Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград ДД.ММ.ГГГГ
Ворошиловский районный суд Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах ФИО2 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ворошиловского района Волгограда обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда в интересах ФИО2 с иском к комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика предоставить жилое помещение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не ниже установленных социальных норм из специализированных жилищного фонда для детей-сирот в г. Волгограде.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении его жилищных прав. Так установлено, что ФИО2 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4 решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведений об отце ребенка в свидетельстве о рождении не имеется. По информации Комитета строительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке детей-сирот по Волгоградской области №, по городскому округу г. Волгограда под №. Однако, до настоящего времени ФИО2 жилое помещение не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО2, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.
В судебном заседании прокурор ФИО5 исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Лицо, в чьих интересах действует прокурор Ворошиловского района Волгограда – ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области, действующая на основании доверенности ФИО6 исковые требования не признала, полагала иск необоснованным и просила в его удовлетворении отказать. Просила обратить внимание суда на то обстоятельство, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установленными нормативно-правовыми актами.
Представитель третьего лица администрации Волгоградской области, действующая на основании доверенности ФИО6 в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
Исходя из положений п.1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-PK № (л.д.8).
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2 (л.д.9-10)
Исходя из этого, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.23).
Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрированные права ФИО2 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Далее, из материалов следует, что согласно информации Комитета строительства Волгоградской области ФИО2 включена в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под № по Волгоградской области, и под № по городскому округу г. Волгоград.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО2 представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в Волгоградской области жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО2 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.
Равно как и доводы представителя ответчика о том, что в целях обеспечения жильем детей-сирот в настоящее время проводится работа по оформлению 64 квартир в государственную собственность <адрес>, осуществляется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры в <адрес> и 6 домов в <адрес> на 12 квартир. После проведения все указанных мероприятии ФИО2 (в случае его согласия) будет предоставлена соответствующее жилое помещение, во внимание суда приняты, не могут быть, поскольку основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, соответствующим закону и установленным обстоятельствам дела, не являются.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах ФИО2 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах ФИО2 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда.
Председательствующий Юдкина Е.И.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Юдкина Е.И.