63RS0038-01-2021-006762-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2022 года г.Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой О.Н.
при помощнике Левашовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/2022 по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара к Маринину И.А. о признании соглашения о перераспределении земельных участков недействительным, взыскании денежной суммы, исключении из ЕГРН сведений о правах на земельный участок, внесении сведений в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства г.о.Самара обратились в суд к ответчику Маринину И.А. с иском о признании соглашения о перераспределении земельных участков недействительным, взыскании денежной суммы, исключении из ЕГРН сведений о правах на земельный участок, мотивировав требования тем, что между Департаментом градостроительства городского округа Самара и Марининым И.А. было заключено соглашение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности от 22.11.2018 № СГ-63, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, на основании распоряжений Департамента от 09.06.2018 № РД-880 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», от 12.07.2018 № РД-1095 «О внесении изменения в распоряжение Департамента от 09.06.2018 № РД-880 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», выписки из ЕГРН № на земельный участок с кадастровым номером №. 05.08.2020г. за № СП-9/2956 в адрес Департамента поступило заявление Маринина И.А. о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности. Согласно пункту 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная Собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 13.04.2017 № 268 (далее - Административный регламент), документами и информацией, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении иных органов и организаций и запрашиваются уполномоченным органом в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся, если заявитель не представил такие документы и информацию самостоятельно. В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента, основаниям для отказа в предоставлении муниципальной услуги является в том числе, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. В рамках рассмотрения указанного выше заявления Управление Росреестра по Самарской области на межведомственный запрос представило копии правоудостоверяющих документов с графическим материалом на земельные участки, в том числе на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 600 кв.м, предоставленный постановлением администрации г. Самара от 01.11.1994 № 1542 Малкиной Ф.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. К свидетельству на право собственности на землю серии РФ-П-САМ- 01-02-00 № 634657 приложена графическая часть, согласно которой установлено, что испрашиваемый Марининым И.А. земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного Малкиной Ф.П. Кроме того, образованный ранее путем перераспределения земельный участок с кадастровым номером №, также входит в границы, предоставленного в собственность Малкиной Ф.П., земельного участка площадью 600 кв.м. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят признать недействительным соглашение № СГ-63 от 22.11.2018 о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков находящихся в частной собственности; Применить последствия недействительности сделки, в виде возврата полученных денежных средств Департаментом от Маринина И.А. в сумме 182 388,51 рублей; Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, погасить (аннулировать) В ЕГРН записи о правах на данный земельный участок в отношении Маринина И.А. (№-№).
Представитель истца Департамента градостроительства г.о.Самара Калинина А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании представила уточнение искового заявления, указав, что в ходе судебного разбирательства установлено, что в случае признания сделки недействительной право собственности на земельный участок с кадастровым номером № принадлежащий Маринину И.А. до заключения соглашения о перераспределении, не восстанавливается. Тем самым нарушаются положения статьи 167 ГК РФ. Уточняя требования, истец просит: признать недействительным соглашение № СГ-63 от 22.11.2018 о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности; Применить последствия недействительности сделки в виде возврата полученных денежных средств Департаментом от Маринина И.А. в сумме 182388,51 рублей; Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, погасить (аннулировать) в ЕГРН записи о правах на данный земельный участок в отношении Маринина И.А. № Внести в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, восстановить в ЕГРН записи о правах на данный земельный участок в отношении Маринина И.А. №)
Представитель ответчика по доверенности Виноградов Я.В. в судебном заседании оставил решение вопроса об удовлетворении уточненных исковых требований на усмотрение суда.
Третье лицо Малкина Ф.П. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЭ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Судом установлено, что ответчик Маринин И.А. является собственником земельного участка, площадью 599+-9 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 07.05.2020г. и на 20.09.2021г.
22.11.2018г. между Департаментом градостроительства городского округа Самара (Сторона 1) и Марининым И.А. (Сторона 2) было заключено соглашение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности № СГ-63, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, на основании распоряжений Департамента от 09.06.2018 № РД-880 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от 12.07.2018 № РД-1095 «О внесении изменения в распоряжение Департамента от 09.06.2018 № РД-880 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», выписки из ЕГРН от 04.10.2018 № 63-00-102/18-897410 на земельный участок с кадастровым номером №
В соглашении стороны договорились произвести перераспределение следующих исходных смежных земельных участков: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 300 кв.м, отнесенный по категории к землям населённых пунктов, имеющий целевое назначение «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> (далее - «исходный земельный участок-1»), находившийся в собственности Стороны 2, - земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 299 кв. м, отнесенный по категории к землям населенных пунктов, имеющий смежные границы с «исходным земельным участком-1» (далее - «исходный земельный участок-2»).
Перераспределение исходных земельных участков предусматривается следующим образом: Образовать земельный участок площадью 599 кв.м, отнесенный по категории к землям населённых пунктов, имеющий целевое назначение «Ведение садоводства», расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, линия Двенадцатая, Барбошина поляна (далее - новый земельный участок). После внесения сведений в государственный кадастр недвижимости новый земельный участок имеет кадастровый номер №
На новый земельный участок возникает право собственности Стороны 2. В результате перераспределения исходных земельных участков происходит увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности Стороны 2. Сторона 2 обязуется уплатить Стороне 1 плату за увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения с земельным участком из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и составляет 182388,51 руб. (сто восемьдесят две тысячи триста восемьдесят восемь рублей 51 копейка).
Сторона 2 обязуется уплатить предусмотренную настоящим соглашением плату в течение десяти дней со дня заключения настоящего соглашения, но не позднее дня представления документов для государственной регистрации права собственности Стороны 2 на новый земельный участок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
05.08.2020г. Маринин И.А. обращался к главе Администрации г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и своего земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 03.09.2020г. № РД-1040, Маринину И.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ЗК РФ).
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регламентирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (пп. 9).
Согласно пункту 2.8 Постановления Администрации городского округа Самара от 13.04.2017 N 268 (ред. от 22.07.2020) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", документами и информацией, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении иных органов и организаций и запрашиваются уполномоченным органом в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся, если заявитель не представил такие документы и информацию самостоятельно, являются: 1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в случае, если получателем муниципальной услуги является юридическое лицо; 2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, в отношении которых поступило заявление о перераспределении земельных участков, и (или) находящиеся на них объекты капитального строительства и т.д.
В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента, основаниям для отказа в предоставлении муниципальной услуги является в том числе, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела истцом представлен ответ Управления Росреестра по Самарской области от 17.08.2020г., из которого следует, что массив сведений о ранее возникших правах по состоянию на 1992-1998г.г. строго систематизирован в соответствии с адресной привязкой земельных участков, в связи с чем, предоставить информацию на земельный участок по адресу: <адрес>, не представляется возможным.
В материалы дела представлены копии правоудостоверяющих документов с графическим материалом на земельные участки, в том числе на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 600 кв.м, предоставленный постановлением администрации г. Самара от 01.11.1994 № 1542 Малкиной Ф.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К свидетельству на право собственности на землю серии № приложена графическая часть, согласно которой установлено, что испрашиваемый Марининым И.А. земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного Малкиной Ф.П.
Кроме того, образованный ранее путем перераспределения земельный участок с кадастровым номером №, также входит в границы, предоставленного в собственность Малкиной Ф.П. земельного участка, площадью 600 кв.м.
В ответ на запрос суда Управление Росреестра по Самарской области от 21.09.2021г. указали, что в ЕГРН отсутствует информация об объекте недвижимости – земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как следует из положений пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Учитывая изложенные обстоятельства, представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара к Маринину И.А. о признании соглашения о перераспределении земельных участков недействительным, взыскании денежной суммы, исключении из ЕГРН сведений о правах на земельный участок, внесении сведений в ЕГРН - удовлетворить
Признать недействительным соглашение № о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Применить последствия недействительности сделки в виде возврата полученных денежных средств Департаментом от Маринина И.А. в сумме 182 388,51 рублей.
Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, погасить (аннулировать) В ЕГРН записи о правах на данный земельный участок в отношении Маринина И.А.
Внести в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, восстановить в ЕГРН записи о правах на данный земельный участок в отношении Маринина И.А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня составления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме составляется в течение 5 дней.
Мотивированное решение изготовлено: 17.01.2022г.
Председательствующий О.Н. Кривошеева