РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2023 г. г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Лекаревой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Пампурова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Сызранское» об установлении административного надзора и административных ограничений Хайрулину А.К.,
установил:
Административный истец Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Сызранское» (далее - МУ МВД России «Сызранское») обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора Хайрулину А.К., осужденному 27.07.2020 приговором Сызранского городского суда Самарской области по ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, при этом в его действиях установлен особо опасный рецидив преступлений, освобожденному 09.12.2022 из ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания и имеющему непогашенную и не снятую судимость.
Административный истец с целью предупреждения совершения преступления и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов просит установить в отношении административного ответчика Хайрулина А.К. административный надзор на срок до погашения судимости 09.12.2030 с применением ограничений, предусмотренных Федеральным законом РФ от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 №64-ФЗ) в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направив заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие.
При этом административный ответчик Хайрулин А.К. с иском согласился полностью.
Поскольку явка сторон не признавалось обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Исследовав письменные доказательства, с учетом заключения старшего помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Пампурова А.А., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органом внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствие с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Категории лиц, за которыми устанавливается административный надзор, названы в ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, исходя из положений п. 2 ч. 2 которой, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, в том числе, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Хайрулин А.К. осужден 27.07.2020 Сызранским городским судом Самарской области по ч. 2 ст. 228 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 68 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Как следует из описательно-мотивировочной части приговора Сызранского городского суда Самарской области от 27.07.2020 в действиях Хайрулина А.К. усматривается особо опасный рецидив преступлений.
Установлено, что Хайрулин А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является совершеннолетним лицом, осужденным за совершение умышленного преступления, относящегося к категории тяжких, при этом, совершив преступление при особо опасном рецидиве, освобожденным 09.12.2022 из ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по <адрес> по отбытию срока наказания.
Административный надзор в отношении Хайрулина А.К. судом не устанавливался.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК РФ).
На основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ суд полагает необходимым установить в отношении Хайрулина А.К.административный надзор, срок которого подлежит определению, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона.
В силу данной нормы административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Таким образом, срок погашения судимости Хайрулина А.К. по приговору Сызранского городского суда Самарской области от 27.07.2020 подлежит исчислению со дня его фактического освобождения из мест лишения свободы, то есть с 09.12.2022 и истекает 09.12.2030 (по 08.12.2030 включительно). Досрочное снятие судимости ему не осуществлялось.
По месту жительства полицией Хайрулин А.К.характеризуется удовлетворительно, жалоб на поведение в быту не поступало, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно разъяснениям, данным в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ).
Часть 1 статьи 4 Федерального закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или общественного поведения.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд также устанавливает в отношении административного ответчика административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Этот вид административного ограничения предусмотрен п.5 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, и в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 настоящей статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц, определено с учетом указанных выше обстоятельств дела и является разумным.
Об установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, административный истец суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении настоящего административного дела в суде не установлено, равно как и иных административных ограничений, которые являются обязательными (часть 2 статьи 4).
Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
То есть в отношении Хайрулина А.К. должен быть установлен административный надзор сроком на 8 лет, установленным законодательством Российской Федерации для погашения его судимости за тяжкое преступление, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Оснований для сокращения срока административного надзора суд не усматривает, поскольку Хайрулин А.К. относится к категории лиц, названных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, то есть лиц, имеющих непогашенную судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве преступлений, в отношении которых административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством для погашения судимости (пункт 2).
С учетом изложенного, суд считает исковые требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Сызранское» об установлении административного надзора и административных ограничений Хайрулину А.К. удовлетворить.
Установить в отношении Хайрулина А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до 09.12.2030 (по 08.12.2030 включительно).
Срок административного надзора, установленного в отношении Хайрулина А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Хайрулина А.К. административные ограничения в виде:
обязательной явки на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Наблюдение за соблюдением Хайрулиным А.К. установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева
Мотивированное решение суда изготовлено в полном объеме 07.02.2023.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева