Дело № г.
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ивановка «ДД.ММ.ГГГГ года
Ивановский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Р.Н. Плотникова,
при секретаре ФИО9,
с участием: представителя истца администрации Ивановского района – Черновой С. Ю., заместителя прокурора Ивановского района – Колесникова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ивановского района Амурской области к ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области, об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП (взыскатель – Полковников М.А.),
У С Т Н О В И Л:
Администрация Ивановского района обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что судебный пристав - исполнитель ОСП по <адрес>, рассмотрев материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Вместе с тем фактические основания для взыскания исполнительского сбора с должника - Администрации Ивановского района отсутствуют в виду следующего.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, установлен Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 17 указанного порядка Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - субвенция). Главным распорядителем бюджетных средств на цели приобретения жилых помещений для лиц из числа детей сирот является Министерство социальной защиты населения <адрес>.
Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением <адрес>.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов, проведение закупки до доведения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год не допустимо.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, однако предоставление субвенций из областного бюджета недостаточно.
Виновные противоправные действия должника по исполнению судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего исполнению за счет средств областного бюджета - отсутствуют.
Должником принимались меры, направленные на выделение дополнительных средств из бюджета <адрес> на цели исполнения решений судов по обеспечению жильем детей-сирот. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращается к министру социальной защиты населения <адрес> с просьбой о дополнительном финансировании. Почти на все обращения о дополнительном финансировании должнику отказывали в виду отсутствия дополнительных доходов областного бюджета, возможность увеличения бюджетных ассигнований для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями отсутствует. В последующем, видимо, все таки приняв во внимание обращения заявителя, в ДД.ММ.ГГГГ лимитов доведено в два раза больше против планируемого на ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ, а на ДД.ММ.ГГГГ год направлено субвенций в размере <данные изъяты> рублей (на 13 квартир), т.е. больше в 3 раза планируемого. В ДД.ММ.ГГГГ году заявитель также обращался в МСЗН <адрес> за дополнительным финансированием (письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) в том числе и для исполнения решения в отношении Полковникова М.А. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ на обращение, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям сиротам и лицам из числа в ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> миллионов рублей невозможно в виду финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявитель приобрел 15 квартир. <адрес> является дефицитным, денежные средства на исполнение полномочий <адрес> переданных району в бюджет не закладывались. Свободные жилые помещения для предоставления лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в казне <адрес> отсутствуют. Согласно официальных отчетов по расходованию субвенции, предоставляемой из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ год доведено субвенций <данные изъяты> рублей, израсходовано <данные изъяты> рублей. Таким образом, все средства предоставляемые администрации <адрес> расходуются по целевому назначению в полном объеме.
Выполнить судебное решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Полковникову М.А. жилое помещение на территории <адрес> в срок, установленный для добровольного исполнения администрация не могла по объективным причинам. Все приобретенные и предоставленные в <данные изъяты> годах предоставляются исключительно по дате постановки судебного решения и по письменному согласованию с министерством социальной защиты населения <адрес>, что подтверждается письмами МСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО9, ФИО9, ФИО9, ФИО9, ФИО9), от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО9), от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО9, ФИО9, ФИО9), от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО9), от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО9, ФИО9, ФИО9), от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО9, ФИО9, ФИО9).
Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50 000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Ивановский район.
Из вышеприведенных доказательств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина Администрации Ивановского района Амурской области как должника в исполнительном производстве в пользу взыскателя ФИО9 отсутствует. При таких обстоятельствах взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным.
Считают, что администрация Ивановского района должна быть освобождена от исполнительского сбора, так как ею предпринимались все необходимые действия для своевременного исполнения судебного решения и просрочка исполнения возникла по независящим от нее обстоятельствам.
Просят суд освободить администрацию Ивановского района от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству N №.
Представитель истца в судебном заседании на доводах иска настаивала по основаниям в нем изложенным, прокурор Колесников Е.А. против удовлетворения иска не возражала.
Представитель ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Полковников М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N № на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Полковникова Максима Андреевича, по месту его жительства на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного органом местного самоуправления, не менее 33 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения, апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения частная жалоба истца на определение Ивановского районного суда об отказе в предоставлении отсрочки.
На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N №.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей, как с должника - организации.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО9 в связи с неисполнением должником по исполнительному производству N № возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Полковникову М.А. жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Администрация Ивановского района в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств не обеспечивает достаточное финансирование администрации Ивановского района переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, в связи с чем, у администрации Ивановского района, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствовала реальная возможность по обеспечению В. в установленный законом срок жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.
В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном <адрес>.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
<адрес> осуществляются действия по исполнению государственных полномочий по предоставлению социальной поддержки в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-03 "О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 222 "Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" в пределах выделенных администрации <адрес> на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств и в установленном Федеральным законом от <адрес> г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Как следует из представленных администрацией <адрес> документов, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обращается к министру социальной защиты населения <адрес> с просьбой о дополнительном финансировании.
В ДД.ММ.ГГГГ году заявитель также обращался в МСЗН <адрес> за дополнительным финансированием (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ на обращение, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям сиротам и лицам из числа в ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> миллионов рублей невозможно в виду финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявитель приобрел 15 квартир.
Свободные жилые помещения для предоставления лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в казне <адрес> отсутствуют.
Согласно официальных отчетов по расходованию субвенции, предоставляемой из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на <данные изъяты> год доведено субвенций <данные изъяты> рублей, израсходовано <данные изъяты>45 рублей. Все средства предоставляемые администрации <адрес> расходуются по целевому назначению в полном объеме.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией <адрес> предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация <адрес> объективно была лишена возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией <адрес> предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации <адрес> от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N №.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации Ивановского района Амурской области - удовлетворить.
Освободить администрацию Ивановского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства N № по исполнению исполнительного листа ФС N №, выданного Ивановским районным судом Амурской области по гражданскому делу N №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий судья Р. Н. Плотников