Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-136/2015 ~ М-106/2015 от 15.05.2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кривошеино. 4 сентября 2015 года.

Кривошеинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шишкиной Л.М.,

при секретаре Сергун Н.А., с участием

прокурора – помощника прокурора <адрес> района <адрес> области Петриковой С.Г.,

представителя ответчика – Администрации <адрес> района Кондратьева Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя ответчика – Администрации <адрес> сельского поселения Куксенок И.Г., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> района <адрес> области к Администрации <адрес> сельского поселения и к Администрации <адрес> района о признании незаконным бездействия по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории поселения и возложении обязанности по устранению нарушения законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> района <адрес> области обратился в Кривошеинский районный суд <адрес> с иском к Администрации <адрес> сельского поселения о признании незаконным бездействия по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории поселения и возложении обязанности по устранению нарушения законодательства. Просил обязать Администрацию <адрес> сельского поселения создать объекты размещения отходов на территории поселения, отвечающие требованиям действующего законодательства, и внести / зарегистрировать/ их в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке в срок не более поздний, чем ДД.ММ.ГГГГ года.

В заявлении указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> района <адрес> области полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов. На основании части 2 ст. 8 закона РФ от 24.06.1998 г. № 89 – ФЗ « Об отходах производства и потребления» и статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года – ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых отходов. В соответствии со ст. <данные изъяты> Устава муниципального образования « <адрес> сельское поселение» Администрация <адрес> сельского поселения является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления <адрес> сельского поселения по решению вопросов местного значения. ДД.ММ.ГГГГ на основании Соглашения муниципальное образование « <адрес> район» передало муниципальному образованию « <адрес> сельское поселение» полномочия по решению вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вопреки требованиям законодательства: части 1 ст. 51, части 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ « Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 – ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», пункта 7 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89 – ФЗ « Об отходах производства и потребления», - Администрацией <адрес> сельского поселения не в полной мере обеспечивается реализация полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов, что в свою очередь нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Так, в соответствии с пунктом 7 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89 – ФЗ « Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно ответу Администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> сельского поселения расположены два санкционированных объекта для накопления твердых бытовых отходов в соответствии с постановлением Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов», которые не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Данное постановление утратило силу, в настоящее время понятие « санкционированный объект для накопления отходов» законодательством не предусмотрен.

Таким образом, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории <адрес> сельского поселения отсутствуют объекты размещения отходов, внесенные в государственный реестр таких объектов, следовательно, размещение на них отходов в настоящее время запрещено.

Отсутствие на территории <адрес> сельского поселения объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр, неизбежно влечет загрязнение окружающей среды, атмосферного воздуха, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, способствует возможности возникновения лесных пожаров, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций не только местного, но и регионального масштаба.

В ходе судебного разбирательства судом в качестве соответчика была привлечена Администрация <адрес> района, после чего прокурор отказался от иска к Администрации <адрес> сельского поселения как ненадлежащему ответчику. Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес> района по организации и переработке бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения и обязать Администрацию <адрес> района создать объект размещения отходов на территории <адрес> сельского поселения, отвечающий требованиям действующего законодательства, и внести / зарегистрировать/ его в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке в срок не более поздний, чем ДД.ММ.ГГГГ года.

Исходя из характера правоотношений, из которых вытекают требования прокурора, и наличия спора о праве дело рассмотрено судом в порядке искового производства.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования к ответчику – Администрации <адрес> района по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В то же время внес изменения в требования относительно срока, в течение которого ответчик должен устранить нарушения законодательства: просил суд установить ответчику срок для исполнения решения не более поздний, чем ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> района иск не признал.

Возражения представителя ответчика относительно заявленных требований состоят в следующем: В <адрес> районе возле <адрес> имеется полигон твердых бытовых отходов, на который из сельских поселений возможно вывозить бытовые отходы. В районе есть организации, которые могут заниматься вывозкой бытовых отходов: МУП « ЖКХ <адрес> сельского поселения», ИП С.. Создавать в каждом поселении объекты размещения твердых бытовых отходов, подлежащие регистрации в государственном реестре, нецелесообразно. В настоящее время бытовые отходы в поселениях накапливаются на отведенных для этого местах, за порядком на пунктах накопления ТБО следят местные Администрации. Вывозка отходов из пунктов накопления на полигон будет организована за счет населения, будут установлены соответствующие тарифы.

Представитель ответчика пояснил также, что Администрация <адрес> района по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, так как Соглашение о передаче полномочий в сфере обращения с бытовыми отходами, заключенное между Администрацией <адрес> района и Администрацией <адрес> сельского поселения, не расторгнуто. Основанием для расторжения Соглашения могут быть изменения в законодательстве, которые делают невозможным для Администрации поселения исполнять переданные ей полномочия. Таких изменений в федеральном законодательстве не было, а прекращение действия постановления Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов» не может являться основанием для расторжения Соглашения.

Относительно срока исполнения решения суда, о котором просил прокурор, представитель ответчика пояснил, что срок до ДД.ММ.ГГГГ недостаточен в связи с тем, что <адрес> район является дотационным и собственных средств для создания объектов размещения ТБО не имеет, для их строительства необходимо финансирование из областного бюджета. С этой целью следует сначала подать в Департамент природных ресурсов заявку на выделение денежных средств на проектирование и экспертизу объектов, что возможно не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, затем готовый проект предъявить для выделения средств на строительство объектов – это возможно не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, и, наконец, в течение ДД.ММ.ГГГГ года возможно построить объекты и ввести их в эксплуатацию.

Представитель Администрации <адрес> сельского поселения Куксенок И.Г. пояснила, что на территории <адрес> сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ года используются два земельных участка, на которые населением вывозятся твердые бытовые отходы: возле <адрес> и возле <адрес>. Раньше это были санкционированные свалки. Администрация поселения выполняет необходимые работы по содержанию этих объектов: отсыпает дорогу к ним, расчищает, буртует мусор, частично закапывает его. Но вывозить мусор с этих объектов на полигон, расположенный возле <адрес>, у Администрации поселения возможности нет, так как не имеется специализированной техники. Твердые бытовые отходы с санкционированных свалок на полигон твердых бытовых отходов возле <адрес> на сегодняшний день не вывозились ни разу.

Куксенок И.Г. пояснила, что считает Соглашение о передаче полномочий по решению вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенное с Администрацией <адрес> района, расторгнутым. Уведомление в письменном виде о досрочном расторжении Соглашения в одностороннем порядке было направлено в Администрацию <адрес> района и получено ею ДД.ММ.ГГГГ года. По Соглашению оно считается расторгнутым по истечении 30 дней после получения уведомления. Ответ от Администрации <адрес> района о несогласии с расторжением Соглашения был дан только ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после его расторжения. Вместе с ответом в Администрацию <адрес> сельского поселения было направлено для подписи дополнительное Соглашение, которое Администрация <адрес> сельского поселения не подписало.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему выводу:

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а статьей 58 Конституции - обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Поскольку отсутствие на территории сельских поселений объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям действующего законодательства, создает угрозу загрязнения окружающей среды и атмосферного воздуха и тем самым нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, прокурор в соответствии с частью 3 ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» и с частью 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с бытовыми отходами.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии с частью 6 ст. 2 ФЗ № 7- ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

На основании ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. « 52 – ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89 – ФЗ « Об отходах производства и потребления» и статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых отходов.

Полномочия органов местного самоуправления района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов закреплены в пункте <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Устава муниципального образования « <адрес> район».

Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89 – ФЗ « об отходах производства и потребления» установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, а в силу пункта 7 ст. 12 этого же закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Судом изучены следующие представленные доказательства:

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной помощником прокурора <адрес> района, проверены места размещения отходов в <адрес> сельском поселении и установлено, что в поселении отсутствуют объекты размещения отходов, отвечающие требованиям действующего законодательства.

Из ответа заместителя Главы Администрации <адрес> района по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, ГО и ЧС и социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора <адрес> района следует, что на территории <адрес> района расположено <данные изъяты> объектов / земельных участков/, на которых производится накопление твердых бытовых отходов, в том числе <данные изъяты> объекта на территории <адрес> сельского поселения. Эти объекты не включены в государственный реестр размещения отходов. Указанные санкционированные объекты фактически являются площадками / земельными участками/, которые были обустроены в соответствии с постановлением Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов» с разрешенным использованием для накопления твердых бытовых отходов. Право собственности на санкционированные объекты, а также на земельные участки под ними, отсутствует по причинам отсутствия созданных объектов недвижимости / сооружений/.

В ответе содержится также указание на то обстоятельство, что полномочие по утилизации и переработке бытовых отходов передано Администрации <адрес> сельского поселения.

Установлено, что между Администрацией <адрес> района и Администрацией <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение о передаче полномочий по решению вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В разделе <данные изъяты> Соглашения содержится перечень полномочий, подлежащих передаче от МО « <адрес> район» к МО « <адрес> сельское поселение». В частности, переданы следующие полномочия:

п.п. 2.1.1 Обустройство, строительство, проектирование санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством;

п.п. 2.1.2 Организация утилизации / захоронения/ твердых бытовых отходов на территории Новокривошеинского сельского поселения.

Разделом 4 Соглашения установлен порядок финансирования и использования финансовых средств, полученных органом местного самоуправления сельского поселения для исполнения полномочий по решению вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а разделом 5 – срок осуществления переданных полномочий – в течение пяти лет с момента подписания Соглашения.

В соответствии с п.п. 6.1.2 раздела 4 Соглашения оно может быть досрочно прекращено в одностороннем порядке в случае изменения действующего законодательства, в связи с которым реализация переданных полномочий становится невозможной. Уведомление о расторжении Соглашения в одностороннем порядке направляется другой стороне в письменном виде. Соглашение считается расторгнутым по истечении тридцати дней со дня направления настоящего уведомления.

Суду представлена копия уведомления о расторжении Соглашения, направленная Администрацией <адрес> сельского поселения Администрации <адрес> района, с исх. от ДД.ММ.ГГГГ и доказательство того, что в тот же день уведомление ответчиком было получено.

Ответ Администрации <адрес> района на полученное уведомление о расторжении Соглашения о передаче полномочий в одностороннем порядке, в котором Администрация района выражает несогласие с его расторжением, датирован ДД.ММ.ГГГГ года, получен Администрацией <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ года.

Следовательно, ответ Администрации <адрес> района о несогласии с расторжением Соглашения в одностороннем порядке дан после предусмотренного пунктом 6.1.2 Соглашения 30 –дневного срока, то есть после того, как Соглашение следовало считать расторгнутым.

Доказательств того, что направленное вместе с ответом дополнительное соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ было подписано Администрацией <адрес> сельского поселения, суду не представлено, а со слов участников судебного разбирательства известно, что спора по поводу расторжения Соглашения между органами местного самоуправления не заявлялось, тогда как согласно пунктам 7.1 и 7.2 Соглашения споры, связанные с исполнением настоящего Соглашения, разрешаются сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур, а в случае недостижения соглашения спор подлежит рассмотрению судом в соответствии с действующим законодательством.

Отсюда суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является Администрация <адрес> района, поскольку согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация утилизации и переработки бытовых отходов, а Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ года, которым эти полномочия были переданы Администрации <адрес> сельского поселения, следует считать расторгнутым.

Из представленных суду документов и объяснений участников судебного разбирательства следует, что бытовые отходы на территории <адрес> сельского поселения, в которое входят два населенных пункта – <адрес> и <адрес>, - вывозятся и хранятся на « санкционированных свалках» - объектах размещения твердых бытовых отходов, созданных в соответствии с постановлением Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов». Данное постановление утратило силу на основании постановления Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ « О признании утратившим силу постановления Главы Администрации / Губернатора/ <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ ».

В деле имеются кадастровые планы земельных участков / выписки из государственного земельного кадастра/ с кадастровым и , расположенных южнее <адрес> и за чертой <адрес>. В строке 9 кадастровых планов указано разрешенное использование данных земельных участков: для несельскохозяйственного использования / обслуживание полигона твердых бытовых отходов/.

Постановлением Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ разрешалось органам местного самоуправления использовать санкционированный объект размещения твердых бытовых отходов – территорию / существующую площадку/ для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени, не обустроенную и эксплуатируемую с отклонениями от действующих нормативных требований. Предусматривалось, что существующие площадки являются временными и подлежат обустройству в соответствии с настоящим положением либо закрытию и переносу / п. 2 постановления/. Обустройство санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов согласно постановлению включало в себя устройство подъездной дороги; устройство траншей / котлована/ для складирования и захоронения отходов; изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов; устройство защитной обваловки грунтом по периметру размещения отходов; установку аншлагов / п. 4 постановления/.

Из объяснений представителя Администрации <адрес> сельского поселения следует, что бытовые отходы на территории свалок хранятся, буртуются и частично закапываются, то есть по существу имеет место захоронение отходов.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ « Об отходах производства и потребления» содержится понятие объекта размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов / полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое/ и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Из этого определения следует, что « санкционированные свалки», созданные на основании постановления Губернатора <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ , используемые в настоящее время для складирования и захоронения отходов на территории <адрес> сельского поселения, являются фактически не объектами накопления, а объектами размещения отходов, которые должны соответствовать требованиям действующего законодательства в сфере обращения с отходами, а в силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ « Об отходах производства и потребления» должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с п. 7 ст. 12 этого же Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> района о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> района по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения и о возложении обязанности по созданию объектов размещения отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, с внесением их в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор с учетом внесенных изменений просит установить ответчику для исполнения решения суда о создании объектов размещения отходов на территории <адрес> сельского поселения и внесения их в государственный реестр срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Суд с учетом мнения сторон и приведенных представителем Администрации <адрес> района доводов считает, что срок для исполнения решения суда о возложении обязанности на орган местного самоуправления по созданию объектов размещения отходов, отвечающих санитарно- эпидемиологическим требованиям и требованиям природоохранного законодательства, который просит установить прокурор, является разумным и достаточным с учетом общественной значимости заявленного требования и необходимости существенных финансовых затрат для ответчика.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> района <адрес> области по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения.

Обязать Администрацию <адрес> района <адрес> области в срок не более поздний, чем ДД.ММ.ГГГГ, создать объекты размещения отходов на территории <адрес> сельского поселения, отвечающие требованиям действующего законодательства, и внести их / зарегистрировать/ в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий:

Решение суда на момент публикации не вступило в законную силу.

2-136/2015 ~ М-106/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кривошеинского района
Другие
Администрация Новокривошеинского сельского поселения
Суд
Кривошеинский районный суд Томской области
Судья
Шишкина Л.М.
Дело на сайте суда
krivosheinsky--tms.sudrf.ru
15.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2015Передача материалов судье
18.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2015Подготовка дела (собеседование)
04.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2015Судебное заседание
07.07.2015Судебное заседание
15.07.2015Судебное заседание
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2015Подготовка дела (собеседование)
24.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2015Судебное заседание
04.09.2015Судебное заседание
09.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2015Дело оформлено
18.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее