РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2015 года г.Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.,
при секретаре судебного заседания Мамонтовой А.Б.,
с участием помощника прокурора Лихославльского района Соловьевой Е.Ю.,
представителя истицы Пауковой Т.А., по доверенности, Кутузовой Р.П.,
представителя ответчика – Территориального отдела социальной защиты населения Лихославльского района Матвеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль Тверской области материалы гражданского дела № 2-477/2015 по исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах Пауковой Т.А.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лихославльского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов Пауковой Т.А. о признании отказа в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, о признании права на предоставление мер социальной поддержки, о возложении обязанности включить в федеральный реестр на получение субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование исковых требований, с учетом уточнений, прокурор Лихославльского района указал, что Паукова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась на территории концлагеря в г. Гомель Республики Беларусь, куда её мать была вывезена фашистскими захватчиками в мае 1942 года. Вместе с матерью Паукова Т.А. содержалась в концлагере по июль 1944 года. ТОСЗН Лихославльского района Пауковой Т.А. выдано удостоверение, в связи с чем она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Проведенной проверкой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Паукова Т.А. состоит на учете в администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области как нуждающаяся в жилом помещении. Паукова Т.А. вместе с внуком Кутузовым А.С. проживает в жилом доме общей жилой площадью <данные изъяты> кв.м., находящемся по адресу: <адрес>. Зарегистрированные права на какие-либо объекты недвижимости у Пауковой Т.А. и Кутузова А.С. отсутствуют. Жилое помещение, в котором проживает Паукова Т.А., не отвечает требованиям, предъявляемым Жилищным кодексом Российской Федерации и п.п. 10, 11, 12, 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Жилищной комиссией Паукова Т.А. признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с непригодностью для проживания имеющегося жилья. ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения поселок Калашниково обратилась в ТОСЗН Лихославльского района Тверской области с письмом по вопросу обеспечения Пауковой Т.А. жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако, ТОСЗН Лихославльского района отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Паукова Т.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и, как бывший несовершеннолетний узник, приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, и в силу п.п. 3 п. 1 ст. 15, п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовала.
Просит суд: признать незаконным отказ ТОСЗН Лихославльского района в предоставлении Пауковой Т.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета;
признать за Пауковой Т.А. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
обязать ТОСЗН Лихославльского района включить Паукову Т.А. в федеральный реестр на получение единовременной денежной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета;
обязать ТОСЗН Лихославльского района включить Паукову Т.А. в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области».
Помощник прокурора Лихославльского района Соловьева Е.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считала требования обоснованными и полагала необходимым их удовлетворить.
Истица Паукова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело без её участия, иск поддержала полностью.
Представитель истицы Пауковой Т.А., по доверенности, Кутузова Р.П. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ТОСЗН Лихославльского района Тверской области Матвеева Е.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что Паукова Т.А. не имеет право на получение данной меры социальной поддержки.
Ранее в судебном заседании начальник ТОСЗН Лихославльского района Тверской области Панова О.Ю. также полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что Паукова Т.А. не может быть включена в реестр граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года № 714, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение жильем данной категории граждан за счет федерального бюджета законом не предусмотрены.
Согласно представленным возражениям ТОСЗН Лихославльского района на исковое заявление прокурора, Паукова Т.А. состоит на учете в ТОС3Н Лихославльского района как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными законодательством для данной категории граждан. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» нет правовых оснований для обеспечения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Законодательство не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, Паукова Т.А. обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 не подлежит. До настоящего времени порядок финансирования мероприятий по обеспечению жильем граждан данной категории не определен.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем, при этом такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, и действие Указа на данных лиц не распространяется. В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ несовершеннолетние узники фашизма приравниваются по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, однако законодательство не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется. Паукова Т.А. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 не подлежит. В связи с постановкой Пауковой Т.А. на основании постановления администрации городского поселения поселок Калашниково от 26.03.2014 года на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ей администрацией поселка Калашниково Лихославльского района Тверской области в порядке очередности должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кутузов А.С., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно представленному Министерством финансов Тверской области отзыву, Министерство социальной защиты населения Тверской выступает в качестве надлежащего ответчика, а также представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Лихославльского района, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 49, п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилые помещения предоставляются по договорам социального найма в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступившего в силу с 01.01.2005 года, установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Реализация мер социальной поддержки указанным лицам осуществляется при предъявлении ими удостоверения.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 1, п. 2).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 настоящего закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 настоящего закона гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па установлено предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (по заявлению).
Согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области (далее Порядка), на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области осуществляют сверку и корректировку списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (в части исключения выбывших граждан и граждан, обеспеченных жильем, а также в части признания нуждающимися в жилье граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4 и в подпункте «а» пункта 5 настоящего Порядка).
Информацию о корректировке списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области направляют в Министерство социальной защиты населения Тверской области ежемесячно не позднее второго числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих сведений от органов местного самоуправления.
Министерство социальной защиты населения Тверской области в соответствии с объемом средств, поступивших из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, по мере их поступления доводит бюджетные ассигнования до территориальных отделов социальной защиты населения Тверской области исходя из количества граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и установленного размера субсидии или единовременной денежной выплаты.
Территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области в пределах доведенных бюджетных ассигнований формируют список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. Граждане, поставленные на учет в один день, включаются в список в алфавитном порядке.
Начальник территориального отдела социальной защиты населения Тверской области утверждает список претендентов и в течение десяти дней с даты доведения бюджетных ассигнований уведомляет граждан о включении их в список претендентов на получение субсидии или единовременной денежной выплаты.
Судом установлено, что Паукова Т.А. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории лиц, что подтверждено соответствующим удостоверением и не оспаривается сторонами.
Паукова Т.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Пауковой Т.А. в Управлении Росреестра по Тверской области не зарегистрировано. Какого-либо иного недвижимого имущества в собственности Пауковой Т.А. не имеется.
Заключением межведомственной комиссии жилое помещение Пауковой Т.А. признано не отвечающим требованиям п.п. 10, 11, 12, 15 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, в связи с чем Постановлением администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, Федерального закона «О ветеранах» Паукова Т.А., как бывший несовершеннолетний узник концлагеря, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области представила в ТОСЗН Лихославльского района Тверской области все необходимые документы для обеспечения жильем Паукову Т.А., как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Однако Территориальным отделом социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области было отказано в предоставлении Пауковой Т.А. меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поскольку Паукова Т.А. не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Возражения ответчиков – Министерства социальной защиты населения Тверской области и ТОСЗН Лихославльского района Тверской области сводятся к указанию на то, что с одной стороны Паукова Т.А. не подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», а с другой стороны – к отсутствию законодательного регулирования финансирования из средств федерального бюджета мер социальной поддержки несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечение жильем Пауковой Т.А. должно осуществляться администрацией муниципального образования городское поселение поселок Калашниково.
Указанные доводы суд считает несостоятельными и противоречащими приведенным положениям законодательства.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Действительно, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 не дает правовых оснований для обеспечения узников фашизма жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Между тем, положения ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ устанавливают обязанность обеспечить жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей за счет средств федерального бюджета. Данная мера социальной поддержки осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года №275-па.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем именно за счет средств федерального бюджета и подлежат включению в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
Отказывая Пауковой Т.А. в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, ТОСЗН Лихославльского района Тверской области не учел положения Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и неправомерно отказал во включении Пауковой Т.А. в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем данный отказ ТОСЗН Лихославльского района является незаконным.
Ссылка ответчиков на то, что Пауковой Т.А., как нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрацией муниципального образования по месту постановки на учет будет предоставлено жилье по договору социального найма жилого помещения, а также на отсутствие оснований для использования средств федерального бюджета, не состоятельна и не может быть принята судом, поскольку в соответствии с положениями ст. 15, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, Постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па полномочия по осуществлению работы по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и, как следствие, приравненных к ним несовершеннолетних узников концлагерей возложены на территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области именно за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Паукова Т.А., как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и подлежит включению в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па.
Исковые требования прокурора Лихославльского района к Министерству социальной защиты населения Тверской области и ТОСЗН Лихославльского района Тверской области о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признании за Пауковой Т.А. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», о возложении обязанности на ТОСЗН Лихославльского района Тверской области включить Паукову Т.А. в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года №275-па подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что законом не предусмотрена обязанность включать несовершеннолетних узников концлагерей в федеральный реестр на получение единовременной денежной выплаты (субсидии), исковые требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
Обязанность предоставить Пауковой Т.А. соответствующую меру социальной поддержки возложена на органы социальной защиты населения Тверской области, в связи с чем исковые требования к администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района удовлетворить частично.
Признать за Пауковой Т.А. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, признав отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки незаконным.
Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района включить Паукову Т.А. в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года № 275-па «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области».
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе в удовлетворении требований к администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий судья: О. А. Волошкин
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2015 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2015 года г.Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.,
при секретаре судебного заседания Мамонтовой А.Б.,
с участием помощника прокурора Лихославльского района Соловьевой Е.Ю.,
представителя истицы Пауковой Т.А., по доверенности, Кутузовой Р.П.,
представителя ответчика – Территориального отдела социальной защиты населения Лихославльского района Матвеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль Тверской области материалы гражданского дела № 2-477/2015 по исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах Пауковой Т.А.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лихославльского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов Пауковой Т.А. о признании отказа в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, о признании права на предоставление мер социальной поддержки, о возложении обязанности включить в федеральный реестр на получение субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование исковых требований, с учетом уточнений, прокурор Лихославльского района указал, что Паукова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась на территории концлагеря в г. Гомель Республики Беларусь, куда её мать была вывезена фашистскими захватчиками в мае 1942 года. Вместе с матерью Паукова Т.А. содержалась в концлагере по июль 1944 года. ТОСЗН Лихославльского района Пауковой Т.А. выдано удостоверение, в связи с чем она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Проведенной проверкой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Паукова Т.А. состоит на учете в администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области как нуждающаяся в жилом помещении. Паукова Т.А. вместе с внуком Кутузовым А.С. проживает в жилом доме общей жилой площадью <данные изъяты> кв.м., находящемся по адресу: <адрес>. Зарегистрированные права на какие-либо объекты недвижимости у Пауковой Т.А. и Кутузова А.С. отсутствуют. Жилое помещение, в котором проживает Паукова Т.А., не отвечает требованиям, предъявляемым Жилищным кодексом Российской Федерации и п.п. 10, 11, 12, 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Жилищной комиссией Паукова Т.А. признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с непригодностью для проживания имеющегося жилья. ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения поселок Калашниково обратилась в ТОСЗН Лихославльского района Тверской области с письмом по вопросу обеспечения Пауковой Т.А. жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако, ТОСЗН Лихославльского района отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Паукова Т.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и, как бывший несовершеннолетний узник, приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, и в силу п.п. 3 п. 1 ст. 15, п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовала.
Просит суд: признать незаконным отказ ТОСЗН Лихославльского района в предоставлении Пауковой Т.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета;
признать за Пауковой Т.А. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
обязать ТОСЗН Лихославльского района включить Паукову Т.А. в федеральный реестр на получение единовременной денежной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета;
обязать ТОСЗН Лихославльского района включить Паукову Т.А. в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области».
Помощник прокурора Лихославльского района Соловьева Е.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считала требования обоснованными и полагала необходимым их удовлетворить.
Истица Паукова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело без её участия, иск поддержала полностью.
Представитель истицы Пауковой Т.А., по доверенности, Кутузова Р.П. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ТОСЗН Лихославльского района Тверской области Матвеева Е.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что Паукова Т.А. не имеет право на получение данной меры социальной поддержки.
Ранее в судебном заседании начальник ТОСЗН Лихославльского района Тверской области Панова О.Ю. также полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что Паукова Т.А. не может быть включена в реестр граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года № 714, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение жильем данной категории граждан за счет федерального бюджета законом не предусмотрены.
Согласно представленным возражениям ТОСЗН Лихославльского района на исковое заявление прокурора, Паукова Т.А. состоит на учете в ТОС3Н Лихославльского района как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными законодательством для данной категории граждан. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» нет правовых оснований для обеспечения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Законодательство не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, Паукова Т.А. обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 не подлежит. До настоящего времени порядок финансирования мероприятий по обеспечению жильем граждан данной категории не определен.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем, при этом такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, и действие Указа на данных лиц не распространяется. В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ несовершеннолетние узники фашизма приравниваются по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, однако законодательство не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется. Паукова Т.А. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 не подлежит. В связи с постановкой Пауковой Т.А. на основании постановления администрации городского поселения поселок Калашниково от 26.03.2014 года на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ей администрацией поселка Калашниково Лихославльского района Тверской области в порядке очередности должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кутузов А.С., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно представленному Министерством финансов Тверской области отзыву, Министерство социальной защиты населения Тверской выступает в качестве надлежащего ответчика, а также представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Лихославльского района, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 49, п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилые помещения предоставляются по договорам социального найма в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступившего в силу с 01.01.2005 года, установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Реализация мер социальной поддержки указанным лицам осуществляется при предъявлении ими удостоверения.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 1, п. 2).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 настоящего закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 настоящего закона гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па установлено предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (по заявлению).
Согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области (далее Порядка), на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области осуществляют сверку и корректировку списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (в части исключения выбывших граждан и граждан, обеспеченных жильем, а также в части признания нуждающимися в жилье граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4 и в подпункте «а» пункта 5 настоящего Порядка).
Информацию о корректировке списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области направляют в Министерство социальной защиты населения Тверской области ежемесячно не позднее второго числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих сведений от органов местного самоуправления.
Министерство социальной защиты населения Тверской области в соответствии с объемом средств, поступивших из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, по мере их поступления доводит бюджетные ассигнования до территориальных отделов социальной защиты населения Тверской области исходя из количества граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и установленного размера субсидии или единовременной денежной выплаты.
Территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области в пределах доведенных бюджетных ассигнований формируют список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. Граждане, поставленные на учет в один день, включаются в список в алфавитном порядке.
Начальник территориального отдела социальной защиты населения Тверской области утверждает список претендентов и в течение десяти дней с даты доведения бюджетных ассигнований уведомляет граждан о включении их в список претендентов на получение субсидии или единовременной денежной выплаты.
Судом установлено, что Паукова Т.А. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории лиц, что подтверждено соответствующим удостоверением и не оспаривается сторонами.
Паукова Т.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Пауковой Т.А. в Управлении Росреестра по Тверской области не зарегистрировано. Какого-либо иного недвижимого имущества в собственности Пауковой Т.А. не имеется.
Заключением межведомственной комиссии жилое помещение Пауковой Т.А. признано не отвечающим требованиям п.п. 10, 11, 12, 15 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, в связи с чем Постановлением администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, Федерального закона «О ветеранах» Паукова Т.А., как бывший несовершеннолетний узник концлагеря, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области представила в ТОСЗН Лихославльского района Тверской области все необходимые документы для обеспечения жильем Паукову Т.А., как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Однако Территориальным отделом социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области было отказано в предоставлении Пауковой Т.А. меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поскольку Паукова Т.А. не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Возражения ответчиков – Министерства социальной защиты населения Тверской области и ТОСЗН Лихославльского района Тверской области сводятся к указанию на то, что с одной стороны Паукова Т.А. не подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», а с другой стороны – к отсутствию законодательного регулирования финансирования из средств федерального бюджета мер социальной поддержки несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечение жильем Пауковой Т.А. должно осуществляться администрацией муниципального образования городское поселение поселок Калашниково.
Указанные доводы суд считает несостоятельными и противоречащими приведенным положениям законодательства.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Действительно, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 не дает правовых оснований для обеспечения узников фашизма жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Между тем, положения ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ устанавливают обязанность обеспечить жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей за счет средств федерального бюджета. Данная мера социальной поддержки осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года №275-па.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем именно за счет средств федерального бюджета и подлежат включению в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
Отказывая Пауковой Т.А. в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, ТОСЗН Лихославльского района Тверской области не учел положения Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и неправомерно отказал во включении Пауковой Т.А. в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем данный отказ ТОСЗН Лихославльского района является незаконным.
Ссылка ответчиков на то, что Пауковой Т.А., как нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрацией муниципального образования по месту постановки на учет будет предоставлено жилье по договору социального найма жилого помещения, а также на отсутствие оснований для использования средств федерального бюджета, не состоятельна и не может быть принята судом, поскольку в соответствии с положениями ст. 15, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, Постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па полномочия по осуществлению работы по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и, как следствие, приравненных к ним несовершеннолетних узников концлагерей возложены на территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области именно за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Паукова Т.А., как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и подлежит включению в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года № 275-па.
Исковые требования прокурора Лихославльского района к Министерству социальной защиты населения Тверской области и ТОСЗН Лихославльского района Тверской области о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признании за Пауковой Т.А. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», о возложении обязанности на ТОСЗН Лихославльского района Тверской области включить Паукову Т.А. в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года №275-па подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что законом не предусмотрена обязанность включать несовершеннолетних узников концлагерей в федеральный реестр на получение единовременной денежной выплаты (субсидии), исковые требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
Обязанность предоставить Пауковой Т.А. соответствующую меру социальной поддержки возложена на органы социальной защиты населения Тверской области, в связи с чем исковые требования к администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района удовлетворить частично.
Признать за Пауковой Т.А. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, признав отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки незаконным.
Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района включить Паукову Т.А. в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года № 275-па «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области».
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе в удовлетворении требований к администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий судья: О. А. Волошкин
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2015 года.