Дело № 2-189/2020 (10RS0016-01-2020-000143-91)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2020 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.
при секретаре Шлёнской А.А.,
с участием представителя истца – адвоката Пулькиной С.Г.,
представителя ответчика Голоковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юпилайнен А.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) о признании незаконным отказа в индексации пенсии, обязании произвести индексацию и взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Юпилайнен А.Н. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что он является получателем страховой пенсии по старости с 16.01.1990. В соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ страховые пенсии подлежат ежегодной индексации, за исключением пенсий, получаемых работающими пенсионерами. С 01.01.2020 страховые пенсии проиндексированы на 6,6 %. Ответчиком в январе 2020 года отказано в индексации пенсии со ссылкой на то обстоятельство, что он является председателем гаражного кооператива, т.е. работающим лицом. Полагает данный отказ незаконным, поскольку замещение должности председателя гаражного кооператива возможно путем избрания (ст. 16, 17 ТК РФ), однако, в большей мере зависит от членства в товариществе, которое, в свою очередь, обусловлено наличием права собственности на гаражный бокс в кооперативе. Обязанности председателя гаражного кооператива он исполняет с 19.11.1997 а безвозмездной основе, что подтверждается выпиской из протокола собрания гаражного кооператива. Гаражный кооператив является некоммерческой организацией, созданной для удовлетворения материальных потребностей членов кооператива, не преследует извлечения прибыли, не распределяет полученную прибыль между участниками. Как член кооператива он представляет не только интересы кооператива, но и свои личные. Гаражный кооператив является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами кооператива, собственниками гаражных боксов, которые действуют в форме некоммерческой организации в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя. В данной случае, он, как председатель кооператива, действует исключительно в интересах членов кооператива, то есть в своих интереса, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений. Ссылки Пенсионного фонда на письма Минфина РФ, Минтруда РФ незаконны, так как данные письма не отвечают критериям нормативного правового акта, не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного крагу лиц. Исходя из имеющихся разъяснений Пенсионного фонда, у организаций, в которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством о страховых взносах начислялись страховые взносы, обязанность в предоставлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует; пенсионеры, которые не безвозмездной основе являются председателями и членами общественных организаций, считаются неработающими и имеют право на ежегодную индексацию пенсий. Размер индексации его пенсии составляет <...> руб. (<...>. Поскольку пенсия за январь 2020 года была выплачена без индексации, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного истец просит: признать незаконным решение ответчика в части приостановления индексации пенсии с января 2020 года и обязать произвести индексация пенсии в январе 2020 года на 6,6 %; взыскать с ответчика недополученную часть пенсии за январь 2020 года в размере <...> руб.; обязать ответчика выплачивать с февраля 2020 года пенсию с учетом индексации 6,6 %; взыскать с ответчика судебные расходы в размере <...> руб..
Определением суда от 26.02.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гаражный специализированный потребительский кооператив 37Б, МИ ФНС № 2 по РК.
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
В судебном заседание представитель истца исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении и письменных пояснениях.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что в соответствии с ФЗ от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация пенсий производится только неработающим пенсионерам. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются без учета индексации. Гаражным кооперативом были представлены сведения на Юпилайнен А.Н. как на застрахованное лицо.
Представитель третьего лица Гаражного специализированного потребительского кооператива 37Б в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.
Представитель третьего лица МИ ФНС № 2 по РК в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены. В письменном отзыве указали, что поскольку положениями ФЗ № 66-ФЗ председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенной функции на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица. Кроме того, руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, в том числе, председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в силу ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001 признаются застрахованными лицами. НК РФ не предусматривает освобождения от исполнения обязанностей по предоставлению расчетов по страховым взносам в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности, расчет предоставляется с нулевыми показателями.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 26.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Юпилайнен А.Н. с 16.01.1990 является получателем страховой пенсии по старости.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» стоимость одного пенсионного коэффициента в 2020 году равна 93 рублям 00 копейкам; размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2020 года устанавливается равным 5686 рублям 25 копейкам
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (ч. 9 ст. 17 ФЗ № 4000-ФЗ).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Понятие гаражного кооператива в Гражданском кодексе не содержится.
Согласно п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (п.п. 1 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ).
Гаражом признается здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как часть жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением (п. 3.3 СП 113,133330.2016 «Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99, утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 776/пр).
Следовательно, гаражный кооператив – некоммерческая организация, представляющая собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их потребностей в строительстве содержании гаражей для размещения транспортных средств.
При этом, нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» на гаражные кооперативы не распространяются (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 2 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1).
Гаражный кооператив подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями главы VI Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В судебном заседании установлено, что 21.05.1986 решением Исполнительного комитета Сегежского городского Совета народных депутатов № 103 создан кооператив по строительству гаражей № 37Б, переименованный в дальнейшем в Гаражный специализированный потребительский кооператив 37Б.
В соответствии с Уставом Кооператив является некоммерческой организацией, созданной в форме специализированного потребительского кооператива с целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в эксплуатации, ремонте и хранении автотранспортных средств, обеспечения надлежащего содержания автотранспортных средств и механических средств передвижения.
Решением общего собрания от 19.11.1997 председателем Кооператива избран Юпилайнен А.Н.. Этим же решением установлено, что Юпилайнен А.Н. выплата вознаграждения за выполнение обязанностей председателя не производится.
Из представленных в материалы дела упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 г.г., сведении о среднесписочной численности работников за 2017, 2018 г.г., расчетов по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 г.г. следует, что Кооператив прибыль из своей деятельности не извлекает количество застрахованных лиц – 0, страховые взносы не начислялись.
Из письма МИ ФНС № 2 по РК от 14.02.2020 № 03.2-08/01186 следует, что в налоговом органе отсутствуют сведения о доходах Юпилайнен А.Н..
Из копии трудовой книжки, данных индивидуального лицевого счета Юпилайнен А.Н., письма МИ ФНС № 2 по РК от 14.02.2020 № 03.2-08/01186 следует, что истец трудовую деятельность не осуществляет, доход от трудовой деятельности не получает. Доказательств иного суду не представлено.
Рассматривая вопрос об осуществлении Юпилайнен А.Н. иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, суд приходит к следующим выводам.
Из положений п.п. 4,5 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ следует, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 27.12.2019 Юпиллайнен А.Н. направил в адрес ответчика письмо о необходимости проведения с 01.01.2020 индексации выплачиваемой ему страховой пенсии, в ответе на которое ГУ УПФ РФ в г. Сегеже РК сообщило об отсутствии оснований для индексации пенсии (письмо от 23.01.2020).
Из индивидуального лицевого счета Юпилайнен А.Н. следует, что за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 Гаражный специализированный потребительский кооператив 37Б передал в пенсионный орган сведения на Юпилайнен А.Н. как на застрахованное лицо.
В материалах наблюдательного дела в отношении Гаражного специализированного потребительского кооператива 37Б имеются предоставленные за 10, 11 и 12 месяцев 2019, а также за 1 месяц 2020 года сведения о застрахованных лицах – Юпилайнен А.Н..
При рассмотрении вопроса об индексации пенсионный фонд исходил из данных индивидуального лицевого счета.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В соответствии со ст. 7 ФЗ № 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № 27-ФЗ)).
В статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ разграничены понятия застрахованного и зарегистрированного лица: застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; зарегистрированные лица - физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Целью индивидуального (персонифицированного) учета является, в том числе, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (ст. 3 ФЗ № 27-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи (сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) - в налоговые органы по месту их учета.
Ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования несут работодатели (ст. 28 ФЗ № 27-ФЗ).
В соответствии с п. 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Министерства труда РФ от 21.12.2016 № 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в случае осуществления деятельности на основании трудового договору либо договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы, либо если он является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.
Юпилайнен А.Н. к указанным категориям лиц не относится, соответственно, не является лицом, подлежащим обязательному пенсионному страхованию (застрахованным лицом). Учитывая изложенное, его отнесение к категории лиц, осуществляющих иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, не основано на нормах права.
Предоставление налоговых деклараций, расчётов по страховым взносам обусловлено правовым положением юридического лица, председателем которого является истец, что не может влиять на реализацию им прав в сфере пенсионного обеспечения.
Из письма ГУ УПФ РФ в г. Сегеже РК (межрайонное) от 03.03.2020 № 07-05/2109 следует что в период с 2016 года по 2019 год пенсионный фонд производил ежегодную индексацию пенсии Юпилайнен А.Н..
Учитывая вышеизложенное, Юпилайнен А.Н. не является лицом, которому в соответствии с ч. 1 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ выплата страховой пенсии производится без учета индексации, следовательно, отказ в индексации является незаконным, требования истца о признании данного отказа незаконным и обязании выплачивать пенсию с учетом индексации подлежат удовлетворению.
Из пояснений представителя истца следует, что расчет суммы недополученной истцом в январе 2020 года произведен с учетом данных из сети Интернет, данный расчет является неверным, иным образом произвести расчет истец не мог.
Из расчета ГУ УПФ РФ в г. Сегеже РК, отраженного в письмах от 07.02.2020, от 03.03.2020 размер пенсии истца производится без указания индексации в процентном отношении, расчет ведется исходя из стоимости пенсионного коэффициента, в соответствии с ч. 7 и ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Учитывая вышеизложенное, суд, во избежание ошибки при проведении расчета размера индексации, полагает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании недополученной пенсии без отражения конкретной суммы, путем обязания ответчика выплачивать Юпилайнен А.Н. пенсию с 01.01.2020 с учетом индексации.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст.48 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
В силу положений ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч.3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно.
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Анализ изложенных выше норм гражданского процессуального закона, правовой позиции Конституционного Суда РФ и установленных судом обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что заявленные истцом требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя являются обоснованными.
С учетом объема проведенной представителем работы, связанной с рассмотрением дела, категории спора, количества и длительности судебных разбирательств, соотносимости размера возмещения расходов с объемом защищаемого права, принципа разумности и справедливости, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в общем размере <...> рублей (<...> рублей – оплата услуг представителя по представлению интересов в суде, <...> руб. – подготовка искового заявления).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) в индексации с 01.01.2020 выплачиваемой Юпилайнен А.Н. страховой пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) произвести с 01.01.2020 индексацию выплачиваемой Юпилайнен А.Н. страховой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) с 01.01.2020 выплачивать Юпилайнен А.Н. страховую пенсию по старости с учетом индексации.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) в пользу Юпилайнен А.Н. судебные расходы в размере <...> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течения месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.В. Тугорева
Решение в окончательной форме изготовлено 06.03.2020.