Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-24580/2016 от 01.09.2016

Судья Елизарова М.Ю. Дело № 33а-24580/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Чугуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 октября 2016 года апелляционную жалобу Горохова С. В. на решение Московского областного суда от 5 июля 2016 года по делу по административному иску Горохова С. В. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконными действий, возложении обязанности по исключению и по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения представителя Горохова С.В. – Феофанова К.А.,

установила:

Горохов С.В. 18 февраля 2016 года обратился в Московский областной суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, устранении технической ошибки.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат два земельных участка: с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенные в Серебряно-Прудском районе Московской области, которые были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Сведения о данных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 5 августа 2013 года.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с кадастрового учета 20 февраля 2014 года в связи с разделом.

Принадлежащие административному истцу земельные участки не были внесены в перечень земельных участков, в отношении которых проведены работы по государственной кадастровой оценке земель по состоянию на 1 января 2013 года, и их кадастровая стоимость установлена не была.

Как следует из кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена по состоянию на 1 ноября 2013 года, 1 января 2014 года и 1 января 2015 года, исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402,59 рублей, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года <данные изъяты> «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области».

По мнению административного истца, после утверждения результатов государственной кадастровой оценки распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года <данные изъяты> кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков подлежала определению заново, с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, то есть с <данные изъяты>, исходя из расчета удельного показателя преобразуемого участка с кадастровым номером <данные изъяты> равного <данные изъяты> рубля. Однако кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> исчислена из удельного показателя, утвержденного распоряжением <данные изъяты> лишь 6 августа 2015 года, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Тогда же сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

Административный истец полагает, что невнесение филиалом ФГБУ «ФКП Россреестра» по Московской области в 10-тидневный срок предусмотренных законом сведений о новой кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основании распоряжения <данные изъяты> по состоянию на 5 августа 2013 года, свидетельствует о наличии кадастровой ошибки, повлекшей уплату земельного налога в повышенном размере.

На основании изложенного административный истец просил признать недостоверными архивные сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> исчисленной из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года <данные изъяты>; определить кадастровую стоимость названных земельных участков из расчета среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рубля, утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года <данные изъяты>; внести в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с даты внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости, то есть с 8 августа 2013 года, аннулировав имеющиеся там недостоверные архивные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка; внести в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с даты внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости, то есть с 8 августа 2013 года по 6 августа 2015 года, аннулировав имеющиеся там недостоверные архивные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка (л.д. 3-9). В последующем представитель истца также просил исправить техническую ошибку в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 34-39).

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Феофанов К.А. уточнил заявленные требования, просил признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, исчисленной из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года <данные изъяты>; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> с 5 августа 2013 года; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> из расчета среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости <данные изъяты> рубля, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года <данные изъяты>, с 5 августа 2013 года.

Представитель административного ответчика - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области - Ластовская М.Е. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 136-138).

Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Московской области – Парамзин А.В. с иском также не согласился.

Решением Московского областного суда от 5 июля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Горохова С.В. отказано.

В апелляционной жалобе Горохов С.В. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Горохов С.В., представители филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя Горохова С.В. – Феофанова К.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

В силу статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Из материалов дела усматривается, что административному истцу Горохову С.В. принадлежат на праве собственности два земельных участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенные в Серебряно-Прудском районе Московской области.

Данные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Сведения о вновь образованных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 5 августа 2013 года (решение № МО-13/РКФ-362333).

На момент образования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на территории Московской области действовали результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года <данные изъяты> «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» (далее - распоряжение <данные изъяты>-РМ).

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> рассчитана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области при их постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года <данные изъяты>, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, утвержденного распоряжением <данные изъяты>-РМ.

Вновь образованные земельные участки административного истца не были внесены в перечень земельных участков, в отношении которых проведены работы по государственной кадастровой оценке земель по состоянию на 1 января 2013 года, в связи с чем их кадастровая стоимость не была установлена.

Результаты очередной государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) Московской области утверждены распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года <данные изъяты>-РМ (далее – распоряжение <данные изъяты>-РМ), внесены в ГКН 6 декабря 2013 года и подлежат применению с 1 января 2014 года.

В соответствии с положениями статей 24.11-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года <данные изъяты>, в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Гороховым С.В. требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расчет кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на момент внесения в ГКН 5 августа 2013 года сведений о них правомерно произведен филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты>, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для дачного строительства, утвержденного распоряжением <данные изъяты>-РМ. Оснований для исчисления кадастровой стоимости на момент образования указанных участков в соответствии с распоряжением <данные изъяты>-РМ у административного ответчика не имелось, поскольку распоряжение <данные изъяты>-РМ действует на территории Московской области с 26 ноября 2013 года.

В результате проведения на территории Московской области работ по актуализации результатов кадастровой оценки земель в соответствии с положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области 6 августа 2015 года произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенных для дачного строительства, утвержденного распоряжением <данные изъяты>-РМ. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ГКН 6 августа 2015 года по состоянию на 1 января 2013 года.

При обращении административного истца филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области была обнаружена и устранена кадастровая ошибка, а именно: дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, изменена в ГКН с 1 января 2013 года на 5 августа 2013 года (дата внесения сведений о вновь образованном объекте недвижимости).

Действующая на момент рассмотрения дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей рассчитана по состоянию на 5 августа 2013 года, то есть на момент внесения сведений о вновь образованном земельном участке.

Учитывая, что действующим законодательством не определен срок для осуществления органом кадастрового учета действий по актуализации результатов кадастровой оценки земель Московской области, суд не усмотрел бездействия со стороны филиала.

В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> судом установлено, что данный участок снят с кадастрового учета 20 февраля 2014 года, право собственности истца на него прекращено 31 января 2014 года.

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42, сведениям ГКН о вышеуказанном земельном участке присвоен статус «архивный».

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 7 Закона о кадастре определен перечень подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, к которым пунктами 11 и 24 части 2 отнесены сведения о кадастровой стоимости и прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, с момента снятия земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с государственного кадастрового учета данный земельный участок перестал быть объектом недвижимости, следовательно, у филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области не имеется законных оснований для осуществления действий по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На момент обращения с настоящим административным иском (18 февраля 2016 года) право на применение результатов кадастровой стоимости у административного истца не сохранилось.

Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» пункт 1 статьи 391 НК РФ дополнен абзацами 4, 5 и 6, которые ввели ряд новых правил в порядок определения налоговой базы по земельному налогу.

Согласно абз. четвертому пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 НК РФ.

Таким образом, если изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости в течение года, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

Абзац 5 пункта 1 указанной статьи ввел новое правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Судом на момент рассмотрения дела не установлено наличие технической ошибки при внесении органом кадастрового учета в ГКН сведений об актуальной стоимости земельного участка административного истца.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы Горохова С.В. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского областного суда от 5 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горохова С. В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-24580/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Горохов С.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
03.10.2016Судебное заседание
21.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее