РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2019 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края в составе судьи Морозовой Л.М.,
истца Щербаков АС. и его представителя Щербакова Е.В.,
ответчика Давыденко Н.М.,
при секретаре Скрыльниковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-14\2019 по исковому заявлению Щербаков А.С. к Давыденко Н.М. об устранении нарушений градостроительных норм и правил при строительстве,
УСТАНОВИЛ
Щербаков А.С., являясь владельцем жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>, обратился с иском к Давыденко Н.М., являющейся владельцем жилого дома и земельного участка, расположенного по соседству, по адресу <адрес>, ссылаясь на то, что при строительстве хозяйственной постройки на земельном участке ответчик Давыденко Н.М. нарушила градостроительные нормы, а именно при строительстве гаража не отступила положенного расстояния от границы смежных земельных участков, а также сделала скат крыши гаража на его территорию, не установив водостоки, что привело к затоплению принадлежащих ему хозяйственных построек – летней кухни, бани, гаража. Обратился с требованием обязать Давыденко Н.М. отступить от границы земельных участков не менее 1 метра, установить водосточную систему на строении гаража. Впоследствии уточнил требования, просит обязать ответчика обустроить скат крыши гаража на принадлежащий ей земельный участок, расчистить фундамент принадлежащих ему хозяйственных построек от земли, попавшей от строительства гаража, а также заменить шифер на крыше принадлежащих ему хозяйственных постройках.
В судебном заседании истец Щербаков А.С. и его представитель Щербакова Е.В. поддержали уточненные требования по тем основаниям, что крыша гаража ответчика нависает над крышей их хозяйственных построек, земля попала на фундамент их построек из-за строительства гаража, шифер поврежден также в результате строительства гаража, принадлежащего Давыденко Н.М.
Ответчик Давыденко Н.М. признала исковые требования в части требования обустроить скат крыши гаража на свою территорию, просил предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ, требования расчистить фундамент хозяйственных построек от земли, попавшей от строительства гаража, а также заменить шифер на хозяйственных постройках не признала, считает, что ее вины в нарушении целостности шифера, затоплении, наличия земли на хозяйственных постройках истца не имеется.
Третье лицо – администрация Агинского сельского совета <адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставили отзыв на исковое заявление.
Третье лицо –<адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставили отзыв на исковое заявление, в котором полагают, что нарушения градостроительных норм в расположении гаража на расстоянии 65 см от границы земельного участка имеются, нарушения устранены путем оборудования гаража водоотводными устройствами, просят рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются признание права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, содержание права собственности владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ) осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. ст. 25, 28 ГК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно п.2, п.3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п.п. 45-46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иск законного собственника об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению при доказанности того, что действиями ответчика нарушается право собственности или законного владения истца или имеется реальная угроза такого нарушения со стороны ответчика. При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Щербаков А.С. Щербакова Е.В. являются правообладателями на праве общей совместной собственности жилого дома и земельного участка с кадастровым номером 24:33:3001036:40 по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Давыденко Н.М. является правообладателем на праве собственности жилого дома и земельного участка с кадастровым номером 24:3363001036:41 по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака.
На земельный участок, принадлежащий Давыденко Н.М. имеется межевое дело по установлению на местности проектных границ вышеуказанного земельного участка, границы земельного участка определены. Категория земель: земли населенных пунктов, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Границы земельного участка, принадлежащего Щербаковым, не определены. Категория земель: земли населенных пунктов, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на земельном участке, принадлежащем ответчику Давыденко Н.М. в 2017 году возведена хозяйственная постройка – гараж.
Поскольку гараж не является объектом капитального строительства, служит для вспомогательного использования, то получение разрешения на возведение такой постройки, в силу закона, не требуется.
Вместе с тем, судом установлено, что спорное строение (гараж) расположен на земельном участке, принадлежащем Давыденко Н.М., на расстоянии 65 см от смежной границе земельного участка, принадлежащего истцу Щербакову А.С.
Из заключения № от 07.05.2018г. отдела архитектуры администрации Саянского района следует, что хозяйственный блок Щербакова А.С. расположен в 35 см. от границы земельных участков, гараж Давыденко Н.М. приблизительно в 65 см. от границы земельных участков. Хозяйственные постройки обоих собственников не оборудованы водосточной системой. В настоящее время хозяйственные блоки сторон оборудованы водосточной системой, что подтверждается объяснениями сторон.
В соответствии с п.п. 5.3.4 п. 5.3 СП 30-102-99 «в районах малоэтажного жилищного строительства расстояние до хозяйственных построек должно составлять не менее 1 м от границы земельного участка». Статьей 35 Правил землепользования и застройки Агинского сельсовета утвержденных решением сельского Совета депутатов от 12.12.2013г. № (далее - Правила) минимальное расстояние от хозяйственных построек до границы участка составляет 1 м.; согласно п. 7.5 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» не допускается организация стока дождевой воды с крыш на соседний участок. В судебном заседании Лотарева К.С., привлеченная к участию в деле в качестве специалиста, ведущий архитектор отдела архитектуры администрации <адрес>, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр по факту устранения нарушений отображенных в заключении № от 07.05.2018г, установлено следующее: хозяйственные постройки на обоих участках оборудованы водосточной системой, сток воды с построек Щербакова А.С. ориентирован на земли общего пользования, сток воды с гаража Давыденко Н.М. ориентирован на собственный участок; гараж расположен приблизительно в 65 см. от границы земельного участка; гараж предназначен для стоянки легкового автомобиля, площадью 40 м по наружному обмеру, ширина по фасадной части -5 м, высота гаража 4,1 м, что не противоречит иным требованиям. Расстояние от гаража до жилого дома на собственном участке Давыденко Н.М. составляет 3,5 м.
Согласно Правил землепользования и застройки Агинского сельсовета утвержденных решением сельского Совета депутатов от 12.12.2013г. №, а именно: Площадь гаража не должна превышать 48 кв. м, ширина по фасадной части - не более 7 м; Максимальная высота гаража на приусадебном участке 4,5 м.
Согласно п. 8.6 СП 4.13130.2014 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно ч. 1 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиком Давыденко Н.М. в части требования обустроить скат крыши гаража на свою территорию, что ею выражено в адресованному суд заявлении, поскольку признание иска связано с ее добровольным волеизъявлением и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ей были разъяснены судом и понятны, о чем имеется соответствующая запись в заявлении.
В связи, с чем суд полагает исковые требования Щербаков А.С. удовлетворить частично: Обязать Давыденко Н.М. обустроить скат крыши хозяйственной постройки – гаража на территорию принадлежащего ей земельного участка по адресу: <адрес>. Вместе с тем учитывая техническую сложность исполнения решения суд полагает разумным установить срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования истца Щербакова А.С. о возложении на ответчика обязанности расчистить фундамент принадлежащих ему хозяйственных построек от земли, попавшей от строительства гаража, а также заменить шифер на крыше принадлежащих ему хозяйственных постройках, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований. Каких-либо доказательств причинения вреда имуществу ответчика, угрозы затопления и порчи имущества в результате действий ответчику суду не представлено. Не представлено доказательств утверждения, что в результате строительства гаража действиями ответчика повреждены крыша хозяйственных построек, а также о том, что в результате действий ответчика засыпан землей фундамент построек, принадлежащих истцу. При этом суд принимает во внимание, что принадлежащие истцу хозяйственные постройки построены более 30 лет согласно его объяснениям, при таком длительном сроке эксплуатации хозяйственных построек достоверных доказательств причины возникновения повреждений шифера крыши суду не представлено. Кроме того, указанные требования имеют неопределенный характер, не конкретизированы (площадь разрушений, иное). При таких обстоятельствах суд полагает отказать в удовлетворении требований истца Щербакова А.С. о возложении на ответчика обязанности расчистить фундамент принадлежащих ему хозяйственных построек от земли, а также заменить шифер на крыше принадлежащих ему хозяйственных постройках.
Руководствуясь ст. 192-194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Удовлетворить исковые требования Щербаков А.С. частично:
Обязать Давыденко Н.М. обустроить скат крыши хозяйственной постройки – гаража на территорию принадлежащей ей земельного участка по адресу: <адрес>.
Установить срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требования о расчистке фундамента и замене шифера отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: