Дело 2-285/15_____________________________________________________________________
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лыткарино Московской области ДД.ММ.ГГГГ
.
Лыткаринский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи С.А. Рязанцевой,
при секретаре К.А.Келлер,
с участием прокурора Т.В.Тихоновой,
представителя ответчика ФИО11 - адвоката Г.В.Рыбиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Лыткарино Московской области к ФИО11, ФИО1, МРО УФМС России по Московской области в г. п. Люберцы о признании недействительной постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания и снятии его с миграционного учета по месту пребывания,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Лыткарино Московской области в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО11, ФИО1, МРО УФМС России по Московской области в г.п.Люберцы о признании недействительной постановки ФИО11 на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, и снятии его с миграционного учета по указанному адресу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения миграционного законодательства и законодательства о правовом положении иностранных граждан установлено, что ФИО1, зарегистрированной и проживающей по вышеуказанному адресу, оформлялись уведомления о временном пребывании по этому адресу граждан иностранных государств. В настоящее время по указанному адресу по месту пребывания поставлены на миграционный учет несколько граждан иностранных государств, в том числе ФИО11, который фактически по месту пребывания не проживал и не проживает. Таким образом, имело место соглашение, заключенное в устной форме, предметом которого является право временного вселения ФИО11 с согласия ФИО1 в указанное жилое помещение с его последующей регистрацией по месту временного пребывания. Поскольку ФИО11 в указанном жилом помещении никогда не проживал, данная сделка является мнимой и, следовательно, ничтожной, а регистрация ответчика по данному адресу без фактического проживания в жилом помещении, нарушает основные принципы миграционного учета, установленные ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", и интересы государства.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", прокурор просит признать недействительной постановку гражданина Республики Таджикистан ФИО11 на миграционный учет по месту пребывания по вышеуказанному адресу и обязать МРО УФМС России по Московской области в г.п. Люберцы снять ФИО11 с миграционного учета по месту пребывания.
Прокурор, участвующая в деле, Т.В. Тихонова в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
ФИО11 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещался по указанному в заявлении адресу.
В связи с отсутствием сведений о месте нахождения ФИО11 судом в качестве его представителя назначен адвокат.
Явившийся в судебное заседание представитель ФИО11 – адвокат Г.Н. Рыбина полагала, что прокурором избран неверный способ защиты интересов государства.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания по делу извещалась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика МРО УФМС России по Московской области в г.п. Люберцы по доверенности С.А.Шепелева в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражала. При этом полагала, что МРО УФМС России по Московской области в г.п.Люберцы в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – Закон № 109-ФЗ) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).
Согласно п. 10 ч.1 ст.2 Закона № 109-ФЗ, фиктивной регистрацией по месту жительства признается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
В силу ст.7 Закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Основанием для учета по месту пребывания иностранного гражданина, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.21 Закона № 109-ФЗ, является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Как следует из положений ст. 4 Закона № 109-ФЗ, миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на учет иностранных граждан определен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (ред. от 29.05.2014) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее также – Правила).
В соответствии с п.п. 21, 22 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 22 Федерального закона) либо направляться почтовым отправлением.
Как видно из материалов дела и установлено судом, гражданин Республики Таджикистан ФИО11, прибывший в Российскую Федерацию, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 12.03.2015 по 03.06.2015. Нанимателем данного жилого помещения является ответчик ФИО1.
Представленными по делу доказательствами подтверждается, что ответчик ФИО11, поставленный на миграционный учет по месту пребывания по вышеуказанному адресу, фактически в данное жилое помещение не вселялся и никогда в нем не проживал. Место фактического проживания ФИО11 неизвестно, сведения о постановке на миграционный учет по новому месту пребывания в органы миграционного учета от него не поступали.
Судом также установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, используется ФИО1, проживающей в данном жилом помещении совместно с детьми, для целей регистрации в нем иностранных граждан, о чем свидетельствует постановка на учет в данном жилом помещении одновременно нескольких иностранных граждан. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями ФИО1, данных в ходе прокурорской проверки (л.д.8).
Доказательств, подтверждающих, что постоянным и основным местом проживания ФИО11 является названное жилое помещение, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ФИО1 - принимающей стороной - в органы миграционной службы были предоставлены заведомо не соответствующие действительности сведения о месте пребывания ответчика ФИО11.
Согласно п. 40 Правил, при получении документов, предусмотренных п. 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В соответствии с преамбулой Закона № 109-ФЗ миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Принимая во внимание, что постановка на миграционный учет П.Курбонова по месту пребывания по адресу: <адрес>, произведена на основании документов, которые содержали заведомо недостоверные сведения о проживании (пребывании) указанного иностранного гражданина по данному адресу, суд приходит к выводу, что регистрация ФИО11 по месту пребывания по вышеуказанному адресу является фиктивной.
Поскольку порядок установления факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания при отсутствии иностранного гражданина и возможности получения от него объяснений федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции не определен, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора о признании постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина ФИО11 недействительной.
Согласно п. 4 с. 1, п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона № 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета в случае: установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении - после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Пунктом 37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации выявление факта фиктивной постановки на миграционный учет является основанием для снятия иностранного гражданина с такого учета по месту пребывания.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, оценивая в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, заявленные требования прокурора г.Лыткарино о признании недействительной постановки ФИО11 на миграционный учет по месту пребывания и снятии его с миграционного учета по месту пребывания суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя МРО УФМС России по Московской области в г.п. Люберцы о том, что МРО УФМС России по Московской области в г.п. Люберцы является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными, поскольку требования прокурора заявлены, в том числе к органу исполнительной власти, уполномоченному производить регистрационные действия в отношении иностранных граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых относится государственная пошлина.
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, по нормативу 100 процентов, в силу ч.2 ст.61.2. Бюджетного кодекса РФ и п.3 ст.333.18 НК РФ, является доходной частью местного бюджета и уплачивается по месту совершения юридически значимых действий, то есть по месту рассмотрения дела.
Прокурор г. Лыткарино Московской области в соответствии с п.п. 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился с требованиями к ответчикам ФИО11, ФИО1, МРО УФМС России по Московской области в г.п. Люберцы с двумя требованиями неимущественного характера, при подаче которых размер государственной пошлины составляет 600 (300+300) рублей.
Принимая во внимание, что МРО УФМС России по Московской области в г.п. Люберцы в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины также освобождено, государственная пошлина, в размере 600 рублей, от уплаты которой освобожден прокурор, подлежит солидарному взысканию с ответчиков ФИО11 и ФИО1 в доход городского округа Лыткарино Московской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление прокурора г.Лыткарино Московской области к ФИО11, ФИО1, МРО УФМС России по Московской области в г. п. Люберцы о признании недействительной постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания удовлетворить.
Признать постановку ФИО11, 14.02.1991 года рождения гражданина р.Таджикистан на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> на период с 12.03.2015 по 03.06.2015 – недействительной.
Обязать МРО УФМС России по Московской области по г.п. Люберцы снять ФИО11 14.02.1991 года рождения гражданина р.Таджикистан с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО11, ФИО1 солидарно в доход бюджета городского округа Лыткарино Московской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд.
Судья
С.А. Рязанцева