№ 2-56/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 15 января 2020 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Карпухиной Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Тофан А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Екатерины Викторовны к ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Министерства труда России о признании незаконными решения об отказе в признании инвалидом и возложении обязанности по установлению группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Семенова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконными решений бюро МСЭ №14 общего профиля от 10.07.2019 и экспертного состава №3 специализированного и общего профиля от 12.07.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России об отказе в установлении группы инвалидности и возложении обязанности по установлению группы инвалидности.
В обоснование иска Семенова Е.В. указала, что страдает рядом заболеваний (*** которые препятствуют осуществлению трудовой деятельности, поскольку ее состояние здоровья ухудшается. В результате указанных диагнозов и в отсутствие каких-либо улучшений состояния здоровья 03.07.2019 Семенова Е.В. обратилась в бюро МСЭ №14 общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России с заявлением об оказании государственной услуги по проведению медико - социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности. Согласно результатам экспертизы установлено, что у Семеновой Е.В. имеется нарушение здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не вызывающее необходимость в мерах социальной защиты, что в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико -экспертизы граждан, утвержденных Приказом Минтруда России от №1024н, а также в соответствии с Постановлением Правительства 2.2006г. № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", не дает основания для установления группы инвалидности, в связи с чем, инвалидность ей не установлена. Данное решение бюро МСЭ №14 общего профиля от 10.07.2019 Семеновой Е.В. обжаловано. 12.07.2019 экспертным составом №3 специализированного и общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России была проведена очная медико-экспертиза в порядке обжалования. Решение бюро МСЭ №14 общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской Минтруда России от 10.07.2019 признано обоснованным, соответствующим нормативно-правовым документам по МСЭ и не изменено. Инвалидность Семеновой Е.В. не установлена. Считая указанные решения необоснованными, Семенова Е.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании Семенова Е.В. иск поддержала по изложенным основаниям в заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Ермакова С.Ю. в судебном заседании суде исковые требования не признала и пояснила, что при проведении очной медико-социальной экспертизы 14.06.2019 на основании представленных истцом документов и по результатам его осмотра было установлено незначительное нарушение функций дыхательной системы, которые составляли 10%. Из этого следовало, что у Семеновой Е.В. имелись нарушения здоровья с 1 (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не определяющие необходимость социальной защиты в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, утвержденных приказом Минтруда РФ от 17.12.2015 №1024н, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95.
Заключение судебной медико-социальной экспертизы подтвердило обоснованность выводов, изложенных в заключениях экспертов ФКУ «Главное бюро МСЭ по Липецкой области» Минтруда России.
В п.5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, перечислены условия признания гражданина инвалидом, при этом необходимо наличие этих условий в совокупности. Заболевание Семеновой Е.В. не приводит к ограничению ее жизнедеятельности, а также к необходимости мер социальной защиты, включая реабилитацию. Само по себе нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, не может являться основанием для признания лица инвалидом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, заключение эксперта, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. определено понятие «нетрудоспособные граждане», к которым относятся инвалиды 1, 2 и 3 группы (ст.2, ст.11).
Статья 12 Закона указывает, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст.1, ст.7 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
В соответствии со ст.32 того же Закона споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п.46 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (далее - Правила) и определяющих в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом, решение бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно данным Правилам признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2).
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п.3).
Пунктом 16 Правил утверждено, что медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В соответствии с пунктами 5-7, 9 вышеуказанных Правил признания лица инвалидом, условиями признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Как установлено п.п.20, 25 Правил, медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
В силу п.28 Правил решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему (п.29 Правил).
В соответствии с п. 4 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 года N 1024н, действующих на момент возникновения спорных правоотношений выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100 с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к классификациям и критериям.
Согласно п.п.10 - 12 Классификаций и критериев, критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что после полученной травмы в апреле 2017 года (***) Семенова Е.В. лечилась амбулаторно-местно НПВП (мази,гели). 19.11.2018 Семенова Е.В. госпитализирована в хирургическое отделение ТОГБУЗ "ГБ им. С.С. Брюхоненко" г.Мичуринска с диагнозом: "*** для проведения планового оперативного лечения. Произведено вправление вывиха с фиксацией спицей Киршнера. 28.11.2018 Семенова Е.В. была выписана. Далее наблюдалась в поликлинике по месту жительства у хирурга, лечилась амбулаторно-по требованию (ФТЛ, ЛФК). 30.04.2019 Семенова Е.В. консультирована травматологом-ортопедом ТОКБ, диагноз: ***, лечилась амбулаторно. По результатам прохождения Семеновой Е.В. лечения выдано направление на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности.
10.07.2019 Семенова Е.В. была освидетельствована бюро МСЭ №14 общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской» Минтруда России.
По результатам очного освидетельствования для установления группы инвалидности, анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, данных личного осмотра гражданина, специалистами бюро выявлено нарушение здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не вызывающее необходимость в мерах социальной защиты, что в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико -экспертизы граждан, утвержденных Приказом Минтруда России от №1024н, а также в соответствии с Постановлением Правительства 2.2006г. № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", не дает оснований для установления Семеновой Е.В. группы инвалидности.
В рамках обжалования принятого решения, 12.07.2019 года Семенова Е.В. освидетельствована повторно экспертным составом №3 специализированного и общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по области» Минтруда России.
При проведении в порядке обжалования очной медико-социальной экспертизы, проводимой с учетом комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, данных личного осмотра гражданина специалистами экспертного состава №3 оснований для установления Семеновой Е.В. группы инвалидности не выявлено.
Наличие факта влияния других функций организма на максимально выраженное в процентах нарушение функций организма не установлено.
Сопоставляя основные виды нарушений функций организма Семеновой Е.В. и степень их выраженности с основными категориями жизнедеятельности, прописанными в вышеназванном приказе Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2015г. №1024-н, суд считает решение бюро МСЭ №14 общего профиля от 10.07.2019, а также решение экспертного состава №3 специализированного и общего профиля от 12.07.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по области» Минтруда России об отказе в установлении Семеновой Е.В. группы инвалидности обоснованными по следующим основаниям.
Все имеющиеся заболевания истца, указанные в направлении на медико-социальную экспертизу, были учтены ответчиком в ходе проведения очного освидетельствования Семеновой Е.В. 10.07.2019г. и 12.07.2019г.; наличие указанных заболеваний не предопределяет установление группы инвалидности на момент освидетельствования, поскольку степень выраженности осложнений заболеваний истца на момент освидетельствования не ограничивает основные критерии жизнедеятельности.
Судом, с учетом мнения сторон, была назначена медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное бюро МСЭ по Липецкой области» Минтруда России.
Согласно экспертному заключению ФКУ «Главное бюро МСЭ по Липецкой области» Минтруда России Семеновой Е.В. проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза, по результатам которой установлено, что на момент освидетельствования Семеновой Е.В. в бюро МСЭ №14 общего профиля от 10.07.2019, экспертным составом №3 специализированного и общего профиля от 12.07.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по области» Минтруда России не имелось оснований для установления группы инвалидности.
Заключение судебной медико-социальной экспертизы истцом не оспорено. Иных доказательств, свидетельствующих о наличии на момент освидетельствования условий для установления группы инвалидности, истцом суду не предоставлено. Вывод о том, что имеющиеся у истца нарушения здоровья не вызывают необходимость в мерах социальной защиты, не опровергнут.
Указанное выше экспертное решение ФКУ «Главное бюро МСЭ по Липецкой области» Минтруда России вынесено в соответствии с нормативными правовыми документами по медико-социальной экспертизе: «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №95 и Приказом Минтруда России от 17.12.2015г. №1024-н «О классификациях и критериях используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком не допущено нарушений прав истца при проведении медико-социальной экспертизы. Экспертиза проведена в установленном законом порядке, выводы экспертизы объективны, соответствуют представленным на освидетельствование медицинским документам.
Суд не усматривает оснований для отмены решения бюро МСЭ №14 общего профиля от 10.07.2019 и решения экспертного состава №3 специализированного и общего профиля от 12.07.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по области» Минтруда России, а также оснований для установления Семеновой Е.В. группы инвалидности. В связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований Семеновой Е.В. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Семеновой Екатерины Викторовны к ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Министерства труда России о признании незаконными решения об отказе в признании инвалидом и возложении обязанности по установлению группы инвалидности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Карпухина
Решение в окончательной форме принято 22 января 2020г.
Судья Ю.А. Карпухина