К делу №2-2610/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2019 года г.Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Набоковой Б.А.,
с участием представителя истицы Хабиевой А.Е. по доверенности – Блягоз З.С.,
представителя ответчика Министерства финансов Республики Адыгея по доверенности – Шовгеновой М.С.,
представителя ответчика ГБУ Республики Адыгея «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» – руководителя Аутлева А.А., представителя по доверенности – Луневой Л.Н.,
представителя третьего лица Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по доверенности – Лотакова В.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Хабиевой А.Е. к Министерству финансов Республики Адыгея, ГБУ Республики Адыгея «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти, и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Хабиева А.Е. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Республики Адыгея, ГБУ Республики Адыгея «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти, и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что является пенсионеркой, <данные изъяты>, собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Полагает, что в результате игнорирования должностными лицами требований безопасности гидротехнических сооружений, неудовлетворительных условий эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений, а также неудовлетворительной организации контроля за их безопасностью – произошла авария, а именно: прорыв дамбы, расположенной на территории МО «Шовгеновский район», ввиду чего принадлежащее истцу домовладение, которое находилось в зоне затопления, и являющееся единственно пригодным местом для проживания истца, а также находящееся в нем имущество, пришло в негодность. Актом обследования и заключением межведомственной комиссии, а также постановлением администрации подтверждена непригодность жилого дома истицы для проживания. Согласно заключения эксперта от 26.03.2019 №184/н-19 рыночная стоимость материального ущерба, причиненного наводнением жилому дому истицы составила 1 540 017 руб. Следовательно, размер причиненного истице вреда за вычетом страхового возмещения составляет 685 026 руб. Просит суд взыскать с ответчика в счет причиненного вреда 685 026 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
В судебном заседании представитель истицы уточнил заявленные требования, просил взыскать с ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» за счет казны Республики Адыгея или за счет средств самого Учреждения в счет причинения материального вреда денежную сумму в размере 685 026 руб. и компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб. В обосновании правовой позиции указал, что ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» обязано возместить вред на основании ст.1072 ГК РФ. ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» застраховало свою ответственность и, после произошедшего паводка истице в качестве страхового возмещения было выплачено 84 982 руб. Однако, этой суммы недостаточно для полного возмещения ущерба. Полагал, что в связи с этим с ответчика ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» необходимо взыскать разницу между выплаченным страховым возмещением и размером причиненного ущерба. Также полагал необходимым взыскать компенсацию морального вреда.
Представители ответчиков и третьих лиц возражали против удовлетворения исковых требований, считали их незаконными и необоснованными, просили в иске отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и подтверждается выпиской из ЕГРН истице Хабиевой А.Е. принадлежит на праве собственности 1/2 доля жилого дома, площадью 62,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Другая 1/2 доля вышеуказанного жилого дома принадлежит ФИО1
Также, из материалов дела усматривается, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера (опасные гидрологические явления, высокие уровни воды рек Фарс, Лаба, Чехрак) регионального уровня, произошедшей в Гиагинском, Кошехабльском, Шовгеновском и Красногвардейском районных Республики Адыгея 26.05.2017, домовладение истицы оказалось в зоне затопления.
Согласно акта обследования межведомственной комиссии №12 от 02.06.2017, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в общей долевой собственности истицы Хабиевой А.Е. и ФИО1, пострадал от паводка на территории Шовгеновского района, произошедшего в мае 2017 года.
На основании вышеуказанного акта обследования межведомственной комиссии №12 от 02.06.2017 было принято заключение о непригодности жилого дома истицы для проживания.
В соответствии со страховым актом №1110101138731-S000013N от 27.02.2018 Хабиевой А.Е. возмещен имущественный ущерб в размере 84 982 руб., причиненный в результате аварии – прорыва дамбы.
Выплата страхового возмещения в данном размере подтверждается платежным поручением №68879 от 14.03.2018.
В своих требованиях истица просит взыскать с ответчика в счет причиненного вреда 685 026 руб. ((1 540 017 руб. (размер ущерба в соответствии с экспертизой) / 2) – 84 982 руб. (страховое возмещение)), а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
В обоснование своих требований истица ссылается, что вред домовладению причинен в результате незаконных действий должностного лица – директора ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений».
Однако с данными доводами нельзя согласиться.
Так, в соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом Гражданским кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень условий, при наличии которых у государственных органов возникает обязанность возместить вред РФ.
Так, в силу ст. 1069 ГК РФ, требование о возмещении убытков, возникших в результате неправомерных действий государственных органов, может быть удовлетворено только при наличии следующих обязательных условий:
- неправомерности решений, действий или бездействия государственных органов или должностных лиц;
- причинения лицам или их имуществу вреда или убытков;
- причинной связи между неправомерными решением (действием или бездействием) должностных лиц и наступившим вредом (убытками);
- виновности должностного лица, если вред наступил вследствие принятия этим лицом неправомерного решения.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом, при отсутствии какого-либо условия возмещение убытков не допускается.
Согласно ст.1071 ГК РФ финансовые органы выступают от имени казны лишь в случае, если эта обязанность в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, Министерство финансов Республики Адыгея может выступать от имени казны Республики Адыгея только в том случае, когда вред причинен гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Главы Республики Адыгея от 26.05.2017 года №100-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации», в связи с интенсивными дождями, градом, паводками и подтоплением, произошедшими на территории Республики Адыгея, на территории данного субъекта с 26 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации. В зону чрезвычайной ситуации включены территории муниципального образования «Гиагинский район», муниципального образования «Кошехабльский район», муниципального образования «Красногвардейский район», муниципального образования «Шовгеновский район» и муниципального образования «Город Майкоп».
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.
Как установлено решением Шовгеновского районного суда от 06.04.2018 года, 26 мая 2017 года на территории муниципального образования «Шовгеновский район» имело место стихийное бедствие, вызванное интенсивными дождями и паводками, в результате чего домовладение Хабиевой А.Е., расположенное по адресу: <адрес>, было затоплено.
Данное решение оставлено без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 19.06.2018 и вступило в законную силу.
В соответствии с Положением о Комитете Республики Адыгея по делам гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям (утв. Постановлением Кабинета Министров РА от 21.10.2014 №253), Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим функции в области защиты населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пункт «з» ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относит: обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определение порядка финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно пункту 2 данных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
1) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
2) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
Из материалов дела усматривается, что в связи с затоплением дома, истицы Хабиевой А.Е. из федерального бюджета оказана финансовая помощь за полностью утраченное имущество в размере 100 000 рублей.
Данный факт стороной истца в судебном заседании не оспаривался.
Соответственно, вред, причиненный в результате паводка в мае 2017 года, не может быть возмещен за счет средств казны Республики Адыгея.
Вывод истца о том, что вред домовладению причинен в результате незаконных действий должностного лица – директора ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» является необоснованным.
Так, согласно п.1 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2014 №332 «О создании государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений», основной целью деятельности ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Адыгея, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.5 ст.123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.12.2014 года №332 «О создании государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений», определено, что ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» является подведомственным Управлению по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея.
Одной из основных задач Управления является реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, природопользования, водных ресурсов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со своими функциями Управление в области безопасности гидротехнических сооружений:
а) на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральным законодательством, решает вопросы безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Адыгея, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;
б) обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении природоохранных мероприятий;
в) принимает решения об ограничении условий эксплуатации гидротехнических сооружений в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;
г) участвует в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;
д) информирует население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
е) согласовывает расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Из доводов ответчика Министерства финансов Республики Адыгея усматривается, что прокуратурой Республики Адыгея и СУ СК России по Республике Адыгея в рамках уголовного дела была проведена проверка деятельности ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» в связи с прорывом дамбы в а.Хакуринохабль Шовгеновского района 26.05.2017.
По результатам проверки вынесено постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в связи с отсутствием состава преступления, то есть виновных действий руководителя ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» не установлено.
В рамках расследования уголовного дела №11702790011377011 проводилась правовая оценка действий не только руководителя ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» - ФИО2 как должностного лица, но и правовая оценка деятельности государственного бюджетного учреждения.
В ходе предварительного расследования установлено, что собственником защитной дамбы является Республика Адыгея. ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» дамба передана на праве оперативного управления в 2015 году.
После принятия гидротехнических сооружений на баланс, в 2015-2016 году были заключены договора с ИП «Тлехатук» и ООО «СИМ-СТРОЙ» о проведении восстановительных и строительных работ на защитной дамбе, расположенной на реке Фарс в а.Пшичо, Кабехабль, Хатажукай, Хакуринохабль Шовгеновского района Республики Адыгея. Указанные работы выполнены в полном объеме, что полностью подтверждается изъятой в рамках уголовного дела документацией.
Согласно акту планового обследования от 30.03.2017, составленного комиссией ГБУ РА «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений», перед аварией было выявлено 8 проблемных участков дамб обваливания. Однако ни один из восьми выявленных проблемных участков не стал причиной возникновения аварии на ГТС. Напротив, участок на котором произошел прорыв, в момент предпаводкового обследования не был поврежден и соответствовал проектной документации. На выявленные 8 аварийных участков было запланировано проведение текущих ремонтных работ в 2017 году в рамках государственной программы Республики Адыгея «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2014-2020 годы».
Согласно заключению специалистов №246/3-90-18 установлено, причиной прорыва напорного фронта 26.05.2017 явилась потеря грунтами основания на определенном участке дамбы фильтрационной прочности, что привело к прорыву напорного фронта с выносом масс грунтов в сторону низового откоса и разрушению дамбы снизу с проседанием вышерасположенных слоев дамбы. Также сделан вывод о том, что разрушению дамбы предшествовал очень редкой повторяемости быстрый подъем паводковых вод.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение данных положений стороной истца не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие вины должностных лиц ГБУ Республики Адыгея «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» в прорыве дамбы и затоплении принадлежащего Хабиевой А.Е. дома. Также не представлено доказательств опровергающих доводы ответчика.
Помимо прочего сторона истца ссылается на то обстоятельство, что ущерб в размере 685 026 руб. должен быть возмещен Хабиевой А.Е. в силу ст.1072 ГК РФ, так как случай признан страховым, а страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред.
Вместе с тем, данный вывод стороны истца не соответствует действительности.
Так, из представленной в суд копии страхового дела усматривается, что Хабиевой А.Е. 27.02.2018 в САО «ВСК» было подано заявление о выплате страхового возмещения.
К указанному заявлению истицей был приложен отчет ООО «КОПЕРС» №022-18 от 07.02.2018 об определении рыночной стоимости жилого дома по адресу: <адрес>.
Из указанного отчета усматривается, что его заказчиком была истица Хабиева А.Е., оплатившая за проведение экспертизы 10 000 руб. (чек-ордер от 08.02.2018).
Отчетом ООО «КОПЕРС» №022-18 от 07.02.2018 определена рыночная стоимость спорного жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащего в равных долях истице Хабиевой А.Е. и ФИО1, которая составила 149 964 руб.
В соответствии со страховым актом №1110101138731-S000013N от 27.02.2018, САО «ВСК» удовлетворило заявление истицы Хабиевой А.Е., перечислив истице 1/2 часть стоимости жилого дома в соответствии с отчетом об оценке в размере 74 982 руб. и компенсацию расходов по проведению оценки в размере 10 000 руб.
Также, из страхового акта усматривается, что страховая сумма по полису страхования №1110101138731 от 18.05.2016 составляет 10 000 000 руб. Остаточная страховая сумма на день страхового случая и лимит ответственности на один страховой случай составлял 7 969 961 руб.
Таким образом, страховая компания САО «ВСК» полностью выплатила страховое возмещение 1/2 стоимости спорного жилого дома в размере 74 982 руб. и компенсацию расходов по проведению оценки в размере 10 000 руб.
Факта недостаточности страхового возмещения для полного возмещения причиненного вреда из материалов дела не усматривается (остаточная страховая сумма на день страхового случая и лимит ответственности на один страховой случай составлял 7 969 961 руб.).
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании с ответчика возмещения вреда, причиненного ее имуществу.
Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 данного кодекса.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Однако, судом не установлено вины ответчика в причинении вреда имуществу истицы.
Относимых и допустимых доказательств обратного стороной истца суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истицы о взыскании компенсации морального вреда обоснованными, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Хабиевой А.Е. к Министерству финансов Республики Адыгея, ГБУ Республики Адыгея «Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений» о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти, и компенсации морального вреда – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2019 года.
Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2019-005016-91
Подлинник находится в материалах дела №2-2610/2019
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.