Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-633/2022 (2-3099/2021;) ~ М-3247/2021 от 21.12.2021

Дело № 2-633/2022

УИД: 91RS0022-01-2021-005545-85

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 апреля 2022 года                                                                                              г. Феодосия

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                               Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря                                                 Аблязовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антифеева ФИО6 к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании права собственности на земельный участок,-

УСТАНОВИЛ:

    Истец Антифеев А.А., через своего представителя Клименко В.С., обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 36 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

    В обоснование требований указал, что решением 37-й сессии 6-го созыва Щебетовского поселкового совета от 28 декабря 2012 года ему было разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0036 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального гаража с последующей передачей в собственность. По его заказу фирма ООО «Союз плюс» в 2013 году подготовила проект отвода и схему расположения земельных участков по адресу: <адрес>. 13 мая 2019 года он обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в новой редакции», утвержденному постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым 27 февраля 2019 года           № 770. Однако, постановлением Администрации г. Феодосия №2780 от 30 августа 2019 года в этом ему было отказано по причине того, что земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными домами Ж-1, которая не предусматривает основной вид разрешенного использования, позволяющий использовать заявленный земельный участок для размещения индивидуального гаража. 30 сентября 2019 года им подано повторное заявление о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав и постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2019 года ему опять было в этом отказано по аналогичной причине. 06 февраля 2020 года он, через своего представителя Клименко В.С., обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ г. Феодосии в части отнесения земельного участка для зоны Ж-1, однако, ответ на указанное заявление до настоящего времени ему не направлен. 08 апреля 2021 года он, через своего представителя, повторно обратился с заявлением в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления           прав, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в новой редакции», утвержденному постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым 30 сентября 2020 года . Однако, письмом Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 апреля 2021 года , ему было сообщено, что согласно пункту 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 01 января 2021 года.

    Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 10, 11, 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя», положения Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», указывая, что в настоящее время по независимым от него причинам он лишен возможности в установленном законом порядке приобрести в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, просил исковые требования удовлетворить.

Истец Антифеев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, подал заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Ответчики – Администрация города Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств суду не заявили.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку истец и представители ответчиков в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителей ответчиков.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением 37 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии от 28 декабря 2012 года «О разрешении на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков гражданам Украины» разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка Антифееву ФИО7, площадью 0,0036 га, расположенного в           <адрес>, для строительства индивидуального гаража, с последующей передачей в собственность из земель, не переданных в собственность или постоянное пользование; возложена обязанность в срок до 28 декабря 2013 года выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка и предоставить на рассмотрение сессии Щебетовского поселкового совета г. Феодосии.

Решением 52 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии от                   30 декабря 2013 года «О продлении срока действия решений Щебетовского поселкового совета» продлен срок действия до 30 декабря 2014 года с добавлением      словами «из земель коммунальной собственности», в том числе решение 37 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии от 28 декабря 2012 года «О разрешении на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков гражданам Украины».

13 мая 2019 года Антифеев А.А., через своего представителя Клименко В.С., обратился в Администрацию города Феодосии Республики ФИО2 с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 36 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в собственность в порядке завершения оформления прав, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», утвержденному постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 февраля 2019 года .

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 30 августа 2019 года «Об отказе в удовлетворении заявления гражданину Российской Федерации Антифееву А.А. о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав» Антифееву А.А. отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 36 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , для размещения индивидуального гаража, в связи с тем, что согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 29 марта 2019 года , указанный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, которая не предусматривает основной вид разрешенного использования, позволяющий использовать заявленный земельный участок для размещения индивидуального гаража.

30 сентября 2019 года Антифеев А.А. через своего представителя Клименко В.С., повторно обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 36 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в собственность в порядке завершения оформления прав, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», утвержденному постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым 27 февраля 2019 года .

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2019 года «Об отказе гражданину Российской Федерации Антифееву А.А. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав» Антифееву А.А. отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 36 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , для размещения индивидуального гаража, на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 29 марта 2019 года , указанный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, которая не предусматривает основной вид разрешенного использования, позволяющий использовать заявленный земельный участок для строительства индивидуального гаража.

06 февраля 2020 года Антифеев А.А., через своего представителя Клименко В.С., обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ г. Феодосии в части отнесения земельного участка для зоны Ж-1.

08 апреля 2021 года Антифеев А.А., через своего представителя Клименко В.С., вновь обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 36 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , в собственность в порядке завершения оформления прав, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», утвержденному постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым 30 сентября 2020 года , однако письмом Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 апреля 2021 года за                    ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку согласно пункту 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 01 января 2021 года.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от             17 января 2022 года № , предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, сведения об объекте недвижимости – земельном участке площадью 36 +/- 2 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, 26 апреля 2019 года внесены как «актуальные», и данному объекту недвижимости присвоен кадастровый . Правообладатель: муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, собственность –

Согласно Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1 статьи 36).

Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).

С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено названным Федеральным конституционным законом.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статьей 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к полномочиям администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом.

В силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды;

- земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным;

- участком в трех экземплярах и их подписание, а также, направляет проекты;

- указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование;

- испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю.

В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов тогда, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Согласно части 5 статьи 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее – решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона (пункт 1 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

На основании части 5 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

Пунктами 5 – 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, предусмотрен перечень необходимых документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя с целью предоставления земельного участка в порядке завершения оформления прав.

Постановлениями Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 февраля 2019 № 770 и от 30 сентября 2020 года № 2788 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».

Административный регламент устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Пунктом 9.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Необходимые документы, указанные в перечне, заявителем были предоставлены.

Подпункты 1 – 3 пункта 13.2 Административного регламента в качестве оснований для отказа в предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении и разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдача государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим лицом или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу положений подпунктов 1 – 3 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 статьи 30, статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются Правила землепользования и застройки которые включают в себя градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверху земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года № 1171 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от                      01 сентября 2014 года № 540 (с изменениями и дополнениями) утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому, под видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) предполагается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Таким образом, размещений гаражей на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, прямо предусмотрено соответствующим видом разрешенного использования.

При этом нормы действующего законодательства не содержат правил о недопустимости размещения таких вспомогательных объектов, в том числе, гаража, в отсутствие основного здания, то есть жилого дома.

Кроме того, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2015 года № 308-КГ15-7455 и от 03 июня 2019 года      № 301-КГ18-25680.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Никаких надлежащих относимых и допустимых доказательств несоответствия испрашиваемого земельного участка градостроительной документации, действующей до                 21 марта 2014 года, ответчиками не представлено.

В связи с чем, можно прийти к выводу о том, что как земельное, так и градостроительное законодательства исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации предусматривающей иное зонирование территории.

Тот факт, что при подготовке Правил землепользования и застройки, и определении границ территориальных зон не была учтена ранее разработанная градостроительная документация, факты предоставления и выделения земельных участков, сложившаяся планировка и существующее землепользование – не может являться препятствием для реализации административным истцом принадлежащего ему права на земельный участок в порядке завершения оформления прав, при том, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что эксплуатация земельного участка опасна для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

При таких обстоятельствах у Администрации города Феодосии Республики Крым не имелось оснований для отказа в передаче в собственность истца испрашиваемого земельного участка.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье. Предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру отношения.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

Обращаясь в суд с данным иском, истец указывает на то, что в настоящее время он лишен возможности в установленном законом порядке приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от                    17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года               № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные            правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав истца путем         признания за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 36 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Иск Антифеева ФИО8 – удовлетворить.

Признать за Антифеевым ФИО9 право собственности на земельный участок площадью 36 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, район школьного стадиона.

Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права собственности Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на земельный участок площадью 36 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий судья:    подпись                                 Чибижекова Н.В.

2-633/2022 (2-3099/2021;) ~ М-3247/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антифеев Александр Александрович
Ответчики
МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым"
Администрация города Феодосии Республики Крым
Другие
Клименко Валентина Сергеевна
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
feodosiya--krm.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2021Передача материалов судье
24.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее