63RS0039-01-2022-002642-73
2а-2299/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 мая 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2299/2022 по административному исковому заявлению Агурова Олега Анатольевича к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, устранении допущенных нарушений,
установил:
Агуров О.А. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявления указано, что Агуров О.А. является участником долевого строительства многосекционного жилого дома переменной этажности с офисными помещениями жилой застройки в границах улиц Киевской, Тухачевского, Дачная в Железнодорожном районе (секция «А») по ул. Тухачевского, д. 10 (строительный), однокомнатной квартиры №59 (строительный), этаж 10, общая проектная площадь 47,00 кв.м. Право Агурова О.А. как участника долевого строительства возникло на основании договора №28 050 173Б/П-1 от 27.06.2008 о переуступке доли в строительстве жилого дома, заключенного между ООО «Проспект- Инвестстрой», Риф С.С. и Агуровым О.А. Оплата по договору произведена истцом в полном объеме. Застройщик ООО «Проспект-Инвестстрой» свои обязательства не исполнил, решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2013 признан несостоятельным (банкротом). Агуров О.А. был включен в реестр граждан, граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
28.12.2021 административный истец обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Уведомлением № МС/1165 от 21.02.2022 ему отказано во включении в реестр в связи с непредставлением необходимых документов.
С данным решением истец не согласен, просит признать его незаконным, обязать Министерство строительство Самарской области устранить в полном объеме нарушение его прав и принять решение по его заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Дикий С.Б. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркина Ю.А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая отказ во включении в реестр законным.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что 20.01.2004 между ООО «Проспект-Инвестрой» и Ефремовым С.В. заключен договор № 28 050 173Б о долевом участии в строительстве жилого дома по ул. Тухачевского, 10 (строительный), предметом которого является однокомнатная квартира № 59 (строительный), на 10 этаже, общей площадью 47,0 кв.м. Согласно п. 2.1 договора стоимость доли в строительстве устанавливается протоколом согласования цены, являющимся неотъемлемой его частью.
Согласно протоколу согласования цены к договору от 20.01.2004 первая часть оплаты в размере 439 000 рублей вносится за 43,9 кв.м, оставшаяся часть вносится равномерно ежеквартально с индексацией (на основании приказа) с правом досрочной оплаты.
Ефремовым С.Б. внесены в кассу ООО «Проспект-Инвестрой» по договору от 20.01.2004 денежные средства в размере 569 000 рублей, что подтверждается квитанциям к приходным кассовым ордерам от 22.01.2004 № 10 и от 14.05.2007 № 147.
14.05.2007 между ООО «Проспект-Инвестрой», Ефремовым С.В. и Риф С.С. заключен договор № 28 050 173Б/П о переуступке доли в строительстве по договору от 20.01.2004. Стоимость переуступаемой доли составила 1 570 000 рублей.
Согласно расписке от 14.05.2007 Риф С.С. произвел оплату по договору от 14.05.2007 Ефремову С.В. в полном объеме.
27.06.2008 между ООО «Проспект-Инвестрой», Риф С.С. и Агуровым О.А. заключен договор № 28 050 173Б/П-1 о переуступке доли в строительстве по договору от 20.01.2004. Стоимость переуступаемой доли составила 1 570 000 рублей.
Расчет между Риф С.С. и Агуровым О.А. по договору №28 050 173Б/П-1 от 27.06.2008 произведен полностью, что подтверждается распиской от 27.06.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2013 по делу №А55-24979/2010 ООО «Проспект-Инвестстрой» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.02.2017 производство по делу о банкротстве прекращено.
26.11.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ООО «Проспект-Инвестстрой» из ЕГРЮЛ.
Из уведомления Министерства строительства Самарской области от 31.03.2015 и ответа на обращение от 30.12.2021 следует, что Агуров О.А. был включен в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, в соответствии с п. 1.3 которого уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
28.12.2021 Агуров О.А. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Уведомлением от 21.02.2022 № МС/1165 ему сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а», «г» пункта 2.5 Порядка ведения реестра. В обоснование указано, что к заявлению Агурова О.А. о включении его в Реестр приложены договор о долевом участии в строительстве жилого дома по ул. Тухачевского, 10 (строительный) от 20.01.2004 №28 050 173Б и протокол согласования цены ДДУ. В силу пункта 2.1 ДДУ стоимость объекта устанавливается протоколом согласования цены к настоящему договору и согласно протоколу часть оплаты объекта вносится на основании приказа. Приказ и документы, определяющие полную стоимость объекта, Агуровым не представлены. Таким образом, невозможно установить информацию о надлежащем исполнении обязанностей участника долевого строительства по оплате стоимости договора. Кроме этого, к заявлению не приложен паспорт Агурова О.А. в полном объеме.
Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются в том числе:
- платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы).
Из буквального содержания подп. «в» п. 2.2 Порядка ведения реестра следует, что к заявлению должны быть приложены платежные документы, подтверждающие исполнение обязательств именно пострадавшим участником долевого строительства, претендующим на меры государственной поддержки, а не иными участниками долевого строительства.
Права на долевое участие в строительстве жилого дома возникло у Агурова О.А. на основании договора о переуступке доли №28 050 173Б/П-1 от 27.06.2008. Факт исполнения Агуровым О.В. обязательства по оплате данного договора подтверждается представленными документами и не оспаривается ответчиком.
Отсутствие платежных документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве иными участниками долевого строительства, не имеет значения для разрешения вопроса о включении в реестр Агурова О.А.
Кроме того, согласно п. 3.3 договоров о переуступке доли от 14.05.2007 и от 27.06.2008 застройщик подтверждает, что все обязательства дольщика по договору №28 050 173Б от 20.01.2004 выполнены в полном объеме, претензий не имеется.
Доводы административного ответчика о невозможности определить полную стоимость объекта являются необоснованными, поскольку стоимость объекта определена трехсторонними договорами о переуступке доли от 14.05.2007 и от 27.06.2008, одной из сторон из которых являлся застройщик.
Доводы ответчика о представлении заявителем не заверенной надлежащим образом копии паспорта не могут являться основанием для отказа во включении в реестра, поскольку заявление о включении в реестр и приложенные документы были поданы представителем заявителя, действующим на основании нотариальной доверенности. Оригинал доверенности был представлен, заверенная должностным лицом копия доверенности приобщена к заявлению.
При таких обстоятельствах отказ во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанности заново рассмотреть заявление Агурова О.А. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и принять по нему решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Агурова Олега Анатольевича к Министерству строительства Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 21.02.2022 № МС/1165 об отказе во включении Агурова Олега Анатольевича в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Агурова Олега Анатольевича, заново рассмотреть и принять решение по его заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 12.05.2022.