Дело № 2-218/2020
УИД 13RS0023-01-2019-005246-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 12 февраля 2020 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Селезневой О.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Лончиной В.В.,
с участием в деле:
истца – Николаевой Г. В., ее представителя Торчиковой Э. В., адвоката, действующей на основании ордера от 16 января 2020 года № 521,
ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Чигиревой К. В., действующей на основании доверенности от 8 мая года № 07/643,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Г. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 в части отказа в назначении пенсии по старости и невключения в страховой стаж периода работы как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, о понуждении зачесть ей в стаж период работы и назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Николаева Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила суд признать незаконными и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 об отказе в назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исчисленной с учетом статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и невключения в страховой стаж периода работы как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1 января 2020 года.
В обоснование своих требований истец указала, что решением начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В страховой стаж не засчитан период работы как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года в должности бухгалтера ЗАО «Саранская пивоваренная компания».
Считает отказ ответчика в назначении страховой пенсии по старости незаконным, поскольку в оспариваемый период времени она работала бухгалтером в ЗАО «Саранская пивоваренная компания», расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д. 12, в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 1-4).
В судебном заседании истец Николаева Г.В., представитель истца Торчикова Э.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения заявленных исковых требований, просили суд удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чигирева К.В. относительно исковых требований Николаевой Г.В. возразила по основаниям, изложенным в обжалуемом истцом решении начальника пенсионного органа, суду объяснила, что в назначении досрочной страховой пенсии по старости Николаевой Г.В. отказано законно, просила суд отказать истцу в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Николаевой Г.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 5 декабря 2019 года Николаева Г.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 истцу отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исчисленной с учетом статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку у заявителя отсутствует требуемая продолжительность стажа работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В страховой стаж истца не засчитан период работы с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года в должности бухгалтера ЗАО «Саранская пивоваренная компания».
Таким образом, Николаева Г.В. право на снижение возраста для назначении пенсии по старости по нормам статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года (то есть за каждые 4 года проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом и 1 год (абсолютная величина)) не имеет, поскольку период работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 10 лет 3 месяца 9 дней, необходимо не менее 12 лет для уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на 2 года (дополнительная величина) и наличие факта работы в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года для уменьшения возраста выхода на пенсию на 1 год (абсолютная величина).
Суд считает, что решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.
В соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции Федерального закона № 164-ФЗ от 27 июня 2018 года, действующей на дату обращения с заявлением о назначении пенсии и вынесения решения пенсионным органом).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 24 июля 2002 года, основным документов, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки Николаевой Г.В. следует, что она 20 августа 1990 года принята бухгалтером на время декретного отпуска работника в ЗАО «Саранская пивоваренная компания», 13 июля 1992 года переведена на постоянную работу бухгалтером в ЗАО «Саранская пивоваренная компания», 28 октября 1992 года переведена на должность кассира, освободив должность бухгалтера с 19 октября 1992 года (л.д. 9-16).
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом Пиво-безалкогольного комбината «Саранский» от 20 августа 1990 года № 366-к и приказом Пиво-безалкогольного комбината «Саранский» от 28 октября 1992 года № 469-к, а также архивной справкой от 17 мая 2019 года, выданной директором Государственного казенного архивного учреждения «Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия».
Согласно пункту 8 части первой статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статьей 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Рабочий поселок Ялга входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074.
Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 года № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального развития РФ от 19 апреля 2000 года № 33) пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально - экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1 разъяснения).
Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона) (пункт 2 разъяснения).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года.
В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно справке № 227 от 25 июня 2019 года, выданной представителем Администрации городского округа Саранск в р.п. Ялга ФИО2, Пивоваренный безалкогольный комбинат «Саранский», АОЗТ «Саранская пивоваренная компания», ОАО «Пивовар», ЗАО «Саранская пивоваренная компания» действительно располагались по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д. 12, то есть находилось на территории р.п. Ялга, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 21).
Основанием для отказа в назначении Николаевой Г.В. досрочной страховой пенсии по старости послужило то обстоятельство, что пенсионный орган пришел к выводу о несоблюдении условий постоянной работы на загрязненной территории в период с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что ЗАО «Саранская пивоваренная компания» в оспариваемый период работы располагалось по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д. 12.
То обстоятельство, что в период с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года Николаева Г.В. была принята на работу бухгалтером временно, на период декретного отпуска ФИО1, не свидетельствует о том, что Николаева Г.В. работала непостоянно, неполный рабочий день и неполную рабочую неделю. В период работы ей была установлена оплата согласно штатному расписанию, без каких-либо уточнений, о чем свидетельствуют лицевые счета по начислению заработной платы рабочим и служащим Пиво-безалкогольного комбината «Саранский» за 1990-1992 года.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 об отказе в назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исчисленной с учетом статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которыми отказано во включении в страховой стаж истца периода работы с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года как работы на территории зоны работы с льготным социально-экономическим статусом является необоснованным и подлежит отмене. Суд считает необходимым включить оспариваемый период в стаж работы истца на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом изложенного, а также статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсионный возраст истца подлежит снижению на три года и составляет 52 года.
С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Николаева Г.В. обратилась 5 декабря 2019 года. На эту дату такое право у нее еще не возникло.
В судебном заседании установлено, что право на назначение досрочной страховой пенсии по нормам статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» у Николаевой Г.В. возникло с 1 января 2020 года, при этом стаж работы на территории зоны работы с льготным социально-экономическим статусом составил 12 лет 2 месяца 2 дня, следовательно, у нее возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по нормам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
При таких обстоятельствах, заявленные истцом Николаевой Г.В. требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Николаевой Г.В. оплачено государственной пошлиной в размере 300 рублей (л.д. 5). При этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 300 рублей.
В этой связи, истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Николаевой Г. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 в части отказа в назначении страховой пенсии по старости и невключения в страховой стаж периода работы как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, о понуждении зачесть ей в стаж период работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск от 18 декабря 2019 года № 395925/19-923 в части отказа в назначении Николаевой Г. В. пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и невключения в стаж периода работы как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года в должности бухгалтера ЗАО «Саранская пивоваренная компания».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Николаевой Г. В. в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом период работы с 20 августа 1990 года по 12 июля 1992 года в должности бухгалтера ЗАО «Саранская пивоваренная компания».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Николаевой Г. В. пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 января 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Николаевой Г. В. 300 (триста) рублей в возмещение расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева
Мотивированное решение суда составлено 17 февраля 2020 года
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева