Копия
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Майкоп 23 марта 2011 г.
Майкопский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Подольского Р.В.,
с участием государственного обвинителя - военного прокурора Армавирского
гарнизона полковника юстиции Колесникова А.М.,
защитника - адвоката Лоба Е.Н.,
подсудимого Аюбова А.Ю.,
при секретарях Филипенко А.Ю. и Бижоеве Х.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении бывшего военнослужащего войсковой части № майора запаса
Аюбова А.Ю., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>- <адрес>, с высшим профессиональным образованием, женатого, имеющего на иждивении двоих детей 1994 и 2001 г.р., не судимого, проходившего военную службу в качестве офицера с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ,
обвиняемого в совершении четырёх преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 327 и ч. 4 ст. 159 УК РФ,
Судебным следствием военный суд
УСТАНОВИЛ:
В ДД.ММ.ГГГГ Аюбов совершил хищение чужого имущества путём обмана с использованием своего служебного положения в особо крупном размере. С этой целью он представил в жилищно-бытовую комиссию (ЖБК) войсковой части № жилищное дело, к которому приобщил подложные: справку войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ о необеспеченности жильём, выписки из протоколов заседания ЖБК войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и о включении в списки граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС), а также расчёт субсидии от ДД.ММ.ГГГГ для получения ГЖС на состав семьи 5 человек. При этом намереваясь незаконно безвозмездно приобрести жильё посредством получения ГЖС, Аюбов скрыл от командования сведения об обеспеченности Тарасовой, матери супруги, однокомнатной квартирой № по <адрес>, которой в ДД.ММ.ГГГГ она распорядилась по своему усмотрению.
Решением ЖБК войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ он был включён в список кандидатов на получение ГЖС, который ДД.ММ.ГГГГ им был реализован путём приобретения у гражданки Горбань домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, перечислив на её счёт субсидию в размере 2 385 000 руб..
Подсудимый Аюбов виновным себя в четырёх эпизодах изготовления поддельных документов, совершённых с целью облегчить совершение другого преступления и в мошенничестве, совершённом путём обмана с использованием своего служебного положения в особо крупном размере, не признал. При этом, не отрицая факта получения безвозмездной субсидии на получения жилья в размере, указанном в описательной части приговора, о мотивах своих действий он показал следующее.
На основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена однокомнатная квартира в <адрес> на состав семьи 3 человека. При этом решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ он не исключался из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ он собственноручно заполнил справку о необеспеченности жильём за время прохождения службы в войсковой части №, которую подписал начальник штаба воинской части. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в войсковой части № (<адрес>), после чего был переведён к новому месту службы в войсковую часть № (<адрес>). В ДД.ММ.ГГГГ указанная однокомнатная квартира была передана в собственность матери его супруги, а затем продана им по доверенности. Желая уволиться по окончанию срока контракта и обеспечить семью жильём, он представил в ЖБК воинской части необходимые документы для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и о включении в списки граждан-участников подпрограммы ГЖС. В связи с этим ЖБК были приняты соответствующие решения, оформлено жилищное дело, которое было направлено вышестоящему командованию. Каких-либо документов он не подделывал, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ находился в предоставленных ему перед увольнением отпусках и не имел доступа к печати воинской части. Кроме того, Аюбов пояснил, что он и члены его семьи не имели жилья от военного ведомства и были зарегистрированы при войсковой части №. Решением вышестоящей ЖБК он был включён в списки граждан на получение ГЖС на состав семьи 5 человек (он, супруга, двое детей и мать супруги), который получил ДД.ММ.ГГГГ. Также подсудимый показал, что в ДД.ММ.ГГГГ обращался к командованию с просьбой получить информацию об обеспеченности жильём за время прохождения службы в войсковой части №, что подтверждает отсутствие у него цели скрыть информацию о ранее полученном жилье.
Виновность подсудимого Аюбова подтверждается следующими доказательствами:
Из копии постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на основании решения ЖБК войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ Аюбову на состав семьи 3 человека предоставлена <адрес> по <адрес>.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Аюбов, действуя по доверенности от имени Тарасовой (матери супруги) продал указанную квартиру гражданке Букановой.
Как видно из рапорта на имя командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, Аюбов просил поставить его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи 5 человек. При этом в рапорте указано, что не оспаривалось подсудимым в судебном заседании, об отсутствии жилья по предыдущему месту службы.
Согласно справке войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, за время прохождения службы в этой воинской части Аюбов и члены его семьи жильём не обеспечивались.
В связи с оглашением указанного документа подсудимый Аюбов пояснил в суде, что лично заполнил справку, после чего её подписал начальник штаба воинской части Шевченко.
Свидетель Ш. подтвердил указанные обстоятельства и пояснил, что подписывал справку Аюбову о необеспеченности жильём, однако не вникал в её содержимое, а также не помнит, стоял ли на справке оттиск печати воинской части.
Из акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЖБК воинской части были проверены жилищные условия Аюбова и членов его семьи, в связи с чем было дано заключение о его нуждаемости в получении жилого помещения на состав семьи 5 человек.
Согласно имеющейся в материалах жилищного дела на имя Аюбова выписке из протокола заседания ЖБК войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Аюбов был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включён в соответствующие списки.
В соответствии с выпиской из протокола заседания ЖБК войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, комиссия постановила ходатайствовать о включении Аюбова в списки граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». При этом как следует из копий акта о проверке жилищных условий и протоколов заседаний комиссии, членами ЖБК являлись: Принос, Нилов, Масалитин, Махов и Косьяненко.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, в состав членов ЖБК на ДД.ММ.ГГГГ указанные выше военнослужащие включены не были.
В судебном заседании свидетель Нилов, начальник КЭС войсковой части № - секретарь ЖБК, показал, что проходил службу в этой воинской части с марта по ДД.ММ.ГГГГ и участия в проверке жилищных условий Аюбова и заседаний ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не принимал. Также он пояснил, что жилищное дело Аюбова в части не формировалось и вышестоящему командованию не направлялось.
Из содержащихся в журнале № «Протоколы заседания жилищно- бытовых комиссий войсковой части №» записей следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии по вопросам признания Аюбова нуждающимся в получении жилья и включения его в списки на получение ГЖС не проводились.
В соответствии со списком военнослужащих войсковой части № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Аюбов в этих списках не значился.
Согласно сообщению войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № протоколы заседания ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в части отсутствуют.
Из осмотренного в судебном заседании «Журнала учёта исходящих документов войсковой части №» следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилищное дело Аюбова никуда не направлялось.
Как видно из расчёта размера предоставляемой субсидии на военнослужащего, подавшего рапорт на получение ГЖС, он был составлен начальником КЭС войсковой части № Ниловым ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день проверен начальником КЭС войсковой части №.
В судебном заседании свидетель Н. показал, что такой расчёт не составлял, поскольку Аюбов не признавался в установленном порядке нуждающимся в жилье и не включался в списки на получение ГЖС.
В соответствии с имеющимися в п. 20.1 протокола заседания ЖБК войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № записями, комиссией было принято решение о включении Аюбова в списки на получение ГЖС.
Из показаний свидетеля Город., секретаря ЖБК войсковой части №, следует, что указанный протокол в книге протоколов заседания ЖБК он вёл лично. При этом записи в п. 20.1 протокола он не вносил, поскольку вопрос о включении Аюбова в списки на получение ГЖС, по его мнению, не рассматривался.
Как видно из копии ГЖС серии УВ № от ДД.ММ.ГГГГ, Аюбову на состав семьи 5 человек за счёт средст федерального бюджета была предоставлена социальная выплата в размере 2 385 000 руб.
Из сообщения Армавирского отделения № Юго-Зпапдного банка Сбербанка РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 2 385 000 рублей были списаны с банковского счёта, открытого на имя Аюбова.
В судебном заседании свидетель Горб. показала, что в ДД.ММ.ГГГГ продала Аюбову жилой <адрес> в <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Аюбов А.Ю., Аюбова Е.В., Аюбов Ю.А., Аюбов С.А. и Тарасова Н.Г. зарегистрировали своё право на недвижимое имущество - <адрес> в <адрес>, в общую долевую собственность в размере по 1/5 доли на каждого.
Проверив и оценив доводы подсудимого Аюбова о своей невиновности, суд расценивает их как попытку избежать уголовной ответственности за содеянное, исходя из следующего.
Как видно из исследованных в суде доказательств Аюбов был осведомлён о выделении ему однокомнатной квартиры в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, от участия в приватизации которой он отказался в пользу материли супруги - Тарасовой. При этом, располагая такими сведениями, и не имея достоверных данных о признании его нуждающимся в жилье и включении в списки на получение ГЖС, поскольку не принимал участия в заседании ЖБК, он должен был осознавать, что не имеет право на получение ГЖС, поскольку в установленном порядке он и члены его семьи не признавались нуждающимися в получении жилья и не включались в списки граждан-участников подпрограммы.
Что касается показаний подсудимого о непричастности к формированию жилищного дела, как на законность своих действий и получения ГЖС, то суд находит, что они противоречат установленным фактическим обстоятельствам дела.
Так, свидетель Н. в суде показал, что, являясь секретарём ЖБК и ответственным за формирование жилищных дел военнослужащих, он не проверял жилищное дело Аюбова и оно не направлялось установленным порядком вышестоящему командованию. Эти обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Р., командира воинской части, а также осмотренными в судебном заседании книг учёта исходящей корреспонденции части.
В судебном заседании государственный обвинитель переквалифицировал действия Аюбова с ч. 2 ст. 327 УК РФ на ч. 3 ст. 327 УК РФ по четырём эпизодам изготовления поддельных документов.
Исходя из изложенного и учитывая, что действия Аюбова, связанные с представлением этих документов в целях незаконного получения денежных средств полностью охватываются составом мошенничества и дополнительной квалификации не требуют, суд исключает из обвинения совершение Аюбовым использование заведомо подложных документов, как ошибочно вменённые.
Оценив представленные сторонами обвинения и защиты доказательства в их совокупности, суд находит доказанным, что Аюбов совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, совершённое в особо крупном размере, а поэтому квалифицирует эти его действия по ч. 4 ст. 159 УК РФ.
При этом, исключая из обвинения указание о совершении Аюбовым преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 327 УК РФ, как ошибочно вменённые, суд исходит из того, что умысел Аюбова был направлен на совершение единого преступления, а наличие соответствующих справки, решений ЖБК и расчёта размера субсидии являлось необходимым условием для получения безвозмездной субсидии, в связи с чем его действия охватываются ч. 4 ст. 159 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК РФ не требуют.
Что касается утверждения стороны защиты со ссылкой на положения ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как на основания для законности предоставления Аюбову ГЖС, то они ошибочны, поскольку указанная статья Закона предусматривает обеспечение военнослужащих жильём в порядке, определяемом другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. К их числу относятся Жилищный кодекс РФ, определяющий порядок предоставления жилых помещений, а также постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, положениями которого в качестве обязательного условия участвовать в подпрограмме предусматривается признание военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Представителем Министерства финансов Российской Федерации заявлен гражданский иск о взыскании с подсудимого Аюбова в федеральный бюджет в счёт причинённого преступлением ущерба в сумме 2 385 000 руб.
В судебном заседании подсудимый Аюбов иск не признал.
Поскольку основания и размер иска о возмещении материального ущерба, предъявленный к Аюбову в размере 2 385 000 руб. является обоснованным: и подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств и I в соответствии со ст. 1064 ГК РФ - подлежащим удовлетворению в полном объёме.
При назначении подсудимому Аюбову наказания суд учитывает, что преступление он совершил впервые, по мотивам, связанным с обеспечением жильём детей, за время службы характеризовался исключительно положительно, принимал участие при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Наличие на иждивении несовершеннолетних детей, суд признаёт обстоятельством, смягчающим его наказание, в связи с чем назначает ему основное наказание в виде лишения свободы, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 159 УК РФ, без штрафа и ограничения свободы в качестве дополнительного наказания.
По указанным выше основаниям, суд приходит к выводу о возможности исправления Аюбова без реального отбывания наказания, в связи с чем в соответствии со ст. 73 УК РФ постановляет считать назначенное ему наказание условным.
Руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Аюбова А.Ю. виновным в мошенничестве, совершённом в особо крупном размере, то есть в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы срок на 3 (три) года, без штрафа и ограничения свободы.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное осуждённому Аюбову наказание считать условным с испытательным сроком продолжительностью в 2 (два) года.
В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ возложить на условно осуждённого Аюбова А.Ю. обязанности в течение испытательного срока не допускать правонарушений, за которые возможно назначение административных наказаний, а также не менять мест постоянного места и работы без уведомления специализированных государственных органов, осуществляющих контроль за его поведением.
Меру процессуального принуждения в отношении Аюбова А.Ю. - обязательство о явке - до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Гражданский иск представителя Министерства финансов Российской Федерации о возмещении материального ущерба удовлетворить полностью и взыскать с осуждённого Аюбова А.Ю. в федеральный бюджет денежные средства в размере 2 385 000 (два миллиона триста восемьдесят пять тысяч) рублей.
Вещественные доказательства по делу:
- перечисленные в т.2 л.д. 81-82, 83, т.3 л.д. 5-67, 95,96, 216-241,; т.4 л.д. 1- 241, т.5 л.д. 1-249, т.6 л.д. 1-17, 30-48, т. 7 л.д. 128-129, 130-173 - оставить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего.
перечисленные в т.3 л.д. 1-11,, т.5 л.д. 5-63 - передать заинтересованному лицу - Федеральной регистрационной службе по <адрес> (отдел по <адрес>) по их ходатайству.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда для рассмотрения в кассационном порядке осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в заседании суда кассационной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом кассационной инстанции о назначении ему защитника.
Подлинный за надлежащей подписью. Копия верна:
Председательствующий по делу Р.В. Подольский Р.В. Подольский
Секретарь судебного заседания А.Ю. Филипенко