Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9408/2010 от 08.10.2010

№2-9408/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кузьминой А.В.

при секретаре Олейник Е.А.,

с участием прокурора Колосова И.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации городского округа Краснознаменск Московской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону,

УСТАНОВИЛ:

 Администрация г.о. Краснознаменск МО обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействующим решения Совета депутатов г.о. Краснознаменск МО от 23.03.2010г. №115/6 об утверждении «Порядка назначения на должность и снятия с должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений г.о. Краснознаменск МО» и самого «Порядка назначения на должность и снятия с должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений г.о. Краснознаменск МО». В обоснование своих требований указали, что, по мнению заявителя, указанный порядок принят в нарушение норм действующего законодательства. Порядок, принятый Советом депутатов, определяет порядок назначения на должность на конкурсной основе, а в состав комиссии включаются представители от Совета депутатов не менее ? от общего числа членов комиссии. Совет депутатов не наделен правом осуществления функции собственника имущества. Фактически данным Порядком функция по назначению на должность руководителя организации ставится в зависимость от выраженного мнения представителей Совета депутатов, что является нарушением федерального законодательства. Оспариваемым Порядок предусмотрено освобождение руководителей муниципальных предприятий (учреждений) от должности в связи с принятием Советом депутатов решения о выражении руководителю недоверия в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им законодательства РФ, что противоречит трудовому законодательству и нарушает компетенцию администрации города. В связи с указанными обстоятельствами обратились с заявлением в суд.

В судебном заседании представитель заявителя - администрации г.о. Краснознаменск по доверенности Худякова С.А. на заявлении настаивала с учетом уточнений в соответствии с изложенными в нем обстоятельствами, просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – Совета депутатов г.о. Краснознаменск Мо по доверенности Ахметова Э.Р. с заявлением не согласилась, поддержала ранее представленные письменные возражения, в которых, в частности, указали, что обжалуемое решение Совета депутатов принято в соответствии с федеральным законодательством и Уставом г.о. Краснознаменск МО. Представительный орган(Совет депутатов) выполняет более важную стратегическую функцию. Перечень полномочий представительного органа муниципального образования в ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не является исчерпывающим и может быть расширен Уставом муниципального образования. В соответствии с п.п.18 п.1 ст.25 Устава г.о. Краснознаменск, в исключительной компетенции Совета депутатов находится определение порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Совет депутатов принял решение об утверждении Порядка назначения на должность и снятия с должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений г.о. Краснознаменск, а руководитель администрации на основании п.4 ст.66 Устава и установленным Советом депутатов Порядком своим распоряжением назначает либо освобождает от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Сам порядок назначения на должность и освобождения от должности относится к компетенции представительного органа, то есть Совета депутатов. Ни компетенция, ни права администрации оспариваемым решением не нарушены, просили в удовлетворении требований отказатьл.д.98-100).

Выслушав пояснения представителей сторон, прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению в части, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

23.03.2010г. Советом депутатов г.о. Краснознаменск МО было принято оспариваемое решение «Об утверждении Порядка назначения на должность и снятия с должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений г.о. Краснознаменск МО»л.д.7,9,80).

Указанное Решение было опубликовано 08.04.10г. в газете «Новости Краснознаменск» №14(77)л.д.79).

Согласно п.1 ст.8 ФЗ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Согласно ст.2 указанного ФЗ №161-ФЗ, от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.4 ст.42 Устава г.Краснознаменск, администрация г.о. Краснознаменск управляет и распоряжается собственностью городского округа.

В соответствии с п.4 ст.66 Устава руководитель администрации городского округа утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, не реже 1 раза в год заслушивает отчеты об их деятельности

В силу п.п.6 п.10 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ 10. в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно п.п.11 п.10 ст.35 указанного ФЗ, иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Также установлено, что Решением Совета депутатов от 23.06.10г. №114/6 утвержден «Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений г.о. Краснознаменск», согласно п.1.2.4 которого собственник имущества – это муниципальное образование г.о. Краснознаменск МО в лице администрации городского округа; согласно п.1.2.5 учредитель – это муниципальное образование г.о. Краснознаменск МО в лице администрации городского округа.

Согласно п.1, 7 ст.20 вышеуказанного ФЗ №161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:  принимает решение о создании унитарного предприятия; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

Согласно п.1 ст.21 указанного ФЗ №161-ФЗ, руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Согласно утвержденного оспариваемым Решением Порядка, назначение на должность руководителей муниципальных предприятий или учреждений производится на конкурсной основе. П.2.5 установлено, что в состав комиссии включаются представители Совета депутатов по согласованию численностью не менее ? от общего числа членов комиссии, зам. Председателя комиссии назначается депутат Совета депутатов. П.3.1.2. Порядка определено, что освобождение руководителей от должности производится в связи с принятием Советом депутатов решения о выражении руководителю недоверия в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им законодательства РФ, Указов Президента РФ, законодательных актов МО, решений Совета депутатов по итогам заслушивания руководителя.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из вышеприведенных норм действующего законодательства и Устава г.о. Краснознаменск, полномочия по назначению на должность и освобождению от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений относится к компетенции главы г.о.Краснознаменск. ни действующим законодательством, ни Уставом г.о. Краснознаменск не предусмотрено право представительного органа власти – Совета депутатов на участие в избрании указанных руководителей на должность и их освобождении от должности.

Законодательно определено лишь право Совета депутатов на определение и разработку Порядка избрания на должность и освобождения на должность руководителей муниципальных предприятий и учреждений. По мнению суда, участие Совета депутатов в принятии данных решений существенно ущемляет компетенцию и функции главы администрации г.о. Краснознаменск и фактически подменяет их, что, по мнению суда, недопустимо.

Кроме того, утвержденные оспариваемым решением Порядок противоречит и нормам трудового законодательства, в частности, ст.ст.19, 81, 274 ТК РФ, поскольку основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя определены в законе и органы местного самоуправления не вправе устанавливать иных оснований, в том числе в виде выражения недоверия, что противоречит как Трудовому кодексу РФ, так и Конституции РФ.

Поскольку основополагающие пункты оспариваемого Порядка (п.1.3.1, 2.5, 3.1) явно противоречат действующему законодательству, а иные пункты оспариваемого Порядка теряют как правовой, так и практический смысл, суд полагает, что оспариваемый Порядок подлежит отмене полностью. При этом суд учитывает, что несмотря на то, что у Совета депутата г.о. Краснознаменска и имеется право на утверждение такого Порядка, однако сам Порядок и положения, в нем установленные должны строго соответствовать как действующему законодательству, так и Уставу г.о. Краснознаменск.

Суд не может согласиться с возражениями ответчика, поскольку они направлены на иную оценку изложенных заявителем обстоятельств и иное трактование действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 194-199, 252-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующим решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 23 марта 2010 года №115/6 об утверждении «Порядка назначения на должность и снятия с должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области» полностью со дня его опубликования и отменить утвержденный им «Порядок назначения на должность и снятия с должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений городского округа Краснознаменск Московской области».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

         Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2010 года

2-9408/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г/о Краснознаменск МО
Другие
Совет депутатов г/о Краснознаменск МО
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Кузьмина Арина Викторовна
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
08.10.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.10.2010Передача материалов судье
12.10.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2010Судебное заседание
22.11.2010Судебное заседание
29.11.2010Судебное заседание
17.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2013Дело оформлено
18.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее