№2-6491/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2017 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Олонецкого района к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор Олонецкого района обратился с иском по тем основаниям, что при проведении проверки в <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Свалка расположена на территории лесного фонда, в свободном от аренды квартале лесничества. На момент проверки признаков деятельности, направленной на ликвидацию несанкционированных свалок, не обнаружено. Как установлено в ходе проверки органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления полномочий в сфере, затрагивающей деятельность по сбору и транспортированию расходов, не заключалось. В системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти. Поскольку наличие несанкционированной свалки ограничивает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду истец просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обязанность по ликвидации обозначенной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии сторона истца уточнила требование. В связи с уточнением места расположения несанкционированной свалки просила обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в Олонецком районе Республики Карелия на территории лесного фонда в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В судебном заседании помощник прокурора Уханова Е.А. исковые требования поддержала, полагает надлежащим ответчиком Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Представитель ответчика Петухов В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, полагал Министерство ненадлежащим ответчиком по делу.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзывы на иск.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (запись в ЕГРЮЛ от 07.11.2017).
В судебном заседании установлено, что в Олонецком районе Республики Карелия на территории лесного фонда находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Свалка расположена в <адрес>
Обозначенный земельный участок в аренде третьих лиц не находится. На момент проверки признаков деятельности, направленной на ликвидацию несанкционированной свалки, не обнаружено.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиками не оспариваются.
Положениями ст.42 Конституции РФ, а также ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон об охране окружающей среды) закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.1 Федерального закона об охране окружающей среды негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, признается как вред.
В силу положений ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Нормами ст.ст.4 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также ст.51 Федерального закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 №26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия.
Как следует из п.3 ст.60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 №607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 сказано, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ. Согласно п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положения п.18 ч.1 ст.14, п.14 ч.1 ст.15 и п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относят участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Аналогичная формулировка использована также в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Содержание термина «организация» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 №2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
В области лесных отношений полномочия органов местного самоуправления, как следует из ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ, распространяются только на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Поэтому иное распределение публичных полномочий в сфере лесных отношений, о чем говорит ответчик - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, не представляется возможным в отсутствие специальных указаний лесного законодательства.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
В силу п.1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 №206-П, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Исходя из п.п.7 п.9 указанного Положения Министерство в области лесных отношений осуществляет полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством, в том числе организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Аналогичные полномочия предусмотрены и Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П.
Проанализировав вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам ответчика надлежащим ответчиком по данному спору является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок которого обусловлена положениями названых норм права, в соответствии с которыми Министерство является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по охране и защите лесов.
При таких обстоятельствах требования прокурора суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в Олонецком районе Республики Карелия на территории лесного фонда в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение составлено 22.11.2017.