 руб.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и сложность дела, исходя из соотношения судебных расходов с объемом защищаемого права, работу представителя, в том числе участие представителя в судебных заседаниях, суд полагает подлежащими взысканию с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) в пользу Пчелинцева А.М. расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным и не порождающим правовых последствий решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Вологодской области (межрайонное) от 05.08.2020 № «Об отказе в установлении пенсии Пчелинцеву А. М.» в части исключения из специального стажа Пчелинцева А. М. периода его работы с 01.01.2004 по 31.01.2005 в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) включить в страховой и специальный стаж периоды работы Пчелинцева А. М. период его работы с 01.01.2004 по 31.01.2005 в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Междуреченского района и назначить Пчелинцеву А. М. страховую пенсию по старости с 26.10.2020.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) в пользу Пчелинцева А. М. госпошлину в порядке возврата в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
В остальном в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2021 года.