Дело №2-311/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.
при секретаре Блитовой С.В. с участием ответчика и его представителя, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края к Чухниной Виктории Александровне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и неустойки по договору,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с Чухниной В.А.денежные средства в размере 877 796 рублей и пени в размере 154 857 рублей 80 копеек.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июня 2015 года № 493 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» <ДД.ММ.ГГГГ> стороны заключили договор <№> на предоставление единовременной компенсационной выплаты на сумму 1 000 000 рублей. Договором предусмотрена обязанность медицинского работника работать в течение 5 (пяти) лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду. <ДД.ММ.ГГГГ> Чухнина В.А. прекратила осуществление трудовой деятельности в <данные изъяты> на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. В нарушение условий договора ответчик не исполняет обязательств по перечислению суммы единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному работником периоду.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направив в суд заявление об изменении исковых требований, в котором просит взыскать с ответчика часть единовременной компенсационной выплаты в сумме 877 796 рублей и неустойку в размере 205 674 рубля 90 копеек, всего 1 083 470 рублей 90 копеек.
Чухнина В.А. при поддержке своего представителя Дроздовой С.Ф. просила в удовлетворении иска отказать, предъявив к Министерству здравоохранения Краснодарского края встречный иск.
В своем иске Чухнина В.А. просит внести изменения в п.2.1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, вместо <данные изъяты> указать <данные изъяты>.
Заслушав объяснения ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что основной иск подлежит удовлетворению, а встречный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из представленных документов видно, что <ДД.ММ.ГГГГ> <данные изъяты> и Чухнина В.А. заключили трудовой договор.
<ДД.ММ.ГГГГ> в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июня 2015 года № 493 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» стороны заключили договор <№> на предоставление единовременной компенсационной выплаты на сумму 1 000 000 рублей.
Пунктом 2.1 договора от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> предусмотрена обязанность медицинского работника работать в течение 5 (пяти) лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, заключенным с <данные изъяты>.
Согласно п. 2.3 указанного договора, в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
<ДД.ММ.ГГГГ> платежным поручением <№>.истец перечислил ответчику 1 000 000 рублей.
<ДД.ММ.ГГГГ> ответчик прекратила осуществление трудовой деятельности в <данные изъяты>, что подтверждается приказом о прекращении трудового договора с работником от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.
Количество отработанных ответчиком дней составляет 223.
Часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанная с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, составляет 877 796 рублей.
<ДД.ММ.ГГГГ> ответчик получила письмо с требованием о перечислении в доход краевого бюджета части 877 796 рублей.
До настоящего времени денежные средства в доход краевого бюджета в виде части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, истец не перечислила.
Согласно п. 4.2 договора от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, в случае нарушения медицинским работником сроков возврата части единовременных компенсационных выплат, указанных в пункте 2.3 настоящего договора, с него взыскивается пеня в размере 1/300 от действующей на этот момент ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, исчисленная из суммы невозвращенных денежных средств за каждый день просрочки».
В соответствии с указанием Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-у «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Срок по возмещению денежных средств истек 25 августа 2016 года. Период просрочки по состоянию на 18 февраля 2019 года составил 907 дней.
Размер пени за указанный период в сумме 205 674 рубля 90 копеек рассчитан истцом верно.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика части единовременной компенсационной выплаты в размере 877 796 рублей и неустойки 205 674 рубля 90 копеек следует признать обоснованными.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (п. 1 ст. 451 ГК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 451 ГК РФ, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В обоснование требования об изменении условий договора Чухнина В.А. не приводит конкретных доводов о существенном их нарушении со стороны Министерства здравоохранения Краснодарского края, либо таком изменении обстоятельств, которое применительно к положениям ст. 451 ГК РФ, повлекло для нее значительный ущерб и она лишилась того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора.
Исходя из этого суд пришел к заключению об отсутствии оснований для изменения условий договора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Министерства здравоохранения Краснодарского края удовлетворить полностью, взыскать в его пользу с Чухниной Виктории Александровны часть единовременной компенсационной выплаты в сумме 877 796 рублей и неустойку в размере 205 674 рубля 90 копеек, всего 1 083 470 (один миллион восемьдесят три тысячи четыреста семьдесят) рублей 90 копеек.
В удовлетворении встречного иска Чухниной Виктории Александровны к Министерству здравоохранения Краснодарского края о внесении изменений в п.2.1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.Н. Литвинов