РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Едиджи С.Х.
При секретаре Четыз Л.Г.
С участием:
-истца - старшего помощника прокурора Тян Л.Д.
-представителя ответчика ОАО «Мехколонна № 62» по доверенности Фроловой Е.А.
-представителя третьего лица ОИГБДД МВД России по <адрес> Протченко Д.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Мехколонна № 62» о признании незаконным бездействие ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» в части не выполнения обязанностей по обеспечению соответствия дорог в процессе ремонта установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; обязании ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, устранить выявленные нарушения, а именно на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, в местах разрытия глубиной более 50 см. установить ограждающие бетонные покрытия, нанести временную дорожную разметку, установить средства сигнализации и освещения в зоне производства дорожных работ; обязании ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, производить капитальный ремонт в соответствии с условиями договора подряда,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Мехколонна № 62» о признании незаконным бездействие ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» в части не выполнения обязанностей по обеспечению соответствия дорог в процессе ремонта установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; обязании ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, устранить выявленные нарушения, а именно на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, в местах разрытия глубиной более 50 см. установить ограждающие бетонные покрытия, нанести временную дорожную разметку, установить средства сигнализации и освещения в зоне производства дорожных работ; обязании ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, производить капитальный ремонт в соответствии с условиями договора подряда.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при содержании автомобильных дорог при проведении капитального ремонта ФАД-А-146 «Краснодар-Новороссийск» в границах <адрес>, в результате которой выявлены нарушения допущенные ОАО «МЕХКОЛОННА №62».
В статье 1 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ № 196) указаны задачи, приоритетом которых является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а так же защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий снижения тяжести их последствий.
Кроме того, согласно ст. 3 ФЗ № основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а так же соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ № права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ № основными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог является соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия техническим регламентам и другим нормативным документам состояния дорог, при осуществлении ремонта возлагается на организацию, осуществляющую соответствующие работы.
В состав работ при капитальном ремонте автодорог включаются работы по элементам обустройства автомобильных дорог (замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений; средств организации и регулирования дорожного движения на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными дорогами и железными дорогами; нанесение и удаление временной разметки на период капитального ремонта; нанесение постоянной разметки после капитального ремонта; замена элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств).
В соответствии с положениями устава ФКУ УПРДОР «Кубань» утвержденного приказом Федерального дорожного агентства № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) предметом деятельности, Федерального казенного учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ФКУ УПРДОР «Кубань» на праве оперативного управления.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ УПРДОР «Кубань» (далее - заказчик) заключен государственный контракт № 3/13/КРАД на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Краснодар - Новороссийск км 98+000 - км 107+000 с ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» (далее - подрядчик), согласно которому подрядчик обязуется выполнить все работы по капитальному ремонту объекта в соответствии с условиями контракта и проекта.
Исходя из п. 2 ст. 11 ФЗ № ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапе реконструкции и строительства - на исполнителя работ.
Согласно положениям п. 8.4. государственного контракта № 3/13/КРАД подрядчик обязан обеспечить в ходе капитального ремонта выполнение на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, охране труда, обеспечению безопасности дорожного движения и др. в соответствии с Проектом и Перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ.
В соответствии с п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В ходе совместной проверки с группой дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по <адрес> выявлены нарушения требований действующих норм и правил, допущенных ОАО «MEXKOJIOHHA № 62», а именно: на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, в местах разрытия глубиной более 50 см отсутствуют ограждающие бетонные покрытия; временная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки встречных направлений, а также в зоне производства дорожных работ продолжительностью более 1 суток на ограждающих устройствах отсутствуют средства сигнализации и освещения, что является нарушением требований методических рекомендаций по «организации движения и организации движений в местах производства работ» разработанных институтом проблем БДД и согласованных департаментом ОБДД МВД России 19.02.2009.
По результатам выявленных нарушений работниками ОГИБДД ОМВД РФ по <адрес> в отношении подрядчика ОАО «MEXKOJIOHHA № 62» ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 300 000 руб. Кроме того, с начала июля 2013 года за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте автодороги, отделом ГИБДД ОМВД России по <адрес> совместно с БДПС <адрес>, к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ привлечено 9 должностных лиц ОАО «MEXKOJIOHHA № 62».
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» выдано предписание № об устранении выявленных недостатков со сроком исполнения до 12.05.2014. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой отделом ГИБДД ОМВД России по <адрес> исполнения предписания установлено неисполнение его в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор.
Согласно информации ФКУ УПРДОР «Кубань» (переименовано в ФКУ УПРОДР «Каспий» ДД.ММ.ГГГГ Приказом Росавтодора № от 31.03.2014) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком не сделаны работы предусмотренные этапом работ «Март 2014 года» на сумму 33 557 654, 79 руб., а также работы, предусмотренные этапом работ «Апрель 2014 года» на сумму 42 282 645,03 руб. В результате чего участок автодороги Краснодар - Новороссийск км 98+000 - км 107+000 с 2013 года находится в неудовлетворительном состоянии и при этом работы по капитальному ремонту не производятся.
Бездействие ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» нарушает предусмотренные ч. 1 ст. 24 ФЗ № права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают основные принципы законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а так же соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Кроме того, невыполнение условий государственного контракта подрядчиком, затягивание выполнение капитального ремонта, отсутствие ограждающих бетонных покрытий, временной дорожной разметки, средства сигнализации и освещения может повлечь причинение имущественного вреда и вреда здоровью граждан в результате ДТП.
Истец просит признать незаконным бездействие ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» в части не выполнения обязанностей по обеспечению соответствия дорог в процессе ремонта установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; обязать ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, устранить выявленные нарушения, а именно на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, в местах разрытия глубиной более 50 см. установить ограждающие бетонные покрытия; нанести временную дорожную разметку, установить средства сигнализации и освещения в зоне производства дорожных работ; обязать ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, производить капитальный ремонт в соответствии с условиями договора подряда.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тян Л.Д. поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» Фролова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица ОИГБДД МВД России по <адрес> Протченко Д.В. в судебном заседании при вынесении решения полагался на усмотрение суда, пояснив, что в части требований о нанесении временной дорожной разметки исполнить невозможно, так как дорога только строится.
Третье лицо ФКУ УПРДОР «Каспий» надлежащим образом извещенный о дате и месте слушания дела, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте Тахтамукайского районного суда, в судебное заседание не явился, суд о причинах не явки не извещен.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования <адрес> подлежат удовлетворению частично.
Как установлено в судебном заседании при строительство и содержании автомобильной дороги ФАД-А-146 «Краснодар-Новороссийск» выявлены нарушения допущенные строительной фирмой ОАО «МЕХКОЛОННА №62».
В статье 1 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ № 196) указаны задачи, приоритетом которых является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а так же защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 ФЗ № основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а так же соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ № права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ № основными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог является соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия техническим регламентам и другим нормативным документам состояния дорог, при осуществлении ремонта возлагается на организацию, осуществляющую соответствующие работы.
В состав работ при капитальном ремонте автодорог включаются работы по элементам обустройства автомобильных дорог (замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений; средств организации и регулирования дорожного движения на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными дорогами и железными дорогами; нанесение и удаление временной разметки на период капитального ремонта; нанесение постоянной разметки после капитального ремонта; замена элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств).
В соответствии с положениями устава ФКУ УПРДОР «Кубань» утвержденного приказом Федерального дорожного агентства № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) предметом деятельности, Федерального казенного учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ФКУ УПРДОР «Кубань» на праве оперативного управления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ УПРДОР «Кубань» (далее - заказчик) заключен государственный контракт № 3/13/КРАД на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Краснодар - Новороссийск км 98+000 - км 107+000 с ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» (далее - подрядчик), согласно которому подрядчик обязуется выполнить все работы по капитальному ремонту объекта в соответствии с условиями контракта и проекта.
Исходя из п. 2 ст. 11 ФЗ № ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапе реконструкции и строительства - на исполнителя работ.
Согласно положениям п. 8.4. государственного контракта № 3/13/КРАД подрядчик обязан обеспечить в ходе капитального ремонта выполнение на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, охране труда, обеспечению безопасности дорожного движения и др. в соответствии с Проектом и Перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ.
В соответствии с п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В ходе совместной проверки с группой дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по <адрес> выявлены нарушения требований действующих норм и правил, допущенных ОАО «MEXKOJIOHHA № 62», а именно: на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, в местах разрытия глубиной более 50 см отсутствуют ограждающие бетонные покрытия; в зоне производства дорожных работ продолжительностью более 1 суток на ограждающих устройствах отсутствуют средства сигнализации и освещения, что является нарушением требований методических рекомендаций по «организации движения и в местах производства работ» разработанных институтом проблем БДД и согласованных департаментом ОБДД МВД России 19.02.2009.
По результатам выявленных нарушений работниками ОГИБДД ОМВД РФ по <адрес> в отношении подрядчика ОАО «MEXKOJIOHHA № 62» ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 300 000 руб.
Кроме того, как видно из материалов дела, с начала июля 2013 года за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте автодороги, отделом ГИБДД ОМВД России по <адрес> совместно с БДПС <адрес>, к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ привлечено 9 должностных лиц ОАО «MEXKOJIOHHA № 62».
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» выдано предписание № об устранении выявленных недостатков со сроком исполнения до 12.05.2014. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой отделом ГИБДД ОМВД России по <адрес> исполнения предписания установлено неисполнение его в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор.
Согласно информации ФКУ УПРДОР «Кубань» (переименовано в ФКУ УПРОДР «Каспий» ДД.ММ.ГГГГ Приказом Росавтодора № от 31.03.2014) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком не выполнены работы предусмотренные этапом работ «Март 2014 года» на сумму 33 557 654, 79 руб., а также работы, предусмотренные этапом работ «Апрель 2014 года» на сумму 42 282 645,03 руб. В результате чего участок автодороги Краснодар - Новороссийск км 98+000 - км 107+000 с 2013 года находится в неудовлетворительном состоянии и при этом работы по капитальному ремонту не производятся.
Таким образом, бездействие ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» нарушает предусмотренные ч. 1 ст. 24 ФЗ № права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, что является недопустимым, так как нарушаются основные принципы законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а так же соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Определение Тахтамукайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в части обязания ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, в части требований производить капитальный ремонт в соответствии с условиями договора подряда, прекращено, в связи с неподсудностью спора судам общей юрисдикции.
Требования прокурора <адрес> в части нанесения временной дорожной разметки не подлежат удовлетворению, так как строительство дороги не окончено, ведутся первоначальные работы.
На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению,признав незаконным бездействие ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» в части не выполнения обязанностей по обеспечению соответствия дорог в процессе ремонта установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; обязав ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, устранить выявленные нарушения, а именно на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, в местах разрытия глубиной более 50 см. установить ограждающие бетонные покрытия, установить средства сигнализации и освещения в зоне производства дорожных работ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» в части не выполнения обязанностей по обеспечению соответствия дорог в процессе ремонта установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать ОАО «МЕХКОЛОННА № 62», ИНН № адрес: <адрес>, устранить выявленные нарушения, а именно на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, в местах разрытия глубиной более 50 см. установить ограждающие бетонные покрытия; установить средства сигнализации и освещения в зоне производства дорожных работ.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» в части: обязать нанесении временную дорожную разметку на участках ФАД А - 146 км 98+800, км 99+500 - км 101+000 в зоне производства дорожных работ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья С.Х. Едиджи