РЕШЕНИЕ копия
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 16 февраля 2015 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.М.,
с участием ст. помощника прокурора <адрес> района Буслаевой Л.Н.,
представителя ответчика Таржановой Р.С.,
при секретаре Сидневой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> природоохранного межрайонного прокурора к <адрес> муниципальному многоотраслевому производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект,
установил:
№ природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> ММПП ЖКХ. В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена поверка исполнения природоохранного законодательства в отношении <адрес> ММПП ЖКХ, в ходе которой было установлено, что данным юридическим лицом при эксплуатации очистных сооружений, расположенных в № км. от г. <адрес>, осуществляется сброс сточных вод в реку <адрес> на территории <адрес> района. Сброс сточных вод в реку <адрес> осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства: сбрасываемые сточные воды в реку Елшанка недостаточно очищены от вредных веществ, содержание которых превышало предельно допустимые концентрации. По результатам количественного химического анализа сточных, сточных очищенных и природных поверхностных вод в пробах воды, отобранных ДД.ММ.ГГГГ г. на выпуске сточных вод с указанных очистных сооружений, наблюдалось следующее содержание вредных веществ: взвешенные вещества № мг/л (превышение ПДК в № раза), фосфат-иона № мг/л (превышение ПДК в № раза), железа общего № мг/л (превышение ПДК в № раза) ПАВ № мг/л (превышение ПДК в № раза), БПК № мг/л (превышение в № раза). Превышения предельно допустимых концентраций указанных вредных веществ фиксировалось в ДД.ММ.ГГГГ г. и в ДД.ММ.ГГГГ г. Данное положение сложилось в связи с тем, что на очистных сооружениях очистка сточных вод производится ненадлежащим образом. В результате деятельности <адрес> ММПП ЖКХ оказывается негативное воздействие на водный объект- реку <адрес>, которая является средой обитания объектов животного мира. Просил признать незаконными действия <адрес> ММПП ЖКХ по сбросу в реку <адрес> недостаточно очищенных сточных вод, в которых содержание вредных веществ превышает предельно допустимые концентрации. Обязать <адрес> ММПП ЖКХ до ДД.ММ.ГГГГ г. обеспечить соответствие концентраций вредных веществ в сбрасываемых сточных водах в реку Елшанка предельно допустимым концентрациям для рыбохозяйственных водоемов.
Впоследствии <адрес> природоохранный межрайонный прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать <адрес> ММПП ЖКХ до ДД.ММ.ГГГГ г. достичь концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сбрасываемых сточных водах в реку <адрес>, соответствующих предельно допустимым концентрациям вредных (загрязняющих) веществ, которые могут содержаться в сточных водах при сбросе в рыбохозяйственные водоемы.
Представитель ответчика <адрес> ММПП ЖКХ Таржанова Р.С. в судебном заседании исковые требования признала частично- считает предложенный прокурором срок для устранения нарушений природоохранного законодательства недостаточным для реконструкции очистных сооружений. Очистным сооружениям канализации (ОСК), действующим на территории муниципального образования ГП г. <адрес>- более № лет. Объекты ОСК являются муниципальной собственностью и физически устарели. Неоднократно, а именно в ДД.ММ.ГГГГ г. ММПП ЖКХ обращались в МО ГП г. <адрес> с письмами о выделении денежных средств на реконструкцию ОКС. В настоящее время выполнены мероприятия по обследованию действующих ОСК и принято решение в целях обеспечения бесперебойной и качественной работы ОСК произвести реконструкцию очистных сооружений канализации. Проектом предусмотрено возведение очистных сооружений параллельно действующим сооружениям. Реконструкция ОСК является широкомасштабным проектом и осуществляется в рамках муниципальных, областных и федеральных программ по развитию инфраструктуры г. <адрес>
Представитель третьего лица Администрации МО ГП г. <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом по правилам гл. 10 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомил.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В исковом заявлении <адрес> природоохранный межрайонный прокурор обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.
Таким образом, суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку нарушение ответчиком природоохранного законодательства влечет за собой поступление недостаточно очищенных вод с очистных сооружений <адрес> ММПП ЖКХ, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам, санитарному благополучию населения.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с п.19 ст.1, п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Согласно ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу п.5 ч.2 ст.39, ст.44, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу <адрес> ММПП ЖКХ, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ г. № №, ответчик осуществляет на территории г. <адрес> деятельность по водопроводно-канализационному хозяйству. В связи с чем за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, используемое для снабжения населения водой, в том числе, очистные сооружения, расположенные на расстоянии № км. от г. <адрес>
В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что <адрес> ММПП ЖКХ сбрасывает в реку <адрес> недостаточно очищенные сточные воды, в которых содержание вредных веществ превышает предельно допустимые концентрации, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами результатов количественного химического анализа сточных, сточных очищенных и природных поверхностных вод от ДД.ММ.ГГГГ
За нарушение требований к охране водных объектов Постановлениями о возбуждении дела об административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес> природоохранный прокурор возбудил в отношении <адрес> ММПП ЖКХ дела об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ст. 8.33 КоАП РФ.
Факт необходимости реконструкции очистных сооружений сточных вод ответчиком не оспаривается. В настоящее время проведен ряд мероприятий по реконструкции очистных сооружений сточных вод.
Согласно ст.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что <адрес> ММПП ЖКХ как водопользователем, нарушается законодательство в области охраны окружающей среды, условия использования водных объектов реку <адрес>, а именно, надлежащим образом не обеспечена очистка стоков на очистных сооружениях, расположенных около № км. от г. <адрес> в соответствии с установленными нормативами. При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая обстоятельства дела, объем необходимых мероприятий для устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, влияние допущенных ответчиком нарушений законодательства на условия жизни жителей муниципального образования, суд считает предложенный прокурором срок для устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды достаточным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования <адрес> природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия <адрес> муниципального многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства
по сбросу в реку <адрес> недостаточно очищенных сточных вод, в которых содержание вредных веществ превышает предельно допустимые концентрации.
Обязать <адрес> муниципальное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. достичь концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сбрасываемых сточных водах в реку <адрес>, соответствующей предельно допустимым концентрациям вредных (загрязняющих) веществ, которые могут содержаться в сточных водах при сбросе в рыбохозяйственные водоемы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: решение не вступило в законную силу
Решение суда в окончательной форме принято 20 февраля 2015 года.