Мотивированное решение по делу № 02-4809/2023 от 28.03.2023

РЕШЕНИЕ

Именем  Российской Федерации

 

  10 августа 2023 года                                                                г. Москва 

Хорошевский районный суд г.Москвы

в составе председательствующего судьи Асауленко Д.В., с участием прокурора фио, при секретаре Губатовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-4809/2023 (УИД 77RS0031-02-2021-018864-12) по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» к Коршунову Андрею Николаевичу, Коршуновой Серафиме Викторовне И Коршунову Максиму Андреевичу о выселении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о вселении, мотивируя  свои требования тем, что ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» на праве оперативного управления является владельцем здания, расположенного по адресу: адрес. Вышеуказанное здание отнесено к специализированному жилому фонду и является общежитием. На основании договора безвозмездного пользования  Д-30/93 от 28.03.2018 года здание общежития по адресу: адрес, предоставлено войсковой части  3795 для обеспечения военнослужащих, проходящих службу в войсковой части  3795 жилыми помещениями. Поскольку предоставленные жилые помещения не обеспечивают всех военнослужащих войсковой части 3795, которые непосредственно охраняют объект, НИЦ «Курчатовский институт» на основании соглашения о возмещении расходов от 03.06.2020 б/н ежемесячно компенсирует войсковой части 3795 денежные средства, выплаченные ими в качестве компенсации военнослужащим за наём жилых помещений. По предоставленной в/ч 3795 информации 30.09.2016г. вынесено постановление заседания жилищной комиссии в/ч 3795 о распределении жилого помещения, находящегося по адресуадрес Коршунову А.Н. с составом семьи из 4 человек. 24.01.2017г. приказом командира в/ч 3795 Коршунов А.Н. исключен из списка личного состава в/ч 3795. 13.04.2018г. Коршунов  А.Н. уведомлен о необходимости освободить жилое помещение в общежитии. 11.10.2019г. Коршунов А.Н. проинформирован повторно, в том числе о возможности оформления компенсации за найм жилого помещения. 11.01.2021г. должностные лица в/ч 3795 обратились к Коршунову  А.Н. с требованием освободить жилое помещение и указанием на возможность оформления по месту службы денежной компенсации за наем жилого помещения. Поскольку указанное общежитие относится к специализированному жилому фонду ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», то оно должно использоваться только для временного проживания военнослужащих войсковой части 3795, которые непосредственно охраняют ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», на период их службы. Несмотря на указанные обстоятельства, Коршунов  А.Н., не являясь военнослужащим войсковой части 3795, не осуществляющим охрану ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», и члены его семьи до настоящего времени продолжают незаконно проживать в общежитии и отказываются освобождать помещение, в связи с чем истец вынужден нести убытки. Ответчик своими действиями препятствует заселению в занимаемое помещение других военнослужащих, что влечет за собой увеличение расходов ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» по выплате в адрес войсковой части 3795 компенсации за наем указанными военнослужащими других жилых помещений. Истец ежемесячно несет убытки в размере сумма при возмещении в/ч 3795 денежных средств, выплаченных ими в качестве компенсации военнослужащему с составом семьи из трех человек и более. Таким образом, в период с 25.01.2017г. до 31.08.2021г. незаконного проживания Коршунов А.Н. ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» произвел компенсацию денежных средств за наем военнослужащими жилых помещений на основании счетов в/ч 3795 в размере сумма Истец просит суд выселить ответчиков из общежития по адресу: адрес, взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по оплате госпошлины.

Представители истца в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования и просили удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик Коршунов А.Н. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что признан нуждающимся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен и иных жилых помещений не имеет, также указал, что имеет выслугу более 25 лет.

Ответчики Коршунова С.В., Коршунов М.А. и фио  в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель третьего лица войсковой части  3795 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.

Представители третьих лиц Отдела опеки и попечительства адрес в г.Москве, Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по г.Москве в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» о выселении, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст.299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Положениями ст.301 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

        Согласно ст.99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

        Ст.105 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

        В соответствии со ст.103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

По смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В развитие названных конституционных положений Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу положений абз. 12 п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

На основании п. 13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» на праве оперативного управления владеет зданием, расположенным по адресу: адрес.

На основании договора безвозмездного пользования зданием, находящимся в оперативном управлении  Д-30/93 от 28.03.2018 года здание по адресу: адрес, предоставлено войсковой части  3795 во временное владение и пользование для расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в стрелковом батальоне и управлении войсковой части  3795 и выполняющих задачи по охране важных государственных объектов  НИЦ «Курчатовский институт» и членам их семей, проживающим совместно с ними, по договорам найма жилого помещения в общежитии. Здание находится в собственности Российской Федерации.

Согласно п. 1.2. договора общежитие передается ссудополучателю согласно требованиям Федерального Закона от 30.07.2016г.  226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ» для расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в стрелковом батальоне и управлении войсковой части и выполняющих задачи по охране важных государственных объектов - НИЦ «Курчатовский институт», и членам их семей, проживающим совместно с ними, по договорам найма жилого помещения в общежитии.

Согласно п. 3.2.13 договора ссудополучатель обязуется распределять помещения в общежитии только между военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в стрелковом батальоне и управлении войсковой части и выполняющими задачи по охране важных государственных объектов  НИЦ «Курчатовский институт», и членами их семей, проживающими совместно с ними и являющимися таковыми в соответствии с ЖК РФ. Не допускать незаконного распределения помещений в общежитии.

30.09.2016г. вынесено постановление заседания жилищной комиссии в/ч 3795 (протокол  15-2016) о распределении жилого помещения, находящегося по адресуадрес Коршунову А.Н. с составом семьи из 4 человек.

24.01.2017г. приказом командира в/ч 3795 Коршунов  А.Н. исключен из списка личного состава в/ч 3795 (выписка из приказа от 24.01.2017г.  12с/ч).

Согласно выписке из приказа командира войсковой части 3795 от 24.01.2017г.  12с/ч выслуга лет в Вооруженных Силах РФ и внутренних войсках на 24.01.2017г. составляла 22 года 5 месяцев 23 дня  календарная, в льготном исчислении  23 года 9 месяцев 5 дней.

Из справки от 29.08.2013г.  558 следует, что Коршунову А.Н. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда ВВ МВД России и жилым помещением специализированного жилищного фонда по месту прохождения службы не обеспечен, состоит на учете на основании протокола  15-2011 от 23.09.2011г.

Из выписки из протокола  5-2017 заседания жилищной комиссии ФКУ «МосЦМТО Росгвардии» от 25.10.2017г. следует, что подполковник Коршунов А.Н. принят на жилищный учет нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания с составом семьи из 4 человек.

Из справки от 11.02.2020г.  30/184322, выданной Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по адрес, следует, что Коршунов А.Н. является ветераном боевых действий и с 21.07.2018г. ему назначена пенсия за выслугу лет с указанием, что на него распространяются меры социальной защиты, предусмотренные ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

Сторонами не оспаривалось, что Коршунов А.Н. на законных основаниях вселился с членами своей семьи в жилое помещение  211 по адресуадрес. В данном жилом помещении Коршунов А.Н. проживает до настоящего времени с Коршуновой  С.В., детьми Коршуновым  М.А., фио

Ответчик Коршунов А.Н., как военнослужащий внутренних войск, иным жилым помещением не обеспечен, сведений о предоставлении ему жилищных сертификатов и субсидий не имеется.

Как на момент предоставления спорного жилого помещения, так и на момент увольнения с военной службы Коршунов А.Н. имел статус военнослужащего, не обеспеченного жильем, и до настоящего времени Коршунов А.Н. и члены его семьи жилым помещением для постоянного проживания не обеспечены, приказ об увольнении фио с военной службы не отменен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона  76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 27 Федерального закона  226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»(далее Федеральный закон  226-ФЗ) организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны:

1) обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций;

2) размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.

Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.

В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Исходя из системного толкования приведенных положений закона, военнослужащим предоставляется служебное жилое помещение (временное) на время прохождения службы (компенсация за наём жилья) за счет бюджета Минобороны России или Росгвардии.

При этом, действие специальной нормы ст. 27 ФЗ  226-ФЗ при решении вопроса об обеспечении жильем (компенсации за наём жилья) распространяет свое действие только на военнослужащих, которые осуществляют непосредственную охрану специальных объектов, и обеспечение осуществляется за счёт бюджета объекта, который военнослужащие охраняют.

Следовательно, в случае если военнослужащие Росгвардии перестают охранять специальный объект, то на них специальные нормы ФЗ  226-ФЗ не распространяются, поскольку на них распространяются общие нормы ФЗ  76-ФЗ, что означает, что изменяется источник, из которого происходит обеспечение военнослужащих/бывших военнослужащих, из бюджета специального объекта на бюджет Росгвардии, таким образом, за счет средств специального объекта (в данном случае, НИЦ «Курчатовский институт») военнослужащий Росгвардии может быть обеспечен жильем только на момент непосредственной охраны объекта, а при переходе в другое подразделение(увольнение) обеспечение военнослужащего происходит в общем порядке за счет средств соответствующего бюджета.

После прекращения непосредственной охраны специального объекта лицом, обеспеченным жилым помещением за счет средств бюджета специального объекта на период осуществления таких обязанностей, за ним право на дальнейшее обеспечение жилым помещением по смыслу ст. 27 ФЗ  226-ФЗ за счет средств бюджета специального объекта не сохраняется, и такая обязанность в силу закона на бюджет соответствующего объекта возложена быть не может.

В связи с этим, истец не должен обеспечивать военнослужащих (бывших военнослужащих) ни временным, ни постоянным жилым помещением при прекращении ими охраны специального объекта.

Как установлено судом, с 24.01.2017г. ответчик исключён из войсковой части 3795 и не осуществляет охрану истца, соответственно, на него не распространяются правовые нормы ФЗ  226-ФЗ, в связи с чем истец более не должен обеспечивать ответчика жильем за свой счет и с 24.01.2017г. на ответчика распространяются нормы об обеспечении Федерального закона  76-ФЗ, которые осуществляются за счет бюджета, в данном случае, Росгвардии.

Вместе с тем, на истца не может быть возложена обязанность по обеспечению бывшего военнослужащего Росгвардии в соответствии с ФЗ  76-ФЗ (после его увольнения), что противоречит ст. 15 ФЗ  76-ФЗ, ст. 27 ФЗ  226-ФЗ.

По смыслу ст. 27 Федерального закона  226-ФЗ в предоставленном истцом общежитии вправе проживать только лица, соответствующие одновременно всем следующим критериям: действующие военнослужащие войсковой части 3795, непосредственно охраняющие НИЦ «Курчатовский институт», и не имеющие жилого помещения.

Следовательно, с момента исключения из войсковой части 3795 ответчик к указанным лицам не относится и соответственно занимать предоставленное жилое помещение права не сохраняет.

Право пользования именно этим жилым помещением ответчик утратил на основании специального законодательства о войсках национальной гвардии РФ - п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ  226-ФЗ, положения которого оставлены судами без внимания при вынесении оспариваемых судебных актов.

Обязанность истца по обеспечению жилыми помещениями установлена исключительно ст. 27 ФЗ  226-ФЗ, и только в отношении военнослужащих войсковой части  непосредственно охраняющих истца на временной период охраны объекта, в связи с чем истец не является субъектом, обязанным в соответствии с нормами специального законодательства о статусе военнослужащих, осуществлять обеспечение военнослужащих, не охраняющих НИЦ «Курчатовский институт».

В соответствии со ст. 1, 2, 3 ФЗ  220-ФЗ истец осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с особенностями, определенными ФЗ  220-ФЗ, целями своей деятельности и назначением этого имущества, а именно работой по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Перечень данных работ определяется Правительством Российской Федерации и не включает в себя реализацию обязанностей Министерства обороны РФ и Росгвардии по жилищному обеспечению военнослужащих, за исключением тех, кто непосредственно задействован в деятельности истца в соответствии со ст. 27 ФЗ  226-ФЗ.

Учитывая, что ответчик утратил взаимосвязь с деятельностью истца, а также то, что истец является единственным балансодержателем общежития и не относится ни к Министерству обороны РФ, ни к войскам национальной гвардии, на него не может быть возложена обязанность данных ведомств по обеспечению жильём своих военнослужащих.

Принимая во внимание приведенные по делу обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части выселения ответчиков из общежития (служебного помещения) по адресу: адрес.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с каждого из ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма 

          На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Иск удовлетворить.

Выселить Коршунова Андрея Николаевича (паспортные данные), Коршунову Серафиму Викторовну (паспортные данные), Коршунова Максима Андреевича (свидетельство о рождении I-НК 539615), фио из  общежития (служебного помещения) по адресу: адрес.

Взыскать с каждого из Коршунова Андрея Николаевича, Коршуновой Серафимы Викторовны, Коршунова Максима Андреевича в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (ИНН 7734111035) расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Хорошевский районный суд г. Москвы.

 

 

Судья                                                                                      Д.В. Асауленко

 

Мотивированное решение составлено 19.09.2023 года

 

Судья                            Д.В. Асауленко

 

 

 

02-4809/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 10.08.2023
Истцы
ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"
Ответчики
Коршунов А.Н.
Коршунова С.В.
Коршунов М.А.
Суд
Хорошевский районный суд
Судья
Асауленко Д.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
19.09.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее