№2-7370/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Павловой И.М.
при секретаре Дутовой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саркисян Кристины Гарегиновны, Саркисян Гришы Гарегиновича к Территориальному управлению Часцовское Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Саркисян К.Г., Саркисян Г.Г. обратились в суд с вышеназванным иском и в кончателной редакции своих требований просят признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС на условиях социального найма и признании за ними права собственности, по ? доли каждому, в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указали, что ФГУ «Петелинская КЭЧ района» Минобороны РФ на основании договора найма служебного жилого помещения № на семью из четырех человек была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: АДРЕС. В настоящее время в квартире зарегистрированы и постоянно проживают: Антонян Н.С., Саркисян Г.Л., Саркисян Г.Г., Саркисян К.Г. Другого жилья у них не имеется, участия в приватизации ранее не принимали. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности и сведения ЕГРН – жилое помещение не имеет статус служебного жилого помещения. Полагают, что занимаемое ими жилое помещение в специализированный жилищный фонд не включено и не является служебным. Антонян Н.С., Саркисян Г.Л. от участия в приватизации отказались. В связи с указанными обстоятельствами обратились с иском в суд.
Истцы в судебное заседание не явились, о рассмотрении извещены, направили представителей, который уточненные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Территориальное управление Часцовское Администрации Одинцовского городского округа Московской области представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении извещены, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие и вынести решение в соответствии с действующим законодательством, против удовлетворения иска не возражал.
Третьи лица Антонян Н.С., Саркисян Г.Л. в судебное заседание не явились, извещены, в заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие.
В силу ст. ст.12, 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте слушания дела. Суд принял меры к извещению сторон, и, исходя из того, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также сроки рассмотрения гражданских дел, установленных п.1 ст. 154 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителей истцов и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Поскольку в силу ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что 18.08.2010 года ФГУ «Петелинская КЭЧ района» Минобороны РФ на основании договора найма служебного жилого помещения № на семью из четырех человек была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: АДРЕС.
В настоящее время в квартире зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают: Антонян Н.С., Саркисян Г.Л., Саркисян Г.Г., Саркисян К.Г., что подтверждается выпиской из домовой книги, на них открыт лицевой счет.
Иного места жительства не имеют, участия в приватизации ранее не принимали.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности и сведения ЕГРН – жилое помещение не имеет статус служебного жилого помещения.
В соответствии с подп. 68 и 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, полномочия по управлению закрепленным за Минобороны России жилищным фондом, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции Минобороны России, решение о включении жилого помещения из числа жилищного фонда Российской Федерации, закрепленного за Минобороны России, в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда, соответственно, должен принимать Министр обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктом 53 Регламента Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 100, в целях организации исполнения в Министерстве обороны федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, реализации Министерством обороны своих полномочий Министром обороны Российской Федерации, а также иными руководящими должностными лицами Министерства обороны в пределах их полномочий принимаются решения, в том числе даются поручения, а также устные указания руководителям органов военного управления. Следовательно, Министр обороны Российской Федерации имеет право делегировать ряд своих полномочий подчиненным ему руководителям уполномоченных органов Министерства обороны (начальнику Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации с правом передоверия начальникам соответствующих КЭУ округов (КЭЧ районов) по принятию решений о включении жилого помещения из числа жилищного фонда Российской Федерации, закрепленного за Минобороны России, в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений (к служебным жилым помещениям) и исключении жилого помещения из указанного фонда.
Начальником службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации были подписаны указания от 24 апреля 2007 г. N 155/4/694, которыми определен порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда.
Под участниками процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда понимается:
- «заявитель» войсковая часть, обладающая правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления;
- «орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации» - Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации (УРЖП МО РФ).
В случае отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и исключения жилого помещения из указанного фонда, Заявитель представляет на согласование соответствующему начальнику строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, квартирно-эксплуатационного управления военного округа, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации заявление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд (исключении из указанного фонда) Министерства обороны Российской Федерации с копиями документов, предусмотренных пунктом 13 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
После согласования указанное заявление (с копиями документов, предусмотренных пунктом 13 «Правил...», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42) установленным порядком представляется в УРЖП МО РФ для принятия решения.
Решение, утвержденное начальником УРЖП МО РФ, направляется Заявителю и в копии начальнику, согласовавшему заявление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд (исключении из указанного фонда) Министерства обороны Российской Федерации, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Информацию о принятом решении Заявитель направляет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленным порядком.
Из приведенных правовых норм видно, что был нарушен порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений. Полномочий по принятию данного решения не имелось.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. О необходимости провести вышеназванные мероприятия сказано и в п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденного Постановлением Правительства от 26 января 2006 года №42.
Анализ представленных суду доказательств, бесспорно свидетельствует, об отсутствии доказательств о присвоении квартире служебного статуса в установленном законом порядке.
Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 4 указанного Закона служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Указанная позиция отражена в Определении СК по гражданским делам ВС РФ от 14.05.2013 г. № 5-ГК13-18 и Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 07 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21).
Ранее в приватизации жилых помещений истцы участия не принимали.
Антонян Н.С., Саркисян Г.Л. от участия в приватизации отказались.
Как видно из материалов гражданского дела, истцы занимают спорное жилое помещение, ранее в приватизации каких-либо других помещений не участвовали, и в связи с этим спорное жилое помещение может быть ими приватизировано.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что занимаемая квартира находилась в государственной собственности, была закреплена как служебная за Петелинской КЭЧ на праве хозяйственного ведения, после передачи жилого фонда, в том числе и указанной квартиры, в муниципальную собственность квартира утратила статус служебной, к ней должен быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, суд пришел к выводу, что ограничений для приватизации жилого помещения, занимаемого истцами, предусмотренных ст. 4 Закона РФ от 04.07.91г. № 1541- I «О приватизации жилищного фонда в РФ», не имеется.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО основаны на нормах действующего законодательства и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Саркисян Кристины Гарегиновны, Саркисян Гриши Гарегиновича удовлетворить.
Признать за Антонян Нателой Саргси, Саркисяном Гарегином Леваевичем, Саркисяном Гришей Гарегиновичем, Саркисян Кристиной Гарегиновной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС на условиях социального найма.
Признать за Саркисян Кристиной Гарегиновной и Саркисян Гришей Гарегиновичем право собственности по ? доли за каждым на квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 14.10.2019г.
Судья