Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-176/2016
01 февраля 2016 года Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Посновой Л.А., с участием
представителя истца Седых А.В.
представителя ответчика Кравченко Р.С.
при секретаре Ширяевой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» к Соколику ВА о возмещении работником суммы причиненного ущерба
у с т а н о в и л :
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (далее ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае») обратилось в суд с иском к Соколику В.А. с требованием о взыскании затрат на обучение работника, мотивируя следующим.
Ответчик Соколик В.А. состоял в трудовых отношениях с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» с 26 января 2011 года, занимая должность эксперта-физика по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений.
<данные изъяты> между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» и Соколик В.А. был заключен ученический договор, являющийся дополнением к трудовому договору от 28 марта 2005 года. Согласно договору работодатель направляет работника на обучение по теме: «Проведение исследований и оценки физических факторов неионизирующей природы» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы» с сохранением за ним прежнего места работы, в период с 14 сентября 2014 года по 28 сентября 2014 года. Работник Соколик В.В. в свою очередь, обязался по окончании обучения отработать на предприятии не менее трех лет, то есть до 26 сентября 2017 года, а в случае досрочного увольнения выплатить работодателю сумму пропорционально неотработанному времени. Истец указывает, что свою обязанность перед работником Соколик В.А. исполнил полностью: заключил 27.08.2014 года договор с <данные изъяты>», а также произвел оплату по данному договору за повышение работником Соколик В.А. квалификации в сумме 24 000 руб. После окончания обучения Соколик В.А. получил удостоверение о повышении квалификации № Однако Соколик В.А. в нарушение условий ученического договора не отработал трехлетний срок у работодателя и уволился 02 сентября 2015 года по собственному желанию, сумму за обучение пропорционально неотработанному времени не возместил. Таким образом, в связи с неисполнением Соколиком В.А. обязательств по ученическому договору, истец понес убытки в сумме 47 672,80 рублей, которые просит взыскать с ответчика, а также взыскать возврат государственной пошлины в сумме 1 630,10 рублей.
В судебном заседании представители истца Седых А.В., действующий на основании доверенности № 167 от 04.12.2015 года, исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что из анализа норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что ученический договор на получение образования включает дополнительное образование как вид образования. Дополнительное образование включает дополнительное профессиональное образование, а дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации. Поэтому полагает, что при направлении Соколика В.А. на курсы повышения квалификации имелись основания для заключения с ним ученического договора, условия которого последним не были выполнены.
Ответчик Соколик В.А. в судебное заседание не явился, был уведомлен о дате времени и месте его проведения надлежащим образом. Направил в суд своего представителя Кравченко Р.С.
Представитель ответчика – Кравченко Р.С., действующий на основании доверенности от 21.11.2015 года, исковые требования не признал, предоставил суду письменные возражения, согласно которым, полагает, что Соколик В.А. направлялся именно на повышение квалификации, при этом отсутствовало профессиональное обучение или переподготовка работника, что является условием для заключения ученического договора в соответствии со ст. 198 ТК РФ, а обязательное повышение квалификации работника для собственных нужд работодателя, подлежит оплате за его счет. Считает, что отсутствуют правовые основания для возложения на Соколика В.А. обязанности по возмещению расходов, понесенных истцом в связи с направлением работника на повышение квалификации, что является обязанностью работодателя и не относится к затратам, понесенным на обучение в соответствии со ст. 249 ТК РФ.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Статьей 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Статьей 198 ТК РФ предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
В соответствии со ст. 207 ТК РФ лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
В судебном заседании установлено, что Соколик В.А. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнений к нему состоял в трудовых отношениях с Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», занимая должность эксперта-физика по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений лаборатории физических факторов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае».
ДД.ММ.ГГГГ между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» и <данные изъяты>» заключен договор №-С на проведение очного цикла повышения квалификации по программе «Проведение исследований и оценки физических факторов неионизирующей природы» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы», в период с 15 сентября 2014 года по 26 сентября 2014 года», сумма договора 24 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» и работником Соколик В.А.. заключен ученический договор, согласно которому работник направляется на обучение повышения квалификации по программе «Проведение исследований и оценки физических факторов неионизирующей природы» в г.Небуг Краснодарского края, на базе ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора на период с 14 сентября 2014 года по 28 сентября 2014 года, с отрывом от работы.
Условиями ученического договора предусмотрено, что работодатель обязан своевременно оплачивать стоимость обучения в соответствии с условиями договора, заключенного с обучающей организацией; компенсировать работнику командировочные расходы в порядке и в размерах установленных локальными актами работодателя, в том числе расходы по проезду к месту обучения и обратно к месту постоянной работы, расходы, связанные с проживанием (п. 2.1.4, 2.1.5). Работник обязан полностью возместить денежные средства, перечисленные работодателем на оплату обучения, командировочных расходов, стоимости проезда в случае увольнения работника по собственному желанию до истечения трех лет (п. 2.3.3), по окончании обучения отработать в Бюджетном учреждении не менее трех лет (п. 2.3.5).
Из платежного поручения № 855135 от 02 сентября 2014 года следует, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» перечислило по договору №-С от 27 августа 2014 года за обучение на курсах повышения квалификации в пользу <данные изъяты> в том числе 24 000 рублей за Соколика В.А.
Согласно удостоверению о повышении квалификации Соколик В.А. прошел обучение с 15 сентября 2014 года по 26 сентября 2014 года в ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в объеме 72 часа.
На основании личного заявления работника Соколика В.А. от 24 августа 2015 года, последний был уволен 09 сентября 2015 года по собственному желанию приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая приведенные выше доказательства, руководствуясь положениями действующего трудового законодательства, регулирующими порядок и условия проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, и установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Соколик В.А. занимающий должность эксперта-физика по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений был направлен обучение повышения квалификации по программе «Проведение исследований и оценки физических факторов неионизирующей природы», после прохождения которых получил удостоверение о повышении квалификации по ранее занимаемой должности, что свидетельствует о том, в данном случае имело место не профессиональное обучение Соколик В.А. или его переобучение без отрыва или с отрывом от работы, что является обязательным условием заключения ученического договора в соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации, а повышение квалификации работника, которое оплачивается за счет работодателя.
При этом под профессиональным обучением понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности.
Профессиональная переподготовка производится для выполнения нового вида профессиональной деятельности, осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям.
В отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемен этим работником трудовой деятельности, она направлена на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства, обновление теоретических и практических знаний специалистов.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ученический договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» и работником Соколик В.А фактически является договором о повышении квалификации, поскольку у истца отсутствовали основания для заключения с Соколиком В.А. ученического договора, предусматривающего обязанность возместить расходы на его обучение в случае прекращения трудового договора до истечения определенного срока.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, и суд полагает необходимым отказать истцу в заявленных исковых требованиях в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░