Дело №2а-319/2021
10RS0014-01-2021-000660-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 года пгт Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова А. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Кузнецов А.А. обратился в Пряжинский районный суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее по тексту – Министерство), просит: признать незаконными отказ Министерства в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях проведения аукциона, выраженное в письме от 19.02.2021 № и распоряжение от 23.04.2021 № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; обязать Министерство рассмотреть заявление административного истца и принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Требования истца мотивированы тем, что он обращался в адрес ответчика 22.12.2020 г. и 01.04.2021 г. с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного <данные изъяты> с целью проведения аукциона, в утверждении схемы ему было отказано: письмом от 19.02.2021 № в связи с тем, что д. <данные изъяты> не является населенным пунктом, испрашиваемый участок расположен за пределами границ населенного пункта, что исключает возможность формирование земельного участка для ИЖС; письмом от 18.05.2021 № в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы земельного участка, образуемого на основании распоряжения от 23.04.2021 № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта д. <данные изъяты>, заявление истца об утверждении схемы поступило в адрес Министерства 22.12.2020 и является первым, поданным на предусмотренную схемой территорию, административный истец обратился с указанными требованиями в суд.
Определением судьи от 01.07.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Овсянникова Т. Т., Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель истца Ермолинская Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений, просила обязать ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца, и при отсутствии иных оснований для отказа, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Представители ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представлены возражения на иск, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, от Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия представлены отзывы на иск и ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статей 218, 227 КАС РФ для принятия судом решения о признании действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что
22.12.2020 г. Кузнецов А.А. обратился в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, <данные изъяты> с целью проведения аукциона.
Письмом от 19.02.2021 г. №, Министерство отказало истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта, <адрес> не является населенным пунктом, что исключает возможность формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Также установлено, что 12.03.2021 г. Овсянникова Т.Т. обратилась в Министерство с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности заявителя и земель, государственная собственность на которые не разграничена с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением от 23.04.2021 г. № Министерство утвердило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, <данные изъяты> образованного при перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Овсянниковой Т.Т., площадью <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты>
01.04.2021 г. административный истец повторно обратился с аналогичным заявлением, приложив к нему выкопировку из Генерального плана <данные изъяты> сельского поселения и градостроительный регламент территориальной зоны Ж-1, малоэтажная жилая застройка.
18.05.2021 г. Кузнецову А.А. письмом от № повторно было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В отказе указано, что границы земельного участка, образование которого предусмотрено представленной схемой, пересекают границы земельного участка, образуемого на основании распоряжения Министерства от 23.04.2021 г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Последовательность процедур по проведению аукциона, а также образованию земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц определена в п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, предусмотрена проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не допускается, если такое образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, мало-этажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как следует из представленной истцом в Министерство для утверждения схемы расположения земельного участка, Карты градостроительного зонирования Генерального плана <данные изъяты> сельского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта <данные изъяты>, территориальная зона Ж-1, предусматривающая в основных видах разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
При этом, административный ответчик, отказывая 19.02.2021 г. истцу в утверждении схемы расположения земельного участка по мотиву расположения испрашиваемого земельного участка за пределами границ населенного пункта, и указывая, что д. <данные изъяты> не является населенным пунктом, распоряжением от 23.04.2021 г. № утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: <данные изъяты>., образованного при перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Овсянниковой Т.Т., площадью <данные изъяты> и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты>. При этом, в распоряжении указано, что земельный участок расположен в кадастровом квартале №, территориальная зона – «Ж-1. Малоэтажная жилая застройка». Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – «отдельно стоящие жилые дома с земельными участками». Категория земель – земли населенных пунктов. В последующем, ссылаясь на указанное распоряжение, ответчик повторно отказывает истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на пересечение испрашиваемого земельного участка и границы земельного участка, образуемого на основании распоряжения Министерства от 23.04.2021 г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у Министерства отсутствовали основания для отказа административному истцу в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка по доводам, изложенным в письме от 19.02.2021 г. №
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судом было установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок имеет пересечение с границей земельного участка с кадастровым номером № и частично расположен на землях лесного фонда в границах лесного квартала <данные изъяты>, что подтверждено проведенным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» пространственным анализом, сведениями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и не оспорено административным истцом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством не предусмотрено.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищи, строительства.
Системное толкование действующего законодательства, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для утверждения схемы испрашиваемого истцом земельного участка не имеется, поскольку границы образуемого земельного участка пересекают границы земель лесного фонда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузнецову А. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 20.07.2021 г.