УИД 37RS0020-01-2021-002224-58
Дело № 12-5/2022
РЕШЕНИЕ
Ивановская область, г. Тейково «14» января 2022 года
Судья Тейковского районного суда Ивановской области Макарова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тейково жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Тейковская котельная» на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям № от 17 ноября 2021 о привлечении ООО «Тейковская котельная» по ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Тейковская котельная» на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской и Ивановской областях № от 17 ноября 2021 о привлечении ООО «Тейковская котельная» к ответственности по ст.8.1 КоАП РФ
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО № от 17 ноября 2021 года ООО «Тейковская котельная» признано виновным в том, что являясь водопользователем, не приняло все возможные и достаточные меры для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. По результатам количественного химического анализа проб воды (протокол № от 10.09.2021), установлено, что ООО «Тейковская котельная» осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект (<адрес>) с превышением предельно допустимых концентраций веществ по ингредиентам: аммоний-ион, ХПК, БПКполн., медь, цинк, железо общее.
Деяние ООО «Тейковская котельная» квалифицировано по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
За совершение этого административного правонарушения ООО «Тейковская котельная» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
ООО «Тейковская котельная» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям о назначении административного наказания № от 17 ноября 2021 года отменить, уменьшить размер административного штрафа.
Кроме того, постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО № от 17 ноября 2021 года ООО «Тейковская котельная» признано виновным в том, что являясь водопользователем не приняло все возможные и достаточные меры для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Так, проверкой установлено, что организация не имеет разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, однако согласно протоколам проб воды от 30.09.2021г., 08.10.2021г. предприятие осуществило сброс сточных вод в <адрес> со следующими загрязняющими веществами: аммоний-ион, нитрат-ион, нитрит-ион, сульфат-ион, хлорид-ион, БПКполн, сухой остаток, ХПК, взвешенные вещества, ПАВ ан., нефтепродукты, медь, цинк, хром, железо общее, сульфид-ион, сероводород, фосфат-ион.
Деяние ООО «Тейковская Котельная» квалифицировано по 8.1 КоАП РФ.
За совершение этого административного правонарушения ООО «Тейковская котельная» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
ООО «Тейковская котельная» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям о назначении административного наказания № от 17 ноября 2021 года отменить, уменьшить размер административного штрафа.
Определением судьи от 14.01.2022г. административное дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Тейковская котельная» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям от 17 ноября 2021 года о привлечении ООО «Тейковская котельная» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ соединено для совместного рассмотрения с делом по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Тейковская котельная» по ст.8.1 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, представитель по доверенности ООО «Тейковская котельная» не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Исследовав жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ установлена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ст. 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 3 Водного кодекса РФ предусматривает, что использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 6 ст.56 Водного кодекса установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела постановлениями государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям № и № от 17.11.2021 ООО «Тейковская котельная» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 и ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушений и вина ООО «Тейковская котельная» подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколы количественного химического анализа проб воды в местах сброса сточных вод в <адрес> № от 30.09.2021г., № от 08.10.2021г., № от 08.10.2021г., протоколами об административном правонарушении № и № от 11 ноября 2021 года, а также не отрицаются самим предприятием.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами. Действия Общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемое постановление, должностное лицо Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям обоснованно исходило из того, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Бесспорных и убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение установленных правил и норм было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в судебное заседание предприятие не представило.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, не зависящих от воли обязанного лица.
Судом не найдено оснований не доверять представленным доказательствам, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, позволяют объективно и всесторонне установить обстоятельства правонарушений.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11КоАП РФ, прихожу к выводу о доказанности вины ООО «Тейковская котельная» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Должностное лицо, вынесшее постановление, всесторонне, объективно и полно изучив представленные доказательства, пришло к обоснованному выводу о допущенных ООО "Тейковская котельная" нарушениях, как об этом указано выше, правильно квалифицировав содеянное по ст. 8.1 и по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, надлежащим образом мотивировав принятое решение.
Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено по признакам двух административных правонарушений, составляющих идеальную совокупность, то есть данные правонарушения (сброс сточных вод в отсутствии разрешения и сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций) были совершены одним действием (бездействием). При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Верховного суда, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой, в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно. Если лицом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4 КоАП РФ.
По смыслу абзаца 9 п. 4 указанных разъяснений высшей судебной инстанции, если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов и установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу о том, что действия (бездействие) ООО «Тейковская котельная» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 и ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В связи с чем доводы ООО «Тейковская котельная» о неправильной квалификации должностным лицом, совершенных предприятием правонарушений считаю необоснованными.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемых постановлений положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ должностным лицом административного органа не учтены, тогда как из материалов рассматриваемых дел усматривается, что выявленные нарушения были допущены в результате действий (бездействия) ООО "Тейковская котельная" совершенных в одно и то же время, в рамках проведения одной проверки, одним и тем же должностным лицом, вынесшим определения о возбуждении дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых подведомственно одному должностному лицу, которым они рассмотрены в один и тот же день, 17 ноября 2021 года, с вынесением постановлений, в связи с чем ООО "Тейковская котельная" подлежало привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.
Таким образом, прихожу к выводу, что обжалуемые постановления должностного лица административного органа подлежат изменению путем назначения наказания с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Согласно постановлениям о назначении административного наказания от 17 ноября 2021 года обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «Тейковская котельная», было признано только раскаяние лица, совершившего правонарушение.
Пункт 3.2 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривает, что, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что общество предпринимает меры к устранению нарушений, выявленных в области природоохранного законодательства: проводит аналитические исследования для принятия решений по наладке системы очистки.
Кроме того, финансовые показатели работы общества по итогам за 9 месяцев 2021 года свидетельствуют о том, что уплата штрафа в сумме 150000 рублей негативно скажется на финансовом положении (поскольку прибыль общества составляет 576901 руб.).
Также при разрешении вопроса о назначении наказания учитываю, что ООО «Тейковская котельная» является социально-значимой организацией для г.о. Тейково, осуществляя прием стоков от всего округа. При этом своевременно не получая оплату за осуществляемые услуги.
С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, наличие вышеуказанного смягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, а также имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, прихожу к выводу о наличии исключительных обстоятельств, дающих основание для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. При этом при назначении административного штрафа в размере менее размера, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подлежат учету требования ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП Российской Федерации,
решил:
Постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской и Ивановской областям № и № от 17 ноября 2021 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 и ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "Тейковская котельная" – изменить.
Признать ООО "Тейковская котельная" виновным в совершении административных правонарушений предусмотренных ст. 8.1. и ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей в остальной части указанные постановления оставить без изменения, жалобы ООО "Тейковская котельная", без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Е.А. Макарова