Именем Российской Федерации
город Воркута Республики Коми 22 января 2013 года
Воркутинский городской суд Республики Коми РФ
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Муравьевой Е.М.,
представителя истца Корнюхиной З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Н.П. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми, о включении периодов в специальный стаж, перерасчёте пенсии, взыскании недоплаты, индексации, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчикам о включении в специальный стаж работы по Списку № 1, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 1 п1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ периода военной службы с 14.04.1982 года по 19.09.1984 года в двойном размере, и периодов 01.10.1980 года по 06.10.1980 года, с 15.09.1984 года по 19.09.1984 года, с 08.08.1985 года по 09.08.1985 года, с 02.08.1990 года по 03.08.1990 года, с 11.11.1991 года по 13.11.1991 года, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента ... с 17.01.2006 года, выплатить недоплату за период с учётом индексации, взыскании судебных расходов в размере ... рублей.
В обоснование требований истец указал, что является получателем трудовой пенсии с 17.012006 года в соответствии с со ст.27 п.1 подп.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Истец считает, что ответчиком неправомерно исключены из специального стажа работы по Списку № 1 период военной службы и периоды предварительного обучения ТО. С учетом включения оспариваемых периодов его специальный стаж по Списку № 1 составит более 22 лет, что соответствует стажевому коэффициенту ....
Истец, извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть без его участия.
Представитель истца поддержала заявленные требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Воркуте в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени судебного заседания извещен, о чем имеется расписка.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
При разрешении спора установлено, что истец с ... является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Из пенсионного дела следует, что на 01.01.2002 года стаж истца для определения пенсионного капитала составляет: общий трудовой - ..., по Списку ...
Из материалов пенсионного дела следует, что при назначении пенсии истцу установлен стажевый коэффициент по общему стажу 0,55.
Решением Воркутинского городского суда от ... на ГУ УПФ в г.Воркуте возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии М.Н.П. с ... с учётом стажевого коэффициента ..., исчисленного из продолжительности специального стажа. Взыскана недоплата с учётом индексации.
В период прохождения производственной практики в качестве подземного электрослесаря на "обезличено"» с 01.10.1980 года по 05.06.1981 года, истец проходил техминимум с 01.10.1980 года по 06.10.1980 года, что подтверждается архивной справкой от 27.12.2005 года № 7781-05/05 имеющейся в пенсионном деле..
Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающей занятость на льготной работе справки от 18.01.2006 года № б/н, следует, что за период работы истца на «шахте Воркутинская» с 15.09.1984 года по 21.03.1991 года и с 11.11.1991 года по день выдачи справки, в качестве горнорабочего подземного, электрослесаря подземного, машиниста горных выемочных машин, истец проходил техминимум: с 15.09.1984 года по 19.09.1984 года, с 08.08.1985 года по 09.08.1985 года, с 02.08.1990 года по 03.08.1990 года, с 11.11.1991 года по 13.11.1991 года.
Из таблицы трудовой деятельности истца, имеющейся в пенсионном деле, следует, что основные периоды работы истца с 01.10.1980 года по 05.06.1981 года, с 08.06.1981 года по 05.04.1982 года и с 15.09.1984 года по 31.12.2006 года учтёны ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1, однако оспариваемые периоды предварительного обучения ТО с 14.04.1982 года по 19.09.1984 года в двойном размере, и периодов 01.10.1980 года по 06.10.1980 года, с 15.09.1984 года по 19.09.1984 года, с 08.08.1985 года по 09.08.1985 года, с 02.08.1990 года по 03.08.1990 года, с 11.11.1991 года по 13.11.1991 года, отражены как «учеба» и не включены ни в общий, ни в специальный стаж истца.
Период прохождения военной службы с 10.11.1981 года по 15.12.1984 года, также не учтён в специальный стаж.
В соответствии с § 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972 г., утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 г.: «Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, -10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах -1 день».
Согласно ст. ст. 27, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что для прохождения техминимума истец направлялся работодателем на учебу в связи с его профессиональной деятельностью, без указанного обучения истец не мог быть допущен к работе, в указанный период за истцом сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в Пенсионный фонд, периоды прохождения техминимумов подлежат включению в специальный стаж работы истца по Списку № 1.
Аналогично, по мнению суда, подлежит разрешению вопрос о включении в специальный стаж истца периода обучения на курсах по внезапным выбросам, учёбы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в учебно-курсовом комбинате. Поскольку обучение на курсах обусловлено направлением работодателя, на период обучения за истцом сохранялось рабочее место, за ним сохранялась заработная плата по профессии, суд считает, что требование истца о включении в специальный стаж периодов, учёбы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в УКК, подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд считает, что периоды технического инструктажа, обучения на курсах с отрывом от производства: с 01.10.1980 года по 06.10.1980 года, с 15.09.1984 года по 19.09.1984 года, с 08.08.1985 года по 09.08.1985 года, с 02.08.1990 года по 03.08.1990 года, с 11.11.1991 года по 13.11.1991 года подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1.
Продолжительность периодов предварительного обучения ТО, подлежащих включению в специальный стаж составляет: 18 дней.
При рассмотрении требования о включении периода военной службы в двойном размере в специальный стаж, суд приходит к следующему.
Из военного билета следует, что истец служил в Вооруженных Силах СССР с 14.04.1982 года по 19.06.1984 года. Согласно таблице трудовой деятельности оспариваемый период военной службы включен ответчиком в общий трудовой стаж.
В период прохождения истцом военной службы действовало Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно подпункту «к» пункта 109 которого, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Следовательно, на период прохождения службы в Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы с вредными условиями труда при определённых условиях.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из трудовой книжки следует, что периоды работы предшествующий и следующей за военной службой включены в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1.
Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав заявителя в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Истец считает, что периоды военной службы по призыву подлежат включению в специальный стаж в двойном размере.
Данные доводы истца суд считает ошибочными, по следующим основаниям.
Период прохождения военной службы по призыву и по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации (Вооружённых Силах СССР) включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, а также пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих».
В силу пунктов 1,3 статьи 10 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, может быть определена по законодательству, действовавшему до 1.01.2002 года.
Также, в соответствии с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
Следовательно, для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы по призыву, учтённый в стаж на соответствующих видах работ, исчисляется в двойном размере в силу ст. 94 Закона "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1.
Проанализировав нормы пенсионного законодательства, устанавливающие порядок оценки пенсионных прав, суд приходит к выводу о том, что учитывая положения пункта 2 статьи 30 ФЗ №173, исчисление периода военной службы по призыву производится в зависимости от выбранного варианта конвертации.
При определении расчётного размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением специального стажа, период военной службы подлежит включению в календарном порядке, поскольку это прямо предусмотрено в указанном подпункте.
Аналогичный порядок исчисления военной службы по призыву в календарном порядке был предусмотрен и действовавшем до 1 января 2002 года законодательством при исчислении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Так, в силу подпункта "б" ст. 7 Закона "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1, при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с настоящей статьей, учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89,90 и пунктом "ж" статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов "а" и "е" статьи 92 Закона.
Исчисление расчётного размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30, аналогичен расчёту пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
При определении расчётного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30, период военной службы по призыву, как это прямо предусмотрено в данной норме, подлежит исчислению в двойном размере, в том числе, когда стажевый коэффициент определяется по специальному стажу, что также было предусмотрено и действовавшему до 1 января 2002 года правилу статьи 16 Закона "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1.
Из материалов пенсионного дела следует, что оценка пенсионных прав истцу произведена по нормам п. 3 ст. 30.
Таким образом, поскольку размер пенсии рассчитан по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж периода военной службы в двойном размере не имеется, поскольку размер пенсии рассчитан по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Поскольку истец заявляет требования о включении периода службы в вооруженных силах в специальный стаж в двойном размере, которые судом признаются необоснованными, суд считает, что в удовлетворении исковых требований о включении периода военной службы в специальный стаж, в двойном размере, надлежит отказать.
С учетом периодов, прохождения ТО, курсов специальный стаж истца составит: ... (учтенный ответчиком) + ... = .... Стажевый коэффициент по специальному стажу, принимая за внимание требуемый 10 лет, составляет ....
Из материалов пенсионного дела следует, что в период с ... по настоящее время размер пенсии был рассчитан с применением стажевого коэффициента ..., на основании решения суда, в связи с чем, требования истца о взыскании недоплаты пенсии за периоды с 17.01.2006 года по 31.12.2012 года удовлетворению не подлежат.
Согласно квитанции ... от ... истцом оплачено ИП "обезличено" ... рублей за услуги по составлению расчёта пенсии, искового заявления, представительство интересов в суде.
Принимая во внимание степень сложности дела, объём оказанных истцу услуг по составлению искового заявления, а также то, что требования удовлетворены частично, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца согласно ст.98 ч.1, ст. 100 ГПК РФ расходы в полном объёме в размере ... с ответчика.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми зачесть М.Н.П. периоды технического инструктажа, с 01.10.1980 года по 06.10.1980 года, с 15.09.1984 года по 19.09.1984 года, с 08.08.1985 года по 09.08.1985 года, с 02.08.1990 года по 03.08.1990 года, с 11.11.1991 года по 13.11.1991 года, в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть М.Н.П. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.04.1982 года по 19.09.1984 года в двойном размере в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, установить с 17.01.2006 года и бессрочно стажевый коэффициент ..., рассчитанный по специальному стажу и выплатить недоплату пенсии за период с 17.01.2006 года по 31.12.2012 года с учетом индексации на индексы потребительских цен, установленных в Республике Коми, отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми в пользу М.Н.П. судебные расходы в размере ... рублей.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 200 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.Ю. Солодилова