Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-310/2014 ~ М-303/2014 от 26.05.2014

Дело № 2-310/14

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области

    

В составе председательствующего Коноваловой С.А.,

с участием истицы ФИО4,

представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Октябрьском районе Волгоградской области ФИО1, действующей по доверенности №2 от 09.01.2014 г.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 15 июля 2014 года дело по иску ФИО4 к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Октябрьском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды в специальный стаж и назначить досрочно трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л :

     ФИО4 обратился в суд с иском к УПФ РФ в Октябрьском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что 17 апреля 2014 года истица подала в Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе заявление с необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что его трудовой стаж педагогической деятельности составляет требуемые законом 25 лет.

Между тем, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с тем, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не вошли периоды:

- с 1 сентября 1981 года по 1 июля 1985 года (03-10-01) - учеба в Волгоградском педагогическом училище;

- со 2 февраля 1991 года по 27 ноября 1992 года (1-09-26) - работа в колхозе «Светлый Путь» в должности воспитателя детского сада;

с 28 ноября 1992 года по 10 сентября 1995 года (02-09-13) – уход за ребенком;

Однако указанные выше периоды по ранее действовавшему законодательству включались в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, так как согласно разъяснениям Конституционного Суда России (Постановление Конституционного Суда России от 3 июня 2004 г. N 11-П) норы пенсионного законодательства - не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение и не препятствует гражданину осуществить приобретенные им пенсионные права, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Отказывая включить в стаж период работы в колхозе «Светлый Путь» в должности воспитателя детского сада со 2 февраля 1991 года по 27 ноября 1992 года пенсионный фонд ссылается на Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании». То есть, на закон, которого на 2 февраля 1991 года не существовало. В соответствии же с действовавшим на тот момент законодательством указанная работа засчитывалась в стаж педагогической деятельности, независимо от названия должности и ведомственной принадлежности учреждения.

Кроме того, указанным решением не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период:

-    с 28 ноября 1992 года по 10 сентября 1995 года - уход за ребенком.

Истица родила дочь 18 сентября 1992 года, с этого времени она находилась в отпуске по уходу за ребенком.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», этот период подлежит включению в стаж.

Истица, считая, что действиями пенсионного органа нарушено ее право на получение льготной пенсии, обратилась в суд с иском о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж вышеуказанных периодов работы и назначении ей пенсии с момента обращения.

В судебном заседании истица – ФИО4 от исковых требований об обязании УПФ РФ в Октябрьском районе включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период - работы в колхозе «Светлый Путь» в должности воспитателя детского сада со 2 февраля 1991 года по 27 ноября 1992 года и уход за ребенком с 28 ноября 1992 года по 10 сентября 1995 года отказалась, в остальной части исковые требования поддержала. Просит включить период учебы в Волгоградском педагогическом училище в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить пенсию с момента обращения.

Представитель ответчика – УПФ РФ в Октябрьском районе – ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что учеба в Волгоградском педагогическом училище с 1 сентября 1981 года по 1 июля 1985 года не может быть засчитана истице в стаж педагогической деятельности, так как периоды обучения не поименованы ни в одном из применяемых в настоящее время Списков (от 06.09.1991 г. № 463, от 29.10.2002 г. № 781). В удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав истицу, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Определением от 15 июля 2014 года в части исковых требований истицы ФИО4 о включении периодов работы в колхозе «Светлый Путь» в должности воспитателя детского сада со 2 февраля 1991 года по 27 ноября 1992 года и уход за ребенком с 28 ноября 1992 года по 10 сентября 1995 года в специальный трудовой стаж производство по делу прекращено в связи с отказом истицы от указанных требований и рассмотрению подлежат требования о включении в стаж истицы периода обучения в образовательном учреждении.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 1, 37,41) в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на охрану здоровья. По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работника последствия труда в условиях особой сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий, в частности, возможности уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 года, введение пенсий за выслугу лет определенным категориям работников связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.

В соответствии с п. 5 ч.5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии определены Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», статьей 7 которого предусмотрено, что трудовая пенсия по старости устанавливается при достижении определенного возраста (мужчины 60 лет и женщины 55 лет) и наличии 5 лет страхового стажа.

Вместе с тем, статьями 27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» предусмотрен повышенный уровень пенсионного обеспечения отдельным категориям граждан, связанный с определенными показателями социального или профессионального характера.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом Конституционный Суд Российской Федерации указанным Постановлением установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Период обучения в педагогических учебных заведениях не включен в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п. 3 названного постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Также при разрешении требования истицы о включении в специальный стаж периода обучения истицы в образовательном учреждении, суд проанализировав диплом пришел к выводу, что период ее обучения в Волгоградском педагогическом училище составил 3 года 10 месяцев 1 день с 1 сентября 1981 года по 1 июля 1985 года.

В периоды обучения ФИО4 в Волгоградском педагогическом училище действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

После обучения непосредственно истица осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, которое является образовательным (с 15 августа 1985 года по 5 сентября 1986 года в должности воспитателя детского сада совхоза «Октябрьский»). Следовательно, истица имеет право на включение указанного выше периода обучения в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с иными работниками, вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, при включении в период педагогической деятельности ФИО4 с 15.08.1985 года по 17.04.2014 года (22 года 8 месяцев 8 дней) периода ее обучения в Волгоградском педагогическом училище с 01.09.1981 года по 01.07.1985 года (3 года 10 месяцев 1 день) в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составляет 25 лет, что в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации является основанием для назначения трудовой пенсии по старости независимо от возраста.

Поскольку суд пришел к выводу о включении указанного выше периода в специальный стаж работы истицы по вышеуказанным основаниям Решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в Октябрьском районе «Об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии» от 18 апреля 2014 года №6 в части не включения периода с 1 сентября 1981 года по 1 июля 1985 года (03-10-01) учеба в Волгоградском педагогическом училище - незаконно, поскольку нарушает законное право истца на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с ч.1 ст. 19 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Так как выше суд указал, что спорный период подлежит включению в специальный стаж истца, следовательно, стаж работы истца в педагогической деятельности на 17 апреля 2014 года, то есть на день подачи заявления о назначении пенсии, составляет 26 лет 6 месяцев 9 дней, в связи с чем согласно ч.1 ст.19 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ» право у истицы на указанную пенсию возникло с 17 апреля 2014 года.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает необходимым обязать УПФ РФ в Октябрьском районе Волгоградской области назначить истице ФИО4 выплату трудовой пенсии по старости с 17 апреля 2014 года.

Одновременно суд считает необходимым разрешить вопрос о возмещении понесенных истцом судебных расходов при обращении в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче в суд искового заявления истцом в доход федерального бюджета была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которые суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы.

На основании изложенного, ст.ст. 1,6, 15, 17-19, 37, 41, 55 Конституции РФ, ст.ст. 7, 19, 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, п.5 ст.55 ФЗ «Об образовании», Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года, Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 года, п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 98 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Октябрьском районе Волгоградской области №6 «Об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии» от 18 апреля 2014 года в части не включения ФИО4 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода обучения в Волгоградском педагогическом училище с 01.09.1981 по 01.07.1985.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Октябрьском районе Волгоградской области включить в специальный стаж период нахождения ФИО4 на обучении в Волгоградском педагогическом училище с 01.09.1981 по 01.07.1985.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Октябрьском районе Волгоградской области назначить ФИО4 досрочную трудовую пенсию по старости с 17 апреля 2014 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Октябрьском районе Волгоградской области в пользу ФИО4 государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2014 года и может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградской областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Волгоградской области.

Председательствующий:подпись.

Копия верна.

Судья С.А. Коновалова

2-310/2014 ~ М-303/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лескина Татьяна Васильевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда России
Суд
Октябрьский районный суд Волгоградской области
Судья
Коновалова Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oktab--vol.sudrf.ru
26.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2014Передача материалов судье
30.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2014Судебное заседание
15.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее