Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2014 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Илюшкиной О.Ю.,
при секретаре Дреминой А.А.,
с участием
помощника прокурора ФИО1
представителя заинтересованного лица администрации ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-255/2014 по заявлениям прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ года № и ДД.ММ.ГГГГ года №, незаконными,
установил:
прокурор <данные изъяты>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлениями к администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании недействительными (незаконными) постановлений администрации муниципального образования Ленинский район от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №» и от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ года в прокуратуру <данные изъяты> поступило обращение руководителя Управления Росреестра по <данные изъяты> о незаконном принятии администрацией <данные изъяты> вышеуказанных постановлений. Данными постановлениями вид разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения был изменен с вида разрешенного использования «Для сельскохозяйственного использования» на вид «для индивидуального дачного строительства». При этом, изменение категории земли не производилось.
На основании указанного обращения была проведена проверка законности постановлений администрации <данные изъяты> и установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № сформированы из земель сельскохозяйственного назначения (вид угодий – пашня).
Постановлениями главы муниципального образования <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ г. и № от ДД.ММ.ГГГГ года установленный вид разрешенного использования названных участков «для сельскохозяйственного использования» изменен на вид разрешенного использования «для индивидуального дачного строительства».
Полагал, что указанные постановления не соответствует закону, поскольку земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям и градостроительный регламент для такого вида земельного участка не устанавливается. Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно без изменения категории земель сельскохозяйственных угодий.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации ФИО4 не возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены собственники земельных участков - ФИО5
Заинтересованные лица ФИО6 в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно подп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 7 Земельного кодекса РФ определяет состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 78 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии со ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу п.1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктом 6 ст.36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Из сообщения Управления Росреестра по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.13-15) следует, что в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> обратились ФИО7 Ими на гос.регистрацию права были представлены Постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № и от ДД.ММ.ГГГГ года №, согласно которым вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: <адрес>, изменен с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».
Также из указанного сообщения Росреестра по <данные изъяты> следует, что указанными выше постановлениями был изменен вид разрешенного использования земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения без изменения категории земель.
По выявленным нарушениям прокурором <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года главе администрации <данные изъяты> на указанные выше постановления принесен протесты.
ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении протестов прокурора было отказано, что подтверждается письмами администрации от ДД.ММ.ГГГГ года.
По смыслу ст. 81 Земельного кодекса РФ предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного строительства производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которым ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке гражданами возможно лишь на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения после его государственной регистрации.
Кроме того, согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Этим Федеральным законом предусмотрено обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
В ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
Вместе с тем, из содержания п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство. Учитывая, что дачные земельные участки предназначаются, в том числе, для возведения жилых домов, что требует изменения категории земельного участка, отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием "дачное строительство" в процедуре предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названных земельных участков, оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.
Проанализировав вышеуказанные нормы материального права, оценив все представленные доказательства и доводы сторон в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что постановления главы муниципального образования <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ г. и № от ДД.ММ.ГГГГ года вынесены с нарушением норм земельного законодательства и подлежат отмене.
При этом суд принимает во внимание тот факт, что отмена вышеуказанных постановлений администрации <данные изъяты> не препятствует собственникам земельных участков осуществить перевод земельных участков в другую категорию и изменить вид его разрешенного использования в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░. № «░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №», ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░