Дело №2-627/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года г.Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хрипкова А.И.,
с участием: истца – Керус И.Б.,
представителя истца – Шевченко И.В., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя ответчика – ГУ УПФР по г.Невинномысску (межрайонное) – Гурнаковой М.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
при секретаре Васильеовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Керус Ирины Борисовны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании деятельности педагогической, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, об оспаривании отказа в назначении пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии и возложении обязанности по назначению пенсии с момента возникновения права на нее,
УСТАНОВИЛ:
Керус И.Б. обратилась в Невинномысский городской суд СК с иском к ГУ – УПФР по г.Невинномысску (межрайонное) о признании периода ее работы в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, об оспаривании отказа во включении в трудовой стаж указанного периода работы, о признании за ней право на назначение досрочной стразовой пенсии по основанию пп.19 п.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» и о возложении на ответчика обязанности назначить ей указанную пенсию с 17.11.2016г.
В обоснование заявленных требований истица указала, что 17.11.2016г. она обратилась в ГУ УПФР по г.Невинномысску с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в связи с 25-летием педагогической деятельности. Однако, решением от 06.03.2017г. ей было отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, так как по мнению ответчика, ее педагогический стаж в учреждениях для детей составил 23 года 01 месяц 12 дней. При подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 (Список №781) не был включен в педагогический стаж период работы в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты>» с 17.09.1992г. по 29.08.1994г., так как не подтверждена работа в объеме на одну ставку.
С данным решением истица не согласна, поскольку согласно записи № в ее трудовой книжке, и архивным справкам администрации Кочубеевского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. она работала музыкальным руководителем детского сада, получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Согласно ст.66 Трудового Кодекса РФ и п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности. При этом, ответчиком не учтены требования п.1 ст.11 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. кроме того, в соответствии со ст.30 названного Закона, основным условием назначения досрочной пенсии является именно педагогическая деятельность, которую Керус И.Б. осуществляла в указанный период времени в образовательном учреждении.
Также, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список №781 и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые предусматривают должность «музыкальный руководитель» и наименование учреждения «детский сад».
Согласно п.4 названных Правил, периоды выполнявшейся до 01.09.2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Из чего, по мнению истца, следует, что период ее работы в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты> с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Как указывает истица, заявление о назначении пенсии она подала 17.11.2016г., тем самым выразив желание получать досрочную трудовую пенсию, ее педагогический стаж составлял 25 лет, и был достаточен для назначении досрочной страховой пенсии, в том числе 23 года 01 месяц 12 дней – педагогический стаж в неоспариваемой части, и 01 год 11 месяцев 13 дней – работа в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. Исходя из п.1 ст.21 и п.1 ст.22 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истица полагает, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у нее на момент обращения – 17.11.2016г.
На основании указанных доводов, просила суд: признать педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по п.19 п.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992г. по 29.08.1994г.; признать незаконным отказ ГУ УПФР по г.Невинномысску в назначении ей пенсии и возложить на ответчика обязанность включить в стаж ее работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды работы в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992г. по 29.08.1994г.; и признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пп.19 п.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» и возложить на ответчика обязанность назначить ей указанную пенсию с даты возникновения права на нее – с 17.11.2016г.
В судебном заседании истица Керус И.Б. и ее представитель – Шевченко И.В., заявленные требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ГУ УПФР по г.Невинномысску (межрайонное) – Гурнакова М.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.73-76), согласно которым в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с Порядком, подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. №258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом РФ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, спорный период работы истца с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. должен быть подтвержден на основании документов, выданных работодателем либо компетентным муниципальным или государственным органами.
Истица просит признать педагогической деятельностью, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и включить в специальный стаж период работы с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты> Однако, п.5 Правил №781 предусмотрено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п.1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в п.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
В соответствии с требованиями Закона, в специальный стаж истца не был включен период ее работы с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты>», так как не подтверждена работа в объеме на 1,0 ставку.
Полагает, что ссылка истца на требования п.4 Правил №781 в отношении периода работы в должности музыкального руководителя не применима, так как именно в отношении этой должности законодателем предусмотрены специальные требования норме отработанного времени, что обусловлено спецификой самой должности и организации учебно-воспитательного процесса в детском саду.
В пенсионном деле истца отсутствуют документы, на основании которых возможно сделать вывод о работе на полную ставку. На запрос УПФ поступила архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ., в которой также отсутствуют сведения о размере занимаемой истцом ставки.
ГУ УПФР имеет возможность самостоятельно по косвенным документам принять решение о включении периода работы в специальный (педагогический) стаж. Например, при отсутствии справки (иного документа) о работе на ставку за период с 01.09.1994г. по 10.11.1994г. Управлением принято решение о включении в льготный стаж вышеуказанного периода на основании архивной справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку из данного документа можно сделать вывод о том, что заработок за сентябрь составил столько же, сколько и за полный отработанный месяц октябрь и пропорционально меньше за ноябрь. Однако, об оспариваемом периоде нет возможности сделать подобный вывод, так как размер заработной платы истца не позволяет сделать однозначного вывода о том, в каком месяце отработана ставка, а в каком – не отработана.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Правила, утвержденные данным документом, применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30 и 31 Закона РФ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. №665.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе и в льготном исчислении), включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. В стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшемся до 06.10.1992г. при этом указанные периоды засчитываются в специальный стаж в календарном порядке. Периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и другие периоды, не связанные с выполнением трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, не оговоренные в Правилах №516 и Правилах №781, не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ. Эти периоды учитываются в общий страховой стаж.
При варианте подсчета страхового стажа по действующему в настоящее время Списку №781, с учетом Правил №781 и Постановления №516, а также Постановления №665, по представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета в стаж педагогической деятельности засчитан ряд периодов работы Керус И.Б., отраженный в решении УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на дату обращения за назначением пенсии – 17.11.2016г., стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, составил 23 года 01 месяц 12 дней, что не достаточно для назначения пенсии.
Вместе с тем, как указано представителем ответчика, ч.3 и ч.4 ст.30 Закона РФ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств и профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
За периоды работы граждан: до 01.01.1992г. – Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397; а до 30.10.1999г. – Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463; после 01.11.1999г. – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067. Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002г. производится в соответствии со Списком №781 и Правилами №781.
Таким образом, как полагает сторона ответчика, в случае исчисления стажа педагогической деятельности Керус И.Б. с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения ею работы, положения №1397, наряду с вышеперечисленными могут быть засчитаны периоды работы с 1.11.1989г. по 16.09.1992г. в должности музыкального руководителя в детском саду <данные изъяты>» был включен не полностью при варианте подсчета по Списку №781); а с 17.09.1992г. по 30.09.1993г. в должности руководителя в детском саду <данные изъяты>», так как требование о работе на полную ставку Положением №1397 для таких должностей не предъявлялось. В этом случае стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ №400-ФЗ по состоянию на 17.11.2016г. составляет 23 года 00 месяцев 05 дней, при требуемых 25-ти, что также не дает права на досрочное пенсионное обеспечения. Указанный вывод также отражен в решении об отказе в досрочном назначении пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, в том числе и документы, содержащиеся в пенсионном деле Керус И.Б., оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком. Ст.7 названного Закона предусмотрено право на трудовую пенсию для женщин, достигших возраста 55-ти лет.
Однако, п.19 ч.1 ст.27 названного Закона, право на досрочное получение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по указанному основанию предусмотрено и п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст.30 Закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ, согласно ч.2 ст.30 названного Закона.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Закона, согласно положениям его ч.3 ст.30, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ, как это предусмотрено ч.4 его ст.30, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст.30 названного Закона, Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и организаций (учреждений), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на пенсионное обеспечение».
В соответствии с пп. «м» п.1 названного Постановления, при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пу.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Керус И.Б. обратилась в ГУ УПФР по г.Невинномысску (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФР по г.Невинномысску (Межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении данной пенсии истице отказано (л.д.9-14, 27-32), ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Как следует из оспариваемого решения пенсионного органа, не включение Керус И.Б. в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с 17.09.1992г. по 30.08.1994г. в должности музыкального работника (музыкального руководителя) детского сада <данные изъяты>» мотивировано тем, что периоды работы в должности музыкального руководителя в образовательных учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада) независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из справки, выданной администрацией Кочубеевского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ. №, не усматривается, что истица работала в образовательном учреждении для детей, а также выполняла норму педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Вместе с тем, действительно, в настоящее время право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях определяется в соответствии с пп.19 ч.1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ», а также с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях и Правил исчисления периодов такой работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
Однако ранее действовавшее законодательство, в частности ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», а также Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, не содержало требований о том, чтобы педагогическая деятельность гарантировалась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненного и формы собственности.
Из справки администрации Кочубеевского района СК от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7, 43) следует, что Керус (Касьянова) И.Б. приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № принята на работу временно на 12 месяцев музыкальным руководителем детского сада <данные изъяты> с 17.09.1992г., а приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. уволена с указанной должности по собственному желанию. Аналогичные сведения отражены и в трудовой книжке истицы серии <данные изъяты> № (л.д.15-19).
Согласно сведениям архивной справки администрации Кочубеевского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.8, 45), составленной на основании архивных документов СП АООТ «Балахоновское» за спорный период времени Керус (Касьянова) И.Б. получала заработную плату, размеры которой приведены в таблице данной справки.
Соответственно, работая музыкальным работником в указанном детском учреждении Керус И.Б. имела все основания предполагать, что время работы в данном учреждении будет зачислено в ее стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г.
За период работы до 01.11.1999г. право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью определяется на основании ст.80 данного Закона (с последующими изменениями и дополнениями) и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении №11-П от 03.06.2004г. по делу о проверке конституционности положений пп.10, 11 п.1 ст.28, п. п.1 и 2 ст.31 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших, в том числе педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в п.п.10, 11, 12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Если стаж работы педагогического работника приходится на период до 01.11.1999г., применяется Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №463, которым должность музыкального руководителя предусмотрена не была, было предусмотрено только наименование учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Занимаемая Керус И.Б. должность – музыкальный руководитель детского сада – включена в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях» и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.
Между тем, в Перечне учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», имелась должность воспитателя, а также руководителя-воспитателя детского сада.
Разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960г. №19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям в детских садах следует назначать как воспитателям и руководителям-воспитателям.
В связи с этим, если стаж работы педагогического работника приходится на период до 01.11.1999г., подлежит применению Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №463. Если работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, выполнялась до 01.09.2000г., то данный период засчитывается в стаж независимо от выполнения работником норм рабочего времени в этот период. Если же после 01.09.2000г. - то только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с п.11 раздела 3 «Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии», Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. №17/-19пб, на территориальный орган Пенсионного фонда РФ возложена обязанность истребования от юридических лиц документов, необходимых для назначения пенсии.
В соответствии с изложенным сомнения в данных, изложенных в справках и других документах требуемых для назначения пенсии, не являются основанием к отказу во включении определенного периода работы заявительницы в стаж, а обязывают органы Пенсионного Фонда РФ истребовать подтверждение изложенных в документе сведений.
Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении иска в части включения в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы Керус И.Б. с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. в должности музыкального работника (музыкального руководителя) детского сада <данные изъяты> СП АООТ «Балахоновское», и данный период подлежит включению в специальный стаж истца.
В соответствии с п.1 ст.21 и п.1 ст.22 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из материалов дела, 17.11.2016г. Керус И.Б. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, тем самым выразив желание получать досрочную трудовую пенсию. В рамках разбирательства данного дела установлено, что на момент обращения за пенсией педагогический стаж истицы составлял 25 лет, и был достаточен для назначении досрочной страховой пенсии, в том числе 23 года 01 месяц 12 дней – педагогический стаж в неоспариваемой части, и 01 год 11 месяцев 13 дней – работа в должности музыкального руководителя детского сада с 17.09.1992г. по 29.08.1994г.
Таким образом, на ГУ УПФР по г.Невинномысску следует также в порядке восстановления нарушенных прав истца возложить обязанность назначить Керус И.Б. пенсию по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения за указанной пенсией, то есть с 17.11.2016г.
При этом, требование истца о признании указанного периода работы в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты> педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях», не подлежит удовлетворению ввиду того, что указанный период подлежит включению в специальный стаж истицы, дающей право на досрочное назначение пенсии, и дополнительного решения о признании указанного периода педагогической деятельностью, дающей право на льготное назначение пенсии, не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4, 7-8, 27-28 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.2, 4, 30 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», ст.ст.8, 12, 56, 67-68, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Керус Ирины Борисовны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании деятельности педагогической, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, об оспаривании отказа в назначении пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии и возложении обязанности по назначению пенсии с момента возникновения права на нее – удовлетворить частично.
Признать отказ Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) в назначении Керус Ирине Борисовне пенсии по старости, изложенный в решении № от ДД.ММ.ГГГГ. в части не включения в страховой стаж периода работы с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты> – незаконным.
Возложить на Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) обязанность включить Керус Ирине Борисовне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. в должности музыкального руководителя детского сада <данные изъяты>
Возложить на Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) обязанность назначить Керус Ирине Борисовне пенсию по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения за указанной пенсией, то есть с 17 ноября 2016 года.
В удовлетворении заявленных исковых требований Керус Ирине Борисовне в части признания периода работы в должности музыкального руководителя детского сада в период с 17.09.1992г. по 29.08.1994г. педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия его судом.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2018 года.
Судья А.И.Хрипков