Гражданское дело № 2-806/2011
Решение
Именем Российской Федерации 14 октября 2011 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Гребенюк М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаркова Геннадия Владимировича к ОУМИ Администрации Енисейского района и Администрации Ярцевского сельского совета Енисейского района о включении имущества в наследственную массу,
установил:
Захарков Г.В. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования следующим: его матери Захарковой Л.В. под строительство жилого дома был выделен земельный участок в <адрес>. Дом был построен при жизни матери, до дня смерти мать проживала в доме длительное время одна. После ее смерти оказалось, что право собственности на дом в установленном порядке не зарегистрировано, хотя земельный участок, на котором расположен дом, Захаркова Л.В. получила в собственность и пользовалась им по назначению. Из-за отсутствия регистрации права собственности на дом он не может включить его в наследственную массу во внесудебном порядке.
Представитель истца Степаненко Д.В. исковые требования поддержал, пояснив, что никаких споров о принадлежности дома умершей Захарковой Л.В. нет, как нет и споров о разделе этого имущества.
Возражений по заявленным требованиям со стороны ОУМИ Енисейского района и Администрации Ярцевского сельского Совета не последовало, нотариус Енисейского округа Мунина Ш.М. и представитель Енисейского отдела УФРС по Красноярскому краю Бекетова А.А. также не возражали против удовлетворения исковых требований, просили рассматривать дело в свое отсутствие.
Уведомлена о времени судебного заседания второй наследник – дочь умершей от первого брака Вензель Е.Н., возражений по заявленным требованиям суду она не предъявила.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимость возникает с момента его государственной регистрации. Обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимость установлена также Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившим в силу с 31 января 1998 года.
Как установлено в судебном заседании наследник имущества, оставшегося после смерти Захарковой Л.В. Захарков Г.В. оказался лишен возможности реализовать свои наследственные права в полном объеме, поскольку право собственности на унаследованное после смерти матери имущество в виде жилого дома при жизни наследодателя действительно не зарегистрировано надлежащим образом. Однако следует учитывать, что каких-либо сроков для регистрации прав на недвижимость законодательством не установлено. Захаркова Л.В. имела возможность в любое время после введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество зарегистрировать свое право на дом, но не смогла его реализовать в связи со смертью.
В соответствии со ст. 6 (п. 1) указанного закона права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу закона, признаются юридически действительными и при отсутствии регистрации, введенной этим законом. Государственная регистрация прав осуществляется по желанию их обладателей.
Оформление государственной регистрации права собственности на недвижимость, возникшего до 31 января 1998 года лишь удостоверяет факт наличия права собственности, но правообразующего значения не имеет.
Захаркова Л.В. пользовалась домом как своим собственным имуществом на протяжении многих лет. Архивной копией решения №54 от 27.08.1984 г. подтверждено, что земельный участок был предоставлен Захарковой Л.В. для строительства жилого дома. Кроме того, ей 30 октября 1992 года был предоставлен в собственность земельный участок, на котором расположен дом. Администрацией села подтверждено, что Захаркова Л.В. до дня смерти проживала в указанном доме. Площадь земельного участка, на котором расположен дом, не совпадает с данными свидетельства о праве собственности на этот участок. Однако Администрацией села суду направлено сообщение о том, что при передаче земли в собственность граждан в 1992 году межевание не производилось, площадь участков, передаваемых в собственность граждан, в документах указывалась со слов землепользователей. Захарковой Л.В. и ее сыну Захаркову Г.В. площадь участка не увеличивалась, они пользовались тем участком, который был предоставлен под застройку дома. При межевании участка, осуществленном по заказу Захаркова Г.В., был произведен его точный обмер. Только этим обстоятельством объясняется расхождение в площади участка по свидетельству о праве собственности и кадастровому паспорту.
По сообщению руководителя ОУМИ Енисейского района Шуляра В.В. данный участок в аренду ни Захарковой Л.В., ни Захаркову Г.В. не передавался, договор об этом не заключался.
При таких обстоятельствах доводы представителя истца о том, что при оформлении кадастрового паспорта земельного участка сведения об аренде участка внесены ошибочно, следует признать обоснованными.
Захарков Г.В. является наследником после смерти матери. Споров в части принадлежности дома Захарковой Л.В. нет. Представленные истцом документы сомнений в части соответствия содержащихся сведений фактическим обстоятельствам у суда не вызывают.
Требования Захаркова Г.В. являются обоснованными, суд считает необходимым их удовлетворить, включить одноэтажный жилой дом №51, расположенный по <адрес> в <адрес>, с общей площадью 27.3 кв. м., в наследственную массу имущества, оставшегося после смерти Захарковой Л.В.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Захаркова Геннадия Владимировича удовлетворить, включить объект незавершенного строительства – одноэтажный жилой <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, с общей площадью 27.3 кв. м, расположенный на земельном участке, площадью в 1418 кв.м, в наследственную массу, оставшуюся после смерти Захарковой Людмилы Владимировны, умершей 14 февраля 2010 года в с. Ярцево Енисейского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок.
Председательствующий Л.А.Борисова