Дело №2-109/2020
УИД 24RS0034-01-2020-000060-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шалинское
Красноярского края 03 июня 2020 года
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тыченко С.В.,
при секретаре Петровой Е.Н.,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Манского района Красноярского края – ФИО4
представителя ответчика Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края ФИО4 (на основании доверенности),
представителя ответчика администрации Манского района Красноярского края ФИО4 (на основании доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, администрации Манского района Красноярского края о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Манского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, администрации Манского района Красноярского края о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Манского района при осуществлении надзора за исполнением муниципальными образованиями законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено следующее.
В Манском районе расположено 12 гидротехнических сооружений (далее по тексту - ГТС), на территории Нарвинского, Первоманского, Камарчагского, Шалинского сельсоветов, собственниками данных ГТС являются органы местного самоуправления.
В настоящее время сведения о 11 из 12 ГТС внесены в государственный реестр прав собственности. Собственниками данных гидротехнических сооружений являются муниципальные образования.
Правообладателем пруда на <адрес> в 750 м. на Запад от центра д. Верхняя Есауловка, согласно выписки их ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, является Муниципальное образование «<адрес>», кадастровый №. В соответствии с выпиской из реестра объектов капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, под № указан пруд, площадью 14000 кв.м. и в примечании значится водосброс под № и плотина под №.
По результатам проверки, проведенной в 2019 году, установлено, что ГТС, конструктивными элементами которой являются грунтовая плотина (по гребню которой проходит автодорога) и водосброс, расположенное на пруду <адрес> в 750 м. на Запад от центра д. Верхняя Есауловка, не поставлено на учет, является бесхозяйным.
В рамках проверки установлено, один из элементов ГТС — водосброс шахтного типа автоматического действия. Шахта выполнена из сборного и монолитного железобетона, разделена на 2 секции. Водопроводящая часть выполнена из железобетонной трубы в две нитки.
ГТС плотина конструктивно предусмотрено для использования водных ресурсов и согласно п. 41 ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» плотина - это водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды. В силу п. 52 указанного стандарта водосброс - это ГТС для пропуска воды, сбрасываемой из верхнего бьефа во избежание его затопления.
Плотина создана и используется для образования водоема, принадлежностью автодороги не является.
Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Администрация Шалинского сельсовета Манского района не приняла мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанного ГТС.
В связи с изложенным, прокуратурой района 08.04.2019 г. главе Манского района вносилось представление.
Вместе с тем, каких-либо действенных мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на территории муниципального образования Шалинский сельсовет, до настоящего времени не принято.
С учетом уточненных исковых требований истец просит суд возложить на администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, администрацию Манского района Красноярского края обязанность по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Манского района Красноярского края ФИО12 уточненные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края ФИО4 просила в исковых требованиях отказать, по основаниям изложенным в возражениях, согласно которых полномочия, связанные с совершением юридических действий в отношении гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника, отнесены ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. Считает, что для решения поставленного вопроса в рамках искового заявления необходимо определить возможного собственника ГТС через установление надлежащего собственника водного объекта, образующего с гидротехническим сооружением единую водохозяйственную систему, что исключает возможность отнесения данного ГТС к бесхозяйным вещам и тем более обеспечивать условия для определения собственника в лице муниципального образования в принудительном порядке.
В материалах делах имеется подтверждение прав собственности органа местного самоуправления на водный объект - пруд (правообладатель МО «Манский район»), ГТС не находится в муниципальной собственности, приведенное федеральным законодательством полномочия по обеспечению безопасности таких ГТС возложены на исполнительную власть субъекта РФ. Каких-либо полномочий Шалинскому сельсовету в области проведения каких- либо мероприятий в области обеспечения безопасности субъектом РФ (Красноярский край) делегировано не было. Поскольку спорное ГТС пруда, как указано выше не может быть признано бесхозяйным имуществом, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д.24-30).
Представитель ответчика администрации Манского района Красноярского края ФИО4 просил в удовлетворении исковых требованиях отказать, ссылаясь на то, что гидротехническое сооружение является частью автодороги. В соответствии с ответом на представление и.о. главы Манского района указал, что спорное ГТС на <адрес> является сложным линейным сооружением-автомобильной дороги. Ее конструктивными элементами являются грунтовая плотина (по гребню которой проходит автодорога «Саяны») (л.д.7).
Представители третьих лиц: Межмуниципальный Березовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», Агентство по управлению госимуществом в Красноярском крае в судебное заседание не явились, о дне времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 ГК РФ).
К вопросам местного значения в соответствии с подпунктами 4 и 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов в промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Под безопасностью гидротехнических сооружений подразумевается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Статьей 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в частности, систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследовании гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения и др. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. «е» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724, к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения относится участие и предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Положением статьи 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.
В статье 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По правилам части 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Отсутствие собственника сооружения делает невозможным выполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части финансирования мероприятий по его эксплуатации, обеспечению безопасности и выполнению работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий, а также других обязанностей, возложенных данным Федеральным законом. Указанные обстоятельства препятствуют и включению гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельсовета, в Российский регистр гидротехнических сооружений. Гидротехническое сооружение эксплуатируется без декларации безопасности и разрешения на его эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, правообладателем пруда на <адрес> в 750 м. на Запад от центра д. Верхняя Есауловка, согласно выписки их ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, является Муниципальное образование «<адрес>», кадастровый №. В соответствии с выпиской из реестра объектов капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, под № указан пруд, площадью 14000 кв.м. и в примечании значится водосброс под № и плотина под №.
По результатам проверки, проведенной <адрес> в 2019 году, установлено, что ГТС, конструктивными элементами которой являются грунтовая плотина (по гребню которой проходит автодорога) и водосброс, расположенное на пруду <адрес> в 750 м. на Запад от центра д. Верхняя Есауловка, не поставлено на учет, является бесхозяйным.
В рамках проверки установлено, один из элементов ГТС — водосброс шахтного типа автоматического действия. Шахта выполнена из сборного и монолитного железобетона, разделена на 2 секции. Водопроводящая часть выполнена из железобетонной трубы в две нитки.
ГТС плотина конструктивно предусмотрено для использования водных ресурсов и согласно п. 41 ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» плотина - это водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды. В силу п. 52 указанного стандарта водосброс - это ГТС для пропуска воды, сбрасываемой из верхнего бьефа во избежание его затопления.
Плотина создана и используется для образования водоема, принадлежностью автодороги не является.
Согласно информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва объект недвижимого имущества-гидротехническое сооружение, расположенное по адресу<адрес>, с кадастровым номером: №, в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.18).
Согласно сведений поступивших от КГКУ Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю следует, что вблизи указанного в иске гидротехнического сооружения, расположенного в <адрес>, расположена автомобильная дорога общего пользования регионального значения Красноярского края <адрес> км. Однако частью автодороги указанное в иске ГТС не является. Указанная автомобильная дорога включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края, утвержденный постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 № 205-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 12.09.2017 № 533-п, далее - Перечень), оперативное управление которыми осуществляется КГКУ «КрУДор». Деятельность КГКУ «КрУДор» не предусматривает эксплуатацию и обслуживание ГТС, в том числе размещение заказов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на содержание и обслуживание ГТС. В состав автомобильных дорог общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края ГТС не включены, на балансе КГКУ «КрУДор» не находятся. Согласно письму ФНС России от 01.12.2015 г. № БС-4-11/20944 гидро техническое сооружение (ГТС) не может являться частью автомобильной дороги или мостового сооружения, по которому дорога проходит, его назначением не является обеспечение дорожного движения.. Плотины не являются технологической частью автомобильной дороги и могут выполнять собственные функции в отсутствие автомобильной дороги (л.д.35-36).
Согласно сведений представленных Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края в Реестре государственной собственности Красноярского края вышеуказанное недвижимое имущество не учитывается (л.д.101).
Гидротехническое сооружение - грунтовая плотина не является объектом федеральной, краевой и муниципальной собственности.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии объекта - гидротехническое сооружение - грунтовая плотина на учет как бесхозяйного имущества возложена на орган местного самоуправления - администрацию Шалинского сельсовета. Объективных причин для невыполнения указанных действий администрацией сельсовета не имеется.
Доводы представителя администрации Шалинского сельсовета о нахождении гидротехнического сооружения на землях МО «Манский район», в связи с чем, администрации Шалиснкого сельсовета Манского района Красноярского края не вправе распоряжаться данным недвижимым имуществом, суд считает несостоятельными, поскольку грунтовая плотина расположена в пределах границ муниципального образования Шалиснкий сельсовет, установленных Законом Красноярского края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований».
Кроме того, законодатель связывает обязанность постановки бесхозяйных объектов на учет не с правом собственности на земельный участок, а с территориальной принадлежностью данного объекта недвижимости и предоставляет данное право исключительно органу местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В связи с чем, являются необоснованными доводы как представителя администрации Шалинского сельсовета о том, что надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация Манского района Красноярского края, так и представителя администрации Манского района Красноярского края о возложении отвественности на КГКУ Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю.
Кроме того, постановка на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного не возлагает на органы местного самоуправления полномочия связанные с проведением мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, не предусмотренные действующим законодательством.
Более того, право на объект недвижимого имущества, зарегистрированного как бесхозяйное, может быть признано только в судебном порядке.
Обращение в суд органа местного самоуправления о признании права собственность на бесхозяйный объект является субъективным правом и понуждение к реализации субъективного права не предусмотрено нормами действующего законодательства.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по истечении года с момента постановки на учет в установленном законом порядке имущества как бесхозяйного, в обязательном порядке обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на него.
Таким образом, каких-либо действенных мер, направленных по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда, расположенное на территории муниципального образования Шалинский сельсовет, до настоящего времени не принято.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования в этой части подлежат удовлетворению по изложенным в решении основаниям.
Правовых оснований для возложения обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда на администрацию <адрес> не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда – удовлетворить.
Возложить на администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края обязанность по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда, расположенного по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд Красноярского края в течение 30 дней с момента вынесения судебного решения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий С.В. Тыченко