63RS0039-01-2022-006052-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2022 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Пыхтиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Адамовой Н. Б. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Адамова Н.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и предоставлении жилого помещения, в обоснование, указывая, что истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
В собственности истицы находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.11.2019г № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В связи с указанным, истица была вынуждена выехать в другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (дом ветеранов) для временного проживания.
Поскольку жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу, находится в собственности истицы, то указанное жилое помещение должно быть изъято у истицы в связи с изъятием земельного участка.
Истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, вынужденным переселенцем, ветераном труда, <данные изъяты>, в настоящий момент ограничена в передвижении, ей 85 лет. Купить жилое помещение истице будет сложно, и истице необходимо другое жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным.
Решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Администрацией г.о.Самара не принималось.
Истица обращалась в Администрацию г.о.Самара с целью принятия решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако указанное обращение было перенаправлено в Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Департамент управления имуществом г.о.Самара в своем ответе пояснило, что финансовая поддержка на переселение граждан из аварийных домов многоквартирных домов предусмотрена в отношении многоквартирных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ и решение об изъятии земельного участка под данным домом и жилого помещения Администрацией не принимались.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд обязать Администрацию городского округа Самара принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить истице жилое помещение в собственность взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Самары было вынесено решение, согласно которого, Адамовой Н.Б. в заявленных исковых требованиях было отказано.
С указанным решением не согласилась истца и подала апелляционную жалобу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Адамова Н.Б. обратилась в шестой кассационной суд общей юрисдикции.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрев кассационную жалобу Адамовой Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ вынес определение, согласно которого, решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
ДД.ММ.ГГГГ определением Ленинского районного суда <адрес> исковое заявление Адамовой Н.Б. принято к рассмотрению.
Адамовой Н.Б. подано дополнение к исковому заявлению, в котором истец дополнительно указала, что в 1996 году вместе со своим супругом Адамовым Б.И. приехала в <адрес> из <адрес> военного округа, в котором супруг истицы прослужил 28 лет 7 месяцев. В 1998 году Адамова Б.И. (супруг истца) в <адрес> поставили на учет для предоставления жилого помещения как военнослужащего в составе семьи из трех человек – самого Адамова Б.И., его супругу Адамову Н.Б. и их общего сына Адамова А.Б.
ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца Адамов Б.И., однако до его смерти жилое помещение предоставлено не было.
В 2011 года истец подала справку о смерти Адамова Б.И. в Департамент управления имуществом г.о.Самара, и Адамову Н.Б. сняли с очереди на жилое помещение и поставили на учет как ветерана труда.
В 2013 году Департамент управления имуществом г.о.Самара сообщило, что очередь на жилое помещение подошла, в результате Адамовой Н.Б. и ее сыну было предоставлено жилое помещение (комната), расположенная по адресу: <адрес>.
В 2014 году Адамова Н.Б. приобрела за личные денежные средства другую комнату в <адрес> в <адрес> площадью <данные изъяты>.
В дальнейшем распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.11.2019г № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В связи с указанным, истица была вынуждена выехать в другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (дом ветеранов) для временного проживания.
Поскольку жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу, находится в собственности истицы, то указанное жилое помещение должно быть изъято у истицы в связи с изъятием земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд обязать Администрацию городского округа Самара принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить истице жилое помещение в собственность взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица на заявленных исковых требованиях настаивала, пояснила, что в 2013 году Департамент управления имуществом г.о.Самара сообщило ей, что очередь на жилое помещение подошла, в результате Адамовой Н.Б. и ее сыну было предоставлено жилое помещение (комната), расположенная по адресу: <адрес>. В 2014 году Адамова Н.Б. приобрела за личные денежные средства другую комнату в <адрес> в <адрес> площадью <данные изъяты>. В дальнейшем распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.11.2019г № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с указанными обстоятельствами истица была вынуждена выехать в другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (дом ветеранов) для временного проживания. Жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу. Также дополнила, что комнаты, занимаемые в вышеуказанном доме, являются коммунальными.
Представитель ответчика Департамент управления имуществом г.о.Самары в лице Звоников И.И. в судебном заседании исковые требования истца не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил в заявленных исковых требованиях отказать.
Администрация г.о.Самара в судебное заседание своего представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Третье лицо Адамов А.Б. в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме, пояснил, что в комнате № <адрес> в <адрес> не представляется возможным проживать, поскольку в данном доме имеется только холодная вода, дом разрушается, дом признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время они с матерью Адамовой Н.Б. проживают в доме ветеранов в одной комнате, иного жилья не имеют. Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материала дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пояснений истца, в 1996 году Адамова Н.Б. вместе со своим супругом Адамовым Б.И. приехала в <адрес> из <адрес> военного округа (л.д.10-11).
В 1998 году Адамова Б.И. (супруг истца) в <адрес> поставили на учет для предоставления жилого помещения как военнослужащего в составе семьи из трех человек – самого Адамова Б.И., его супругу Адамову Н.Б. и их общего сына Адамова А.Б., что подтверждается Выпиской из постановления № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «По постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий».
ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца Адамов Б.И., что подтверждается свидетельством о смерти, выданным в Отделе ЗАГС <адрес> г.о.Самара управления ЗАГС.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что до смерти Адамова Б.И. ему и его семье жилое помещение предоставлено не было, что не отрицалось стороной ответчика в ходе судебного заседания.
В 2011 года Адамова Н.Б. подала справку о смерти Адамова Б.И. в Департамент управления имуществом г.о.Самара, и Адамову Н.Б. сняли с очереди на жилое помещение и поставили на учет как ветерана труда.
Главой Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № было вынесено Постановление о предоставлении Адамовой Н.Б. социальной выплаты на приобретение жилого помещения, согласно которого, истцу как члену семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях предоставлена социальная выплата в размере 570 000 рублей для приобретения жилого помещения на состав семьи 1 человек.
Судом установлено, что на средства социальной выплаты Адамовой Н.Б. было приобретено жилое помещение, площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, в связи с чем Постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Адамова Н.Б. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Истица в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30).
Также установлено, что истица является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией <адрес> было выдано заключение, согласно которого, в результате обследования <адрес> в <адрес> были установлены разрушения и трещины по фасаду дома, отслоение штукатурного слоя со стен и цоколя дома, выкрашивание бетона, с плит балконов оголение арматуры, крыша находится в неудовлетворительном состоянии, стены и потолки в квартире находятся в неудовлетворительном состоянии.
Государственной жилищной инспекцией <адрес> было выдано заключение по результатам обследования межведомственной комиссии, что рекомендуется принять решение в соответствии с п.47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.19-22).
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (комнаты площадью <данные изъяты>.и <данные изъяты>.), признаны непригодным для проживания (л.д.27).
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.28).
Департамент управления имуществом городского округа Самара (п. 3) был обязан предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГг. другие жилые помещение в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма.
Собственникам аварийного многоквартирного дома осуществить снос дома в течение 6 месяцев со дня исполнения п. 3 указанного распоряжения (п.4 Распоряжения).
Доводы ответчика о том, что требования истца не могут быть удовлетворены, поскольку многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу не включен ни в областную программу «Развитие жилищного строительства в <адрес> до 2021 г», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №,ни в областную программу <адрес>, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года, следовательно, расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям.
В силу ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1, 8 указанной статьи изъятие жилого помещения производится путем его выкупа либо по соглашению с собственником, предоставления ему иного жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.Право требовать предоставления другого жилого помещения или его выкупа у граждан, проживающих в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникает не ранее срока расселения этого дома установленного органами местного самоуправления. Изменение срока расселения возможно лишь в случае, если будет установлено, что проживание в аварийном доме опасно для жизни и здоровья граждан.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Исходя из положений ст. 86 ЖК РФ в том случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. 89 ЖК РФ).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
С учетом правовой позиции, изложенной в третьем разделе Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Судом установлено, что ответчиком процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушена.
Так, фактически принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение изъято из ее владения без предоставления равноценного возмещения – в связи с невозможностью проживания в данном доме и истица была переселена во временное жилое помещение, предназначенное для проживания социально незащищенных граждан.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии со статьей 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Исходя из смысла указанной правовой нормы, по договору социального найма в связи со сносом дома жилые помещения предоставляются только тем гражданам, которые занимают жилое помещение в указанном доме по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения такого заключения межведомственной комиссии в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу приведенных выше норм закона определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Судом установлено, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (комнаты площадью <данные изъяты>и <данные изъяты>.), признаны непригодным для проживания. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Департамент управления имуществом городского округа Самара (п. 3) был обязан предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГг. другие жилые помещение в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма.
Собственникам аварийного многоквартирного дома осуществить снос дома в течение 6 месяцев со дня исполнения п. 3 указанного распоряжения (п.4 Распоряжения).
Таким образом, вышеуказанным распоряжением был предоставлен срок для предоставления другого жилья в соответствии с жилищным законодательством, однако данное требование исполнено не было.
Указанное обстоятельство, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, и длительном неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания.
С учетом того, что дом признан аварийным и подлежащим сносу еще в 2016 году, суд полагает, что проживание в <адрес> в <адрес> представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, и до расселения, степень опасности проживания в указанном доме будет только возрастать.
То обстоятельство, что истцу предоставлено иное жилое помещение по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, не отменяет обязанности ответчика предоставить истцу в собственность иное благоустроенное жилое помещение взамен фактически изъятого жилого помещения из ее владения.
При таких обстоятельствах суд полагает законными и обоснованными требования истца об обязании Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Адамовой Н.Б. жилое помещение на праве собственности в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее по общей площади ранее занимаемому.
Столь длительный срок не расселения и неосуществления действий по сносу многоквартирного дома нарушает права и интересы проживающих в нем граждан, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня, что представляет опасность для жизни и здоровья, проживающих в нем граждан и неопределенного круга лиц, посещающих аварийных дом, который может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Доказательств в опровержение заявленных требований ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.
Требования Адамовой Н.Б. об обязании предоставить равноценное жилое помещение, суд считает подлежащими удовлетворению. При этом учитывается площадь, ранее занимаемого жилого помещения в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты>).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Адамовой Н. Б. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и предоставлении жилого помещения– удовлетворить частично.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара (ИНН:6315800001) предоставить Адамовой Н. Б. (паспорт <данные изъяты>) жилое помещение на праве собственности в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее по общей площади ранее занимаемому, то есть общей площадью не менее <данные изъяты>.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течении месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.11.2022г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья.