Дело № 2-1620/2017
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
19 апреля 2017 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Князевой О.Г.,
с участием:
представителя ответчика, - Кулешовой А.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Баяндиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко А. В. к Главному управлению МВД Российской Федерации по <адрес> о включении времени прохождения военной службы в выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л :
Борисенко А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД Российской Федерации по <адрес> о включении времени прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении. В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил по призыву в пограничной службе ФСБ России. В составе воинской части № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в -ЗВАНИЕ1-, затем -ЗВАНИЕ2- в зоне чрезвычайного положения на территории <адрес>. Согласно аб.2 ст. 2 Закона РФ от 21.10.1993 №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», военнослужащим для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Истец обратился к ответчику о включении данного периода службы в льготном исчислении. Ответчик отказал, сославшись на п.5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941. На основании изложенного, просит включить время прохождения военной службы в зоне чрезвычайного положения на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении: 1 месяц военной службы за 3 месяца, всего 18 месяцев.
Борисенко А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика выразила несогласие с заявленными требованиями; поддержала доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление(л.д.32-34).
Выслушав доводы представителя ответчика по делу, исследовав письменные документы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Борисенко А.В. в виду следующего.
Согласно положениям ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" ст. 13 Закона засчитывается военная служба.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в том числе при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
По мнению суда, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.
В Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", закреплен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
На основании военного билета, трудовой книжки истца, копии его послужного списка судом установлено, что Борисенко А.В. проходил службу в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на -ДОЛЖНОСТЬ- на территории <адрес>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисенко А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в зоне чрезвычайного положения на территории <адрес>, (л.д.4).
Приказом Отделения МВД России по <адрес> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Борисенко А.В. уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч.2 ст. 82 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
С ДД.ММ.ГГГГ Борисенко А.В. является получателем пенсии по выслуге лет на основании Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом, общая выслуга лет истца составила 21 лет 07 месяцев 20 дн.: в календарном исчислении 22 года 01 месяц 29 дней, в льготном – 22 года 01 месяц 29 дней, что подтверждено заключением о назначении пенсии за выслугу лет, (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ Борисенко А.В. обратился в суд с настоящим иском, полагая, что поскольку он проходил службу по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -ЗВАНИЕ1-, а затем -ЗВАНИЕ2- в зоне чрезвычайного положения на территории <адрес>, то период его службы по призыву должен исчисляться в льготном порядке, то есть один месяц службы за три месяца.
Исследовав совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд находит позицию истца ошибочной и основанной на неверном толковании правовых норм.
Между тем, само по себе прохождение истцом службы по призыву на территории <адрес> в условиях <данные изъяты> не является основанием для льготного исчисления выслуги лет, а доказательств, свидетельствующих о выполнении истцом задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактическое его участие в контртеррористических операциях, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, доводы истца о том, что период военной службы на территории <адрес> подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца), подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
При этом, суд считает необходимым отметить, что Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается истец, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Как указано выше, абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Согласно п.3 п.п. б абз.10 Постановления №941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за три месяца: в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Борисенко А. В. к Главному управлению МВД Российской Федерации по <адрес> о включении времени прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Г. Князева.
Мотивировочная часть решения изготовлена 02 мая 2017 года.